Храмовый комплекс церквей Иоакима и Анны и Церковь Ахтырской иконы Божией Матери (Россия, Московская область, Можайский район, г. Можайск, ул. Крупской, 6) сложился в XIX веке на месте упразднённого Иоакиманского монастыря
На небольшой территории, со сквозным проходом, расположены две разновремённые церкви: Иоакима и Анны XIV-XVIII вв. и церковь Ахтырской иконы Божией Матери XIX в. Различные по масштабу и стилю, они не равноценны и в историко-архитектурном отношении. «Превосходящие размеры и яркий нарядный вид более позднего здания, выполненного в формах эклектики, не умаляют исключительного значения скромной более ранней постройки, содержащей существенные фрагменты исчезнувшего памятника можайского зодчества удельного периода» — по ПАМО, в.3, 1999.
Храмовый комплекс церквей Иоакима и Анны и Ахтырской иконы Божией Матери в Можайске
Белокаменный храм возведён в конце 90-х гг. XIV в., разобран в 1867 г. Уцелела только смежная с приделом северная стена — ставшая внешней. Небольшая настоящая церковь и является этим приделом, известным с конца XVI в. под именем Леонтия Ростовского. Бесстолпный храм принадлежит к редкому типу церквей «под звоном» и завершён ротондальной колокольней. Цилиндр звона вместе с четырьмя декоративными тумбами имитирует пятиглавие. Внешняя архитектура представляет собой синтез допетровского зодчества, классицизма и псевдоготики.
1. Вид на бывший Иакиманский монастырь с колокольни Ново-Никольского собора
2-3. Можайск. Церковь Иоакима и Анны XIX в.
4. Можайск. Храмы бывшиего Иакиманского монастыря
5. Можайск. Вид на церковь Ахтырской иконы Божией Матери XIV-XVIII вв.
6-7. Можайск. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери XIV-XVIII вв.
Вторая одноимённая церковь построена в замен разобранной древней по проекту К.В. Гриневского в 1867-1871 гг. Кирпичное оштукатуренное здание — типичный образец эклектики с чертами псевдорусского стиля. Четырёхстолпный трёхапсидный храм завершён глухим шестигранным барабаном под невысоким шатром.
Аналогичный шатёр венчает двухъярусную колокольню, архитектура которой более празднична и насыщена формами допетровского зодчества.