Памятники Архитектуры Подмосковья

Нижний Новгород. Музей-усадьба Рукавишниковых

Нижний Новгород. Музей-усадьба РукавишниковыхМузей-усадьба Рукавишниковых (Россия, Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская наб., д. 7)

Впервые мы приехали в Нижний Новгород в 2007 году. Прежде всего я стремилась попасть в загородное имение Подвязье, а потом уже в городскую усадьбу её владельцев – Рукавишниковых. Каково же было мое разочарование, когда я увидела сильно обветшавший дом, с потрескавшейся лепниной и осыпающимися карнизами... К тому же постройка была обнесена строительными лесами, единственным привлекательным местом для съемки оказалась скульптурная группа на фронтоне калитки, её то я и сфотографировала. 
Мы вернулись в этот город через 7 лет, и вновь я поспешила взглянуть на старинный особняк. К великому моему удовольствию застала его отремонтированным. В доме развернул свою экспозицию Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Несомненно, все здесь настраивает на познавательное и увлекательное пребывание, но меня прежде всего интересовали совершенно дивные по исполнению интерьеры. «Бесплатная» фотосъемка (входит в стоимость билета) допустима на парадной лестнице, и в нескольких залах, в остальных помещениях фото за дополнительную плату. Вообще данный музей коммерциализирован не в меру, например, его могут закрыть для посетителей ради свадьбы, и мы были тому свидетелями. 



style="display:block; text-align:center;"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-7395482930842155"
data-ad-slot="3324302692">







Т. П. Виноградова, А. И. Давыдов, В. В. Краснов//Мир русской усадьбы. III музейные научные чтения. Сборник материалов, 6-7 ноября 2006, Нижний Новгород, 2007, с. 89-101 (публикуется в сокращении)

«ТАЙНА» ДВОРЦА РУКАВИШНИКОВЫХ

<…>Первым документом в Центральном архиве Нижегородской области, который привлек внимание исследователя, был архитектурный проект, озаглавленный «Чертеж на надстройку каменного этажа на существующем каменном двухэтажном с мезонином доме, принадлежащем наследникам мануфактур-советника Михаила Григорьевича Рукавишникова на Верхневолжской набережной в г. Нижнем Новгороде». В этом деле представлен, как это было принято, план части города, где находился перестраиваемый дом. На плане — известная усадьба Рукавишниковых на набережной, расположенная в том месте, где она соединяется с Малой Печерской. Но самое интересное — что дом, проект перестройки которого представлен в архивном деле совсем не похож на известный нам дворец, хотя стоит на его месте. Начнем с того, что он квадратный в плане, а не прямоугольный, первый этаж с низкими окнами, приземист и расчерчен рустовкой, на нем, как на основании, стоит высокий второй. 


Четыре полуколонны опираясь на первый этаж и как бы прижимая его, идут вдоль второго этажа и мезонина и поддерживают треугольный фронтон. Украшением фасада служит шестиметровый балкон с чугунной решеткой в центре второго этажа. Выполненный в стиле позднего классицизма 40-х годов, XIX века, по образцовым проектам, этот дом органично вписывается в среду Нижнего Новгорода той поры. Чувствуется, что он спроектирован хорошим архитектором — им мог быть и Г. И. Кизеветтер, внесший в типовой проект свою индивидуальность. Заметим, что в 30-40-е XIX в. по его проектам в Нижнем Новгороде было построено множество домов по заказам дворян и купцов. Пройдитесь по старому городу, и вы встретите похожие дома, к сожалению, с каждым годом их остается все меньше и меньше. Они могут быть богатыми или скромными, каменными или деревянными, с колоннами или без них, но непременно с мезонинами, чаще в три окна. <…>
Мы не случайно предположили, что этот дом был построен в 40-е гг. XIX в. Для этого есть свои основания. 

Заметим, что место будущей усадьбы Рукавишниковых еще в начале XIX века оставалось незастроенным. Как это сегодня ни кажется странным, оно было окраинным для города той поры. Кроме того, бровка высокого берега Волги, перерезанная оврагами, была неудобна для застройки. Сюда выходили лишь огороды и заборы владений, расположенных по параллельной береговой кромке Жуковской улице (ныне улица Минина). <…>
Красные линии будущей Верхней (Верхневолжской) набережной были определены лишь в 1830-е гг. Напомним, что появлением набережной нижегородцы обязаны императору Николаю I. Его первый визит в Нижний Новгород состоялся в октябре 1834 г. и стал началом грандиозной программы по преобразованию города. Особое место в этой программе отводилось благоустройству высокого волжского берега: созданию набережной, а по береговым склонам — городского сада, названного впоследствии Александровским. В указаниях императора, вносящихся к волжскому откосу и близлежащей территории, в частности, говорилось: «...не позволять... деревянных строений; постройку же возводимых деревянных домов на откосе остановить, вознаградив владельцев отводом, в виде дара, в другом месте; земли и все деревянные дома, находившиеся тут, описав, определить, сколько каждый дом может существовать, и поставить знаки...».


В 1835 г. был «Высочайше утвержден» проект набережной, выполненный губернском архитектором И. Е. Ефимовым и инженером П. Д. Готманом. Непосредственный надзор за работами осуществлял инженер А. И. Поднозов. К осени 1839 г. полотно набережной было н нивелировано и выстлано булыжником (окончательное благоустройство откоса завершили лишь 1890-е гг.).
Рукавишников Иван СергеевичС начала 40-х гг. XIX века на набережной стали появляться первые каменные здания. Ограничительный режим застройки, установленный императором и предусматривавший лишь строительство здесь каменных домов и вдобавок по «лучшим» фасадам, утверждение опять-таки самим Николаем I, сдерживал формирование «парадно лица» города. Каменные дома возводились довольно медленно. Так; в середине XIX в. отмечалось, что из «замечательных строений на набережной находятся: здания Мартыновской больницы и Мариинского института благородных девиц, — последнее еще не кончено; также недурны дома: г. Григорьева, где помещается контора пароходного общества, под фирмою «Меркурий», купцов Везломцева и Коптева».

Оказалось, что дом на набережной нижегородского купца 3-й гильдии Серапиона Везломцева, отмеченный Н. И. Храмцовским как «недурной», и есть тот самый дом, который позже перешел в собственность купца 1-й гильдии, владельца первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода М. Г. Рукавишникова и который задумали перестроить наследники «железного» старика. Такой вывод можно сделать после знакомства с еще одним архивным документом, а именно с «проектом перестройки корпуса служб в домовладении нижегородского 3-й гильдии купца С. Везломцева, августа 1850 года». В этом деле тоже представлен план его усадьбы, которая позже станет принадлежать Рукавишниковым, где на красной линии набережной показан интересующий нас дом. Заметим, что домовладение Везломцева в то время занимало лишь часть территории усадьбы, показанной на плане 1799 г., примерно ее половину, обращенную к реке, в дальнейшем границы домовладения Рукавишниковых не менялись. 


Изображения из книги: Т. П. Виноградова, А. И. Давыдов, В. В. Краснов//Мир русской усадьбы. III музейные научные чтения. Сборник материалов, 6-7 ноября 2006, Нижний Новгород, 2007, с. 91, 95, 100.

К сожалению, точное время перехода усадьбы от Серапиона Везломцева к Михаилу Рукавишникову установить не удалось, так как окладные книги середины XIX в. в архиве не сохранились. В окладной же книге 1871 г. этот дом указан уже как принадлежащий М. Г. Рукавишникову и вместе с надворным строением оценивался в 4 тыс. рублей. Заметим, что при жизни владельца оценочная стоимость не менялась.
М. Г. Рукавишников скончался в 1874 г., оставив своим детям огромное состояние. Процесс передачи наследства тянулся до конца 1875 г. Известно, что над одним из сыновей М. Г. Рукавишникова — Александром и его долей наследства «по слабости его характера и болезненному состоянию» была учреждена опека. Не удалось установить на основании архивных документов, кто из наследников конкретно сразу после смерти родителя стал владельцем усадьбы на Верхневолжской набережной, которая в то время оценивалась в 3510 рублей. <…>

В архиве есть и еще один проект перестройки бывшего дом Серапиона Везломцева: «Чертеж на перестройку фасада, надстройку сверх крыши деревянного обшитого железом фонаря и устройство на дворе колодца наследникам мануфактур-советника Михаил Григорьевича Рукавишникова, на верхневолжской набережной в Нижнем Новгороде». Этот проект датирован июлем 1875 года. На чертеже, озаглавленном «Фасад в существующем виде», дом показан уже надстроенным, трехэтажным. Весьма сомнительно, что надстройка была выполнена в действительности: два месяца, которые отделяют по времени два проекта, это слишком короткий срок для столь масштабной работы. Видимо, этот проект следует рассматривать как естественное продолжение предыдущего. В нем предусматривается изменение всего облика дома в духе эклектики — хотя балкон в центре второго этажа оказался сохраненным, колонный портик полностью убран, а над крышей по оси симметрии здания устроен световой фонарь в виде открытой на все стороны беседки, увенчанной шпилем с развевающимся флагом. Заказчиком и этого проекта был С. М. Рукавишников. На листе под обновленным фасадом им написано: «По сему фасаду строить желаю. Сергей Михайлович Рукавишников».

То, что именно он стал единоличным владельцем усадьбы на Верхневолжской набережной, подтверждают архивные материалы, датированные 1876 г. Ситуация почему-то менялась в начале 1890-х г в марте 1891 г. очередная окладная книга фиксирует переход усадьбы к «Ивану, Сергею, Митрофану и Николаю Михайловичам и Евгении Ивановне Рукавишниковым». Но уже в июле 1891 г. того же года единственным владельцем вновь указан С. М. Рукавишников, остался он таковым вплоть до своей смерти в 1914 г. <…>
Вернемся к упомянутым выше двум проектам перестройки дома на набережной. Все было готово для производства работ, получены все разрешения, есть согласие заказчика, готов приступить к строительству архитектор Килевейн. Но почему-то это строительство не состоялось и проекты так и остались нереализованными. Вопрос, на который ответить нам сложно. Похоже, что мы смогли познакомиться лишь с небольшой частью того, что предшествовало строительству дворца С. М. Рукавишникова на Верхневолжской набережной. Несомненно одно — молодому наследнику доставшийся ему «образец типовой застройки» казался малым и скромным.

Вот как художественно воспроизводит писатель Иван Рукавишников честолюбивые мечты амбициозного наследника: «...Будущий дом велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будет строить. И будет дом-дворец. И во дворце — сто комнат. И зал в два света. И лестница — мрамор, какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион... Пусть город ахнет. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому. Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. А на набережной на верхней...».
Иван Рукавишников — сын Сергея Михайловича, и он знал, о чем писал: «Решено “строить ренессанс”». Из его романа «Проклятый род» узнаем, что «чертежи-планы из Москвы и из Петербурга». Тем самым писатель подтверждает укоренившееся в краеведческой литературе положение, что проект дворца на набережной выполнил архитектор-москвич Петр Самойлович Бойцов, которого С. М. Рукавишников «счастливо нашел», а автор фасадного декора — художник из Петербурга Михаил Осипович Микешин.


Авторство П. С. Бойцова документально подтверждается: в списке его проектов, составленном в 1890 г. для представления на звание академика, есть и дом С. М. Рукавишникова в Нижнем Новгороде. Что касается участия художника М. О. Микешина, то подтвердить или опровергнуть его авторство документально пока не удалось. Впервые его имя в качестве одного из авторов проекта без ссылки на источник названо краеведом А. И. Елисеевым в путеводителе по городу, изданном в 1958 г. Хотя и возможно, что он был автором декора дворца.
Известно, что с Нижним Новгородом он был связан — проектировал памятник Кузьме Минину.
К сожалению, проектных чертежей на существующий дворец С. М. Рукавишникова в архиве обнаружить так и не удалось, так же как и документации, связанной с его возведением. Можно предположить, что строительные работы начались в 1875 г. Именно тогда, по сведениям А. С. Гациского, были уничтожены остатки земляного вала древних укреплений, выходившего на откос, «при постройке дома г. Рукавишникова». Дата окончания строительства — 1877 г. — указана над главным входом во дворец.

«Рано по весне свалили леса, оплетавшие дворец. И могучий, грузностройный предстал он весенне-разлившейся Волге-реке. [...]. Строили его, чтоб на много-много лет в городе не было дома, тому дому равного. Ни у кого ни дерзости, ни капиталу не хватит. [...]Все в том дворце без обмана. Где мрамор видишь, то мрамор тот настоящий и в вершок толщиною, не как теперь на заграничный манер пилят, словно картонные листы. Колонну каменную глаз видит, верь, рукой не пробуй, — не зазвенит, не пустая. И в капитель колонны тоже верь: бронза, не картон золоченый. И в бронзе той меди и олова сколько в старых списках сказано. И если через сто лет в городе том будет война, и ударит чугунное ядро вон в ту стройную арку, и отшибет ядро ухмыляющуюся рожу старика-сатира, ничей глаз не увидит на том месте ни гнилых балок, ни ржавых костылей. А увидит правильную циркульную кладку, и ранее искрошится в меру прокаленный кирпич, чем сдаст прослойка верного цемента...» Таков новый дворец в описании Ивана Рукавишникова.

Обратим внимание на то, что возведение дворца не было строительством в обычном понимании, когда работы ведутся «с нуля». По сути своей это была реконструкция, и в итоге получился «дом, спрятанный в доме». В этом легко убедиться, если совместить планы первого и второго этажей бывшего дома Серапиона Везломцева и этих же этажей существующего дворца. Получается полное поэтажное совпадение планов старого дома и правого крыла дворца. В начале 1990-х гг. в этом убедилась Т. П. Виноградова. Таким образом, роскошный дом на набережной, похожий на итальянское палаццо, архитектор возводил, сохранив старый скромный дом. Он пристроил к нему новую часть по фасаду с левой стороны, создав при этом полную иллюзию симметрии здания, которую подчеркивает балкон, а нарушает лишь парадная лестница. Но симметрия эта кажущаяся — длина левой части, считая от «оси симметрии» до парадной лестницы значительно превышает длину правой. При внимательном рассмотрении в этом можно легко убедиться. Простенки слева уже, чем справа. И если кариатиды левого крыла с трудом втиснуты между окнами, то справа они стоят свободно, на некотором расстоянии от окон. Архитектор вынужден был так поступить, ведь с левой стороны был запроектирован огромный двухсветный зал для приемов и балов, и в связи с этим дом пришлось «растянуть». 

Дворец кажется приземистым, а его фасад — перегруженным скульптурой. Можно сказать, что в этом «повинен» старый дом. Это он «задал» архитектору и высоту этажей, и ритм окон, и до известной степени внутреннюю планировку.
Здесь кроется некая загадка для нас, современников, своего рода тайна. Почему архитектор вынужден был сохранить бывший дом Везломцева? Приведем возможные варианты ответов. Во-первых, возможно, что какую-то роль играли соображения экономические — при строительстве дешевле было бы сохранить коробку старого дома, его несущие конструкции. Но похоже, что не это было определяющим. Ведь речь шла о престиже семьи, и новый дворец являлся своего рода рекламой ее благополучия и процветания.
Думается, что заказчик не стал бы экономить на строительстве и считаться с расходами, снося старый дом. Что же касается архитектора, тем более столичного, то для него, безусловно, было бы интереснее делать целиком «свой проект», не испытывая давления предшествующих идей.

Показательно, что в двух рассмотренных нами архивных проектах сохранение старого дома являлось непременным условием заказчика. Можно предположить, что он стремился сохранить родовое гнездо, дом, где он вырос. Не исключено, что таковой была воля покойного родителя или живой в то время матери: Любовь Рукавишникова почти на двадцать лет пережила своего мужа, она умерла в 1893 г.
Известна и литературная версия Ивана Рукавишникова, Старый дом на набережной принадлежал престарелой тетушке С. М. Рукавишникова, которая ни продавать свой дом ни за какие деньги, ни покидать его не желала. И поэтому вынужден был Сергей Михайлович, купив землю вокруг, «заключить» дом тетушки в свой дворец, полностью сохранив его. Любопытная деталь — она продолжала жить в своем доме во время строительства, никуда не желала переезжать и стойко переносила все неудобства.

Итак, архитектор почему-то сохранил старый дом, но так тщательно его замаскировал, что сделал совершенно неузнаваемым. Чтобы пояснить, где же он скрыт, мы привели схему, на которой совмещены фасады старого дома и дворца.
Проходя однажды по набережной мимо музея, загляните через калитку в старинных воротах во двор, и вы увидите сбоку изящное крыльцо служебного входа — оно сохранилось от старого дома. А если обойти дом, то на южной стороне можно видеть тот самый балкон над бывшим центральным входом, с которого хозяин когда-то следил за делами в своей усадьбе.
Не спешите уходить, а постойте на набережной и внимательно посмотрите на фасад. Несмотря на сегодняшнее состояние здания, понимаешь, что дворец был построен с размахом, в духе «новой» моды. Атланты поддерживают балкон. Аллегорические фигуры на фасаде исполнены смысла, отражая понятия о красоте конца XIX в. и одновременно выполняя идею — восславить род богачей и меценатов.

Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
«УСАДЬБА РУКАВИШНИКОВЫХ»

Адрес:
Россия, Нижний Новгород, ул. Верхне-Волжская наб., д. 7

Проезд:
До остановки «Водная академия» или пл. Минина и Пожарского

Телефоны:
8(831) 422-10-52, 422-10-50 Приемная директора
8(831) 422-10-90 Касса музея
8(831) 422-10-57 Экскурсионный отдел

Факс:
8(831) 422-10-52

E-mail:
usad_ba@mail.ru Приемная директора

Сайт:
http://www.ngiamz.ru

Время работы (дни, часы):
Понедельник – выходной
Вторник, среда, четверг с 10 до 17 часов (экскурсионные сеансы – каждый час)
Пятница с 12.00 до 19.00 (экскурсионные сеансы – каждый час)
Суббота, воскресенье и праздничные дни с 12 до 19 часов.
(экскурсионные сеансы – каждый час)
Последняя среда месяца – бесплатное посещение музея школьниками.

Касса закрывается за 40 мин. до окончания работы музея
Последний четверг месяца – санитарный день

Бесплатное посещение:
Герои России, Герои Советского союза, Полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда и Полные кавалеры ордена Трудовой Славы, ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды афганской и чеченской войн и вооруженных конфликтов на территории РФ и за ее пределами, солдаты срочной службы, дети-сироты, инвалиды 1 и 2 групп, сотрудники музеев РФ.
Дети дошкольного возраста и многодетные семьи обслуживаются бесплатно.
Последняя среда месяца бесплатное экскурсионное обслуживание, для выше перечисленных категорий граждан.

Дни открытых дверей:
18 мая- Международный День музеев (для всех категорий граждан);
1 июня – Международный День защиты детей (для дошкольников и школьников);
1 сентября – День знаний (для школьников);

Заявки на экскурсии и справки по телефону:
8(831) 422-10-57


icon-car.pngFullscreen-Logo
Нижний Новгород. Музей-усадьба Рукавишниковых

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Нижний Новгород. Музей-усадьба Рукавишниковых 56.329310, 44.016085 Нижний Новгород. Музей-усадьба Рукавишниковых

Рубрика: Нижегородская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: