Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Стуловых (Чекмариха)

Усадьба Стуловых (Чекмариха) конный дворУсадьба Стуловых (Чекмариха) (Россия, московская область, Истринский район, пос. Дедовской школы-интерната)

Очерк «Купеческая усадьба» Евгения Полянцева был опубликован в октябре 1990 года, усадьба Чекманиха тогда ещё существовала. В 1999 г. выявленный объект культурного наследия был включен в каталог «Памятники архитектуры Подмосковья» под ред. Е.Н. Подъяпольской, а в 2006 г. от владений Стуловых почти не осталось построек, последним удалось застать полуразрушенный кирпичный конный двор (сегодня это уже бесформенные руины). Ландшафт на тот момент представлял собой нетронутую коттеджной застройкой привлекательность, теперь вероятно застроен каждый клочок вокруг живописного пруда. Как бы то ни было – усадьбы больше нет, но память о ней пусть живет. 
«С тех пор, как человек пахать обрел уменье, украсить дом и двор он ощутил стремленье». Эти слова из поэмы Жака Делиля «Сады», наверное, могут служить эпиграфом к рассказу о любой подмосковной усадьбе. Но из сотен сохранившихся остановимся на одной, расположенной в Истринском районе недалеко от Волоколамского шоссе и принадлежавшей купцам Стуловым.




Комплекс относится к очень интересной, но еще малоизученной группе памятников, завершающих более чем двухсотлетнюю историю усадебного строительства в окрестностях Москвы. К сожалению, загородная архитектура этого времени (конец XIX — начало XX веков) еще не превратилась в предмет серьезного исследования. Лишь избранные ансамбли, а чаще всего даже отдельные сооружения в них, связанные с именами таких известных зодчих, как М. Чичагов, Ф. Шехтель, А. Эрихсон, попали в поле зрения специалистов, в то время как «рядовые» памятники остались без должного внимания. Познакомимся с одним из них.

 
План усадьбы Стуловой (Чекмариха)
1. Главный дом; 2. Дом Стуловой; 3. Конный двор; 4. Погреб; 5. Служебные постройки; 6. Подъездная аллея; 7. Пруд

Участок, на котором построена усадьба Стуловых, не выделяется особой живописностью рельефа. Отсутствие дальних перспектив придает ансамблю камерный характер. Подобное расположение вполне соответствовало подходу к размещению усадеб на рубеже XIX—XX веков, правда, в нашем случае комплекс появился на месте существовавшего ранее.
От небольшой усадьбы уцелел лишь ансамбль парадного двора, искусственный пруд, устроенный в овраге, да несколько аллей. Но, несмотря на серьезные утраты, сохранившиеся фрагменты, как это ни парадоксально, отличаются художественной цельностью. Попытаемся донести ее черты.
План парадного двора лишен симметрии. Два усадебных дома поставлены перпендикулярно друг к другу. Первым был построен в начале 1910-х годов маленький дом. Здание расположено так, чтобы служить ориентиром при подъезде к усадьбе по главной аллее, и его сложный силуэт вырисовывался еще издали. Высокие островерхие кровли, затейливые, в «русском стиле», обрамления окон придавали ему сходство со сказочным теремом.


1. Усадьба Стуловых (Чекмариха), руины главного дома, фото Натальи Бондаревой 2005 г.
2-3. Усадьба Стуловых (Чекмариха), парк с прудом, фото Натальи Бондаревой 2005 г.
4. Усадьба Стуловых (Чекмариха), фрагмент парка, фото Натальи Бондаревой 2005 г.
5-6. Усадьба Стуловых (Чекмариха), главный дом, фото А. Галашевича 1977 г.
7. Усадьба Стуловых (Чекмариха), дом Стуловой, фото А. Галашевича 1977 г.
8. Усадьба Стуловых (Чекмариха), дом Стуловой, рис. Т.С. Борисовой, ПАМО в. 2 М., 1999, с. 189
9-10. Усадьба Стуловых (Чекмариха), главный дом, ПАМО в. 2 М., 1999, с. 188
11. Усадьба Стуловых (Чекмариха), главный дом — резные наличники в интерьере, ПАМО в. 2 М., 1999, с. 188
12. Усадьба Стуловых (Чекмариха), главный дом — резные наличники в интерьере, ПАМО в. 2 М., 1999, с. 188
13. Усадьба Стуловых (Чекмариха), план дома Стуловой, ПАМО в. 2 М., 1999, с. 189
14. Усадьба Стуловых (Чекмариха), план дома Стуловой, ПАМО в. 2 М., 1999, с. 188
15-16. Усадьба Стуловых (Чекмариха) статья С. Юрьевича

Несколькими годами позже на бровке пологого склона, ближе к пруду, появляется еще один, больший дом. (Вероятно, именно он занял место старого усадебного дома.) Распространенный в начале XX столетия в окрестностях Москвы и Петербурга «дачный» вариант модерна предопределил свободную компоновку плана и объема здания, а также его декор. Особенно отчетливо это влияние проявилось на восточном, парковом фасаде, где центральная часть с выступающей остекленной верандой неожиданно переходит в одноэтажное крыло, пластику которого оживляет веранда-беседка.
Своеобразно решен дворовый фасад. В его формах и декоративной отделке ясно читаются мотивы древней русской архитектуры. Завершение центрального фронтона напоминает закомару или кокошник. На фоне деревянного сруба выглядят естественными традиционные для народного деревянного зодчества полотенца, резное убранство подзоров и причелин, геометрический рисунок пропильной резьбы, усложненный в сандриках. К северному фасаду примыкает кирпичная кухня, вносящая некоторое равновесие в асимметричный объем здания.
Рядом с кухней есть небольшой кирпичный погреб. Вход в него отмечен порталом в «русском стиле», со столбами по обеим сторонам. Привычное размещение служб усадебного комплекса нарушает невзрачное кирпичное здание конюшни, расположенное здесь же на парадном дворе, рядом с главным домом.

Интересно, что хозяева дома принадлежали именно к купеческому сословию. Вообще уже во второй половине XIX века фамилии купцов встречаются достаточно часто среди владельцев имений. Совершенно естественно, что новая «социальная прослойка» вносила непривычные черты в усадебный быт, во внешний облик своих поместий. Так, в усадьбе Стуловых вместо одного главного дома, обычно завершавшего стройную композиционную схему загородного ансамбля, строятся два практически равноценных здания. Меньшее — для старшего поколения, большее — для наследников.
Примечательна также декоративная отделка усадьбы. Здесь следует напомнить, что в конце 1860-х годов появился особый интерес к русскому зодчеству, постепенно оформившийся в самостоятельное движение. Новый импульс национальная ветвь отечественной архитектуры получила уже в самом конце XIX века в работах «абрамцевского» кружка. Программная ориентация кружковцев на живое народное творчество во многом выступала своего рода антиподом дворянской культуры, ее ностальгической приверженности классическому наследию. И это противопоставление наиболее остро воспринималось именно в загородных усадьбах, где всегда словно жила тоска по аристократической патриархальности. Вероятно поэтому сразу бросается в глаза общность декоративного решения усадьбы Стуловых с работами «абрамцевцев». Подобная преемственность покажется не случайной, если вспомнить, что владельцами обоих имений были выходцы из недворянской среды.

На этом описание скромного ансамбля можно было бы закончить. Но знакомство с обыкновенной купеческой усадьбой оставляет не только приятное ощущение, словно после путешествия в мир чего-то полузабытого, почти сказочного, но и горький привкус опустошения и разорения. Утрачены многие элементы декоративной отделки Большого дома. Несколько комнат приспособили под жилье, остальные пустуют. Разрушается конюшня. От погреба уцелели лишь две стены. Однако наиболее тяжелая участь постигла Малый дом. Лет десять назад он был полностью разобран. Заметный диссонанс в восприятие ансамбля вносят современные жилые дома, построенные неподалеку от центрального ядра усадьбы. Да, наверное, иного и быть не могло, ведь даже после признания комплекса памятником архитектуры сколько-нибудь действенных мер по его восстановлению и охране не принято..." — писал Евгений Полянцев.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Стуловых (Чекмариха)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Стуловых (Чекмариха) 55.896521, 37.112610 Усадьба Стуловых (Чекмариха)

Рубрика: Истринский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: