Памятники Архитектуры Подмосковья

Владимир. Успенский собор

Успенский собор во ВладимиреУспенский собор во Владимире (Россия, Владимирская область, г. Владимир, Соборная площадь)

Главный (кафедральный) храм Северо-Восточной Руси. Одно из величайших созданий русской архитектуры XII в., послужившее «образцом» для более поздних соборов. Построен из белого тесаного камня по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в 1158— 1160 гг. в виде шестистолпного, трехнефного, одноглавого здания с тремя небольшими южным, северным и западным притворами и башнями у западных углов. Ширина центрального нефа составляет 20 греческих футов (равна ширине пролета Золотых ворот). 
Высота собора 32,3 м. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В 1185—1189 гг. при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы и башни были разобраны и заменены обширными и высокими галереями, для сообщения с которыми в стенах собора были прорублены арки. 





Вместо одноглавого собор стал пятиглавым. Апсиды перестроены. В новом аркатурном фризе появились фигурные консоли в виде львиных, женских масок, птиц и различных химерических существ. Старая скульптура вынесена на фасады галерей, причем две композиции («Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских») оказались срубленными. Часть фасадных женских масок появилась во время реставрации собора в XIX в. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов. Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее). Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г. В южной галерее видна часть композиции «Чудо Федора Тирона» начала XIII в. В 1408 г. собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От их росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. На западной арке представлены трубящие ангелы, женственные головы которых напоминают леонардовские образы. 


1. План Успенского собора во Владимире; 2-4. Фото С.М. Прокудина-Горского.

На своде — Христос-судия и символы четырех царств: Вавилонского (медведь), Македонского (грифон), Римского (крылатый барс) и Антихристова (рогатый зверь). На западной стене (на арке) — «Престол уготованный», по сторонам которого сидят апостолы Петр и Павел с ангелами. Остальные члены «апостольского трибунала» (слова Н. Н. Воронина) изображены на склонах свода. На северном — Матфей, Лука, Марк, Андрей и другие. На южном — Варфоломей, Симон, Иоанн и другие. За апостолами — сонм ангелов, склоненные головы которых (округлых «рублевских» очертаний) по грациозности близки к голове трубящего ангела. Под южным сводом — «праведные жены». На своде смежного южного нефа — большая композиция «Шествие праведных в рай». Путь шествию указывает апостол Павел (со свитком в руке). За апостолами, среди которых различаются Петр и Иоанн, идут пророки, потом отцы церкви и другие. Наибольшей психологической заостренностью отличается образ апостола Павла, но и он добр. Вся эсхатологическая сцена поражает настроением умиротворенности. В юго-западной части собора располагались картины самого рая. Роспись сильно пострадала от времени. Ее первоначальный колорит сохранился слабо. Для иконостаса собора Андреем Рублевым и Даниилом Черным были созданы грандиозный деисусный чин (в Третьяковской галерее и Русском музее) и иконы праздничного ряда. 

Владимирский Успенский соборКолокольня Успенского собора построена в 1810 г. Стилистически она представляет довольно свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки), однако архитектурный образ колокольни интересно сочетается с собором. В этом безусловно сказался тонкий вкус возводившего ее зодчего. Несравненно слабее и эклектичнее выглядит здание теплой Георгиевской церкви, встроенное между собором и колокольней в 1862 г. Но оно почти не бросается в глаза — настолько велико впечатление, производимое собором — Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 355-356.

Вокруг росписей Успенского собора в искусствоведческой среде не раз возникали споры относительно их сохранности. По мнению специалистов нагар от свечей, постоянно горящих в храме и несоблюдение норм температурно-влажностного режима пагубно влияют на древние фрески. 
В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Фото Наталья Бондарева

Несогласованность действий и двойные стандарты губят мировой шедевр
Текст: Светлана Биткина

Рублев между стульями

— На всю жизнь мне запомнилось, как во время официального визита в Италию я умоляла смотрителя показать фреску «Тайная вечеря», — заметила, говоря о критическом состоянии фресок Андрея Рублева в Успенском соборе, Алиса Аксенова, генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — Но тот, несмотря на мое удостоверение ЮНЕСКО, был неумолим: «Нельзя нарушать режим».

Предложил прийти на следующий день: «Завтра будет японская группа, там есть одно свободное место». Если нам перенимать опыт наших зарубежных коллег, то в идеале в собор нельзя входить после дождя в мокрой одежде, нельзя вносить березовые деревья на Троицу, нельзя использовать свечи, а тем более — не восковые. И этих «нельзя» — много.
Следовать такому опыту музейщикам, по их словам, мешает церковь: многочисленные прихожане, часто посещающие собор, копоть некачественных свечей, старушки-уборщицы, которые «возят по живописи четырнадцатого века мокрыми тряпками».

Между тем официальная статистика посещений собора ценителями его древностей впечатляет. Только в июле по музейным билетам здесь побывало 4665 «одиночек» и более 14 тысяч организованных туристов со всего мира.

Не помешало экскурсионной работе и закрытие храма-памятника на реставрацию с июня прошлого года вплоть до юбилейных торжеств в честь 850-летия Успенского собора. Богослужения в это время здесь не совершались, зато группы и одиночные посетители шли одни за другими.

Так, например, когда реставраторы «укрепляли, расчищали, приводили в порядок росписи XIX века в западной части собора», здесь в музейное время, по нашим данным, только с экскурсионными группами побывало 1039 человек.

По договору «О совместном использовании памятника истории и культуры религиозной организации и учреждения культуры Успенского собора XII века, г. Владимир» Владимирская епархия Русской православной церкви является «пользователем» владимирского Успенского собора только «во время проведения богослужений», которые устанавливаются «в дни особо чтимых праздников». Все остальное время, «кроме понедельника, с 13 часов 00 минут до 16 часов 00 минут (а на самом деле почему-то до 16 часов 45 минут. — С.Б.), в Собор допускаются организованные группы для экскурсионного показа в сопровождении экскурсоводов Учреждения (то есть Владимиро-Суздальского музея-заповедника, в оперативном управлении которого находится Успенский кафедральный собор. — С.Б.), а также одиночные посетители, оплатившие входной билет билетному кассиру Учреждения».

То есть двери Успенского собора за три часа установленного по договору музейного времени и сорок пять минут неустановленного договором музейного времени по самым скромным подсчетам открывались и закрывались более 250 раз! А каждый удар закрывающейся двери наносит удар и по температурно-влажностному режиму памятника и, естественно, по самим фрескам Андрея Рублева. Из-за разности температур, пыли и влаги, которые проникают в собор вместе с непрерывным потоком посетителей, их состояние усугубляется.

— В настоящее время уровень систем инженерного обеспечения Успенского собора и защитные качества его конструкций не соответствуют интенсивности его использования, — комментирует сложившуюся ситуацию Виктор Дорохов, заведующий лабораторией музейной климатологии ФГНИУ «Государственный научно-исследовательский институт реставрации». — Для нормализации ТВР надо либо резко ограничить посещаемость собора, либо провести системную модернизацию инженерных систем собора и элементов его ограждающих конструкций: окон, дверей и тамбуров.

По словам Игоря Столетова, главного архитектора научно-производственного предприятия «Владимирреставрация», еще в восьмидесятые годы для Успенского собора была разработана система кондиционирования и автоматических датчиков, которая получила положительную оценку московских экспертов. Тогда же был определен обязательный элемент налаживания ТВР — количество посетителей в день, оптимальное для собора. Однако до сих пор новая система не только не установлена, но и не разработана. Неизвестно и сколько посетителей может принять и выдержать эта древняя святыня.

Нерешенной остается и проблема системы отопления, вентиляции и кондиционирования, без чего не может быть и речи о нормализации микроклимата. Гарь и копоть на фресках Андрея Рублева, которые неоднократно приписывались некачественным свечам, попадают в Успенский собор через вентиляцию. Черные пятна у вентиляционных решеток — яркое тому свидетельство. Самое страшное, что эти пятна находятся в непосредственной близости с легендарными росписями Андрея Рублева и Даниила Черного «Лоно Авраама» и «Шествие праведных в рай» и с фрагментами фрески XII века. Об этом давно бьет тревогу настоятель Успенского собора, протоиерей Василий (Войнаков).

— По системе обогрева в храм поступают пыль и грязь и оседают на стенах, — говорит он. — Особенно тогда, когда ветер задувает в трубу. Необходима новая котельная.

Лаборатория, которую возглавляет Виктор Дорохов, уже около трех лет ведет переговоры с Владимиро-Суздальским музеем-заповедником по разработке и модернизации системы отопления и вентиляции Успенского собора. Но иллюзий, что ТВР знаменитой владимирской церкви Успения наладится в ближайшее время, не питает.

Есть распоряжение Министерства культуры и Министерства государственного имущества Российской Федерации «О передаче памятников истории и культуры Владимирской епархии Русской православной церкви» от 1999 года, согласно которому церкви в безвозмездное пользование были переданы лишь «Георгиевский придел, сторожка и крещальня из ансамбля Успенского кафедрального собора». Есть договор о совместном использовании самого собора епархией и музеем-заповедником. Основная проблема сохранности этого памятника, убежден ученый, «состоит в несогласованности действий всех сторон, имеющих отношение к собору». Нужно четко определить, кто его хозяин, и тогда станут ясными и обязанности всех сторон.

— Люди приходят в Успенский собор и ждут, когда экскурсовод им скажет: «Посмотрите, вот здесь фрески Рублева», но завтра может случиться так, что они услышат: «Посмотрите, вот здесь раньше были фрески Рублева», — утверждает Александр Скворцов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор, генеральный директор ОАО «Владспецреставрация».

И не верить в этот мрачный прогноз, к сожалению, пока нет оснований. Специалисты все чаще обращают внимание на разницу в яркости и цветовой насыщенности росписей Успенского собора на фотографиях, сделанных сорок лет назад, и их современный вид.

«Российская газета» — Федеральный выпуск №4894




icon-car.pngFullscreen-Logo
Владимир. Успенский собор

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Владимир. Успенский собор 56.127233, 40.409214 Дмитриевский собор во Владимире

Рубрика: Владимирская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: