Свято-Успенский Жировичский монастырь (Республика Беларусь, Гродненская область, Слонимский р-н, аг. Жировичи, ул. Соборная 57)
В некоторых интернет-источниках и путеводителях монастырь также называют Жировицким, я же взяла название с официального сайта обители.
Жировицы или Жировичи
Схема Жировичского монастыря
- Успенский собор
- Явленская церковь
- Жилые корпуса
- Хозяйственные постройки
- Крестовоздвиженская церковь
Истоки топонима
Свое название это село, расположенное в живописной долине реки Щары в 10 км от Слонима по дороге на Ивацевичи — Брест, получило, возможно, потому, что здесь привольно жилось и людям и животным. Обильные травы на лугах и лесные дары служили отличным кормом для скота, который, как тогда говорили, «жировал» (нагуливал жир, обильно питался). От этого «жировать» и пошло название Жировичи. Впрочем, имя это в прошлом произносили иначе: Жировицы.
Не удалосьмне здесь пофотографировать, по нескольким причинам: 1) запрет на фотосъемку; 2) слишком компактная территория с внутренними разграничениями зон заборами на общую и служебную, невозможно отойти подальше, чтобы объект полностью поместился в кадр; 3) многолюдно; 4) проход к Крестовоздвиженской церкви разрешен только в составе экскурсионных групп, за калиткой на ее территорию пристально следит охранник. И что можно было снять в данных условия? Правильно – ничего!
Чудотворная икона Божией Матери
На месте, где сейчас стоит монастырь, в древности шумела пуща, размещались небольшие поселения и усадьба, принадлежавшая право-славному вельможе Александру Солтану. В его владениях, согласно церковному преданию, в 1470 году случилось мистическое событие — явление на дикой груше чудотворного образа Божией Матери. Для него спустя некоторое время строится здесь деревянный храм, уничтоженный пожаром в 1520 году. А казавшаяся истребленной пожаром икона была — уже вторично — явлена детям в руках Богоматери, сидевшей в небесном сиянии неподалеку от пепелища на камне. Святыня была перенесена в новопостроенный деревянный храм, вокруг которого впоследствии возник монастырь.
От униатов к православным
В 1609 году обитель на 220 лет перешла к униатам. В XVII—XVIII столетиях складывается ее каменный облик. Тут появляются собор, две церкви, службы и хозяйственные постройки, а вне стен обители, на холме, занятом кладбищем, возводится деревянный храм Св. Георгия. Эти строения и сегодня формируют монастырский ансамбль с выразительным силуэтом, органично вписанный в природное окружение.
Один из крупнейших духовных центров Речи Посполитой — Жировичская обитель в пору своего расцвета снискала славу «новой Ченстоховы». В немалой степени этому способствовало и то обстоятельство, что в 1730 году образ здешней Божией Матери с Богомладенцем Иисусом был коронован двумя коронами,освященными Папой Римским Бенедиктом XIII, что озна-чало официальное признание Святым престолом чудотворности образа.
Монархи и влиятельные аристократы приезжали сюда в одежде пилигримов, преподносили обители дорогие подарки, делали крупные пожертвования и вклады. В 1644 году местечко Жировичи по повелению короля польского и великого князя литовского Владислава IV стало городом, а спустя восемь лет город получил магдебургское право. Однако после падения Речи Посполитой слава монастыря угасла.
В 1828 году тут была открыта духовная семинария, которая готовила почву для упразднения унии. Базилиане покидают Жировичи — сюда прибывают православные монахи. В феврале 1839 года на церковном соборе в Полоцке уния была ликвидирована.
Через дорогу от монастыря находится столовая, но не имея белорусских рублей, отведать борща и сочных котлет не получиться. Банковские карты к оплате не принимаются.
Обитель в наши дни
В Первую мировую войну имущество и архив монастыря были вывезены в Россию, а чтимая икона Божией Матери оказалась в Покровском соборе (храм Василия Блаженного) в Москве. Лишь в начале 1920-х годов святыня вернулась в родную обитель. Не счесть испытаний, что выпали на долю монастыря в богоборческие времена. В настоящее время Свято-Успенская Жировичская обитель — крупнейший православный мужской монастырь Беларуси.
Источник:
Туризм и отдых в Беларуси. Города-музеи. Путеводитель, Минск, 2005
Схема проезда
Буквенные обозначения к карте «Замки и храмы Европы»:
«А» (abandoned) — заброшенный объект
«C» (castle) — замок, дворец
«T» (temple) — храм, церковь, костел