Усадьба Беседы

Усадьба Беседы (Россия, Московская область, Ленинский район, Беседы), юго — восток МКАДа, есть указатель на поворот

Сохранились: церковь Рождества Христова и фрагменты парка

По преданию, здесь в 1380 году раскинул свой шатёр князь Дмитрий Донской, направлявшийся на битву с Мамаем. Здесь он совещался — «беседовал» с одним из своих соратников, двоюродным братом князем Владимиром Серпуховским, который тоже участвовал в битве с ордынскими полчищами во главе своей рати. От этой встречи и пошло якобы название села.
В Беседах сохранилась Рождественская церковь, возведённая в 90-х гг. XVI века. По мнению искусствоведа Ильина, она в общих чертах напоминает то, что было сделано в соседнем Острове, не потеряв, однако своей индивидуальности.

Описание усадьбы Беседы

Её шатровый верх, в основании восьмерика декорирован большими полукружиями кокошников, перемежающихся более мелкими. Этот приём говорит об оригинальности таланта, творившего здесь зодчего, не желавшего просто подражать формам Преображенской церкви.
Вот что сообщает древняя рукопись «Пискарёвский летописец» о возведении этой церкви: «…по челобитью Дмитрия Ивановича Годунова поставлен храм Рождества пресвятые Богородицы с приделы в вотчине его, в селе Беседах, двенадцать вёрст от Москвы, да и плотину каменную сделал».
Вряд ли стоит теперь искать остатки каменной плотины на Москве-реке, в XIX веке в этом месте были сооружены шлюзы Московско-Окского водного пути, да и сам храм за долгие века очень изменился. Окружавшая его вначале открытая паперть с двумя приделами уступила место в XIX столетии существующей трапезной, новым обширным приделам, и двухъярусной колокольне, возведённой в 1827 году. От древнего памятника сохранилось центральное ядро, представляющее собой бесстолпный, квадратный в основании одноапсидный храм на высоком подклете, увенчанный открытым внутрь шатром на мощном восьмигранном барабане. Подклет, четверик и трёхчастная апсида сложены из белого камня, верхние части храма и пристройки кирпичные. Стены членятся лопатками на три прясла, обработанные крупными филёнками. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлён при помощи тромпов, внешне декорирован системой ярусов кокошников. По стройности пропорций и законченности форм храм может быть поставлен в ряды лучших шатровых сооружений своего времени. Новейшие части сооружения выдержаны в стиле позднего классицизма. Среди них выделяется силуэтом колокольня в два яруса, завершенная аналогично храму восьмеричком с миниатюрным шатром. Основание шатра украшают «готические» пинакли и вимперги. Возле церкви сохранились старинные белокаменные надгробия. Храм действующий.

А. Мартынов Село Беседы

А. Мартынов «Подмосковная старина» М., 1889 г.

В Московском уезде, в 25 верстах от столицы, село Беседы раскинуто между оврагами, на правом крутом берегу Москвы-реки, при впадении в нее рек Нетечки и Горденки. В древности оно окружено было дремучими лесами. На противоположной стороне виден Угрешский монастырь.
Предание относит начало этого села ко временам вел. кн. Дмитрия Донского, который, готовясь идти на битву с Мамаем, будто здесь раскидывал шатер свой и беседовал с двоюродным братом своим, князем Владимиром Андреевичем Серпуховским, и дружиной. В памяти патриарха Филарета 1620 г. значится, что, после смерти князя Владимира Андреевича, княгиня Елена Ольгердовна дала село Кудрино и со всеми деревнями и с селищами по реку по Ходыню, да по Беседы. Но не известно, то ли это село, лежащее от Москвы в 25 верстах, или урочище московское. В географической номенклатуре встречаются другие, соименные ему. По писцовым книгам 1626 г., село и пустошь Беседы находились в Можайском уезде; Беседами называется река в Белицком повете, близ городка, и городище на Волге в Тверском уезде. В Книге Большого чертежа упоминается Донская Беседа на Дону, в грамоте Менгли-Гирея — Большая Беседа; в летописи Пасынча — Беседа среди Киева, в древних русских стихотворениях Беседа дорогой рыбий зуб. Из этого видно, что беседа значила седалище, ставку. Стечение трех рек и высота места дали повод Ходаковскому заключить, что и здесь издревле было городище, т. е. мольбище, требище. В писцовых книгах по Московскому уезду 1623—1624 гг. Жданского стана, говорится: «Боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого за княгиней Анной Васильевной в вотчине, село Беседы на реке на Москве, а в селе церковь каменная Рождество Христово да придел Дмитрия Селунского, да Федора Стратилата, да преподобного Феодосия, строение вотчинников; да в селе ж двор вотчинников, а в нем живут люди его служилые и конюхи, да двор скотской, а в нем живет пастух, во дворе приказчик Нагай Смагин».
В приходных окладных книгах Патриаршего Казенного приказа под 1628 г. значится: «Церковь Рождества Христова в вотчине князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого в селе Беседах»; за последующие 1635—1672 гг. упоминается «в вотчине княгини Анны Васильевны, жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого».

В переписных книгах 1646 г. по Московскому уезду, в числе уже дворцовых сел, упоминается село Беседы, на реке Москве, в селе церковь Рождества Христова с двумя приделами. 23 февраля 1767 г. оно пожаловано графу Алексею Григорьевичу Орлову, по следующему указу, данному Екатериной, вот его содержание: «Указ Нашей Дворцовой Канцелярии. Всемилостивейше пожаловали мы ныне без всякого зачета нашему генерал-адъютанту, гвардии майору графу Алексею Орлову Московского уезда село Остров и село Беседу с приписанными к ним деревнями и приселками и со всеми принадлежащими угодьями, землями пашенными, лесами и сенными покосами в вечное и потомственное владение, о чем и указ наш Сенату дан, чего ради повелеваем Дворцовой Канцелярии, оставив прежние о пожаловании сего имения указы, исполнять по сему. Екатерина. 23 февраля 1767 г. в Москве». Теперь село Беседы находится в ведомстве Государственных Имуществ.
Время и пожары истребили там царское хозяйственное заведение; от прежнего быта остался единственный памятник —каменная древняя церковь, сходная стилем своим с Коломенской и Троицко-Голенищевской, коих рисунки помещены в этом издании, и с Богоявленской на Троицком Кремлевском подворье, которая изображена на старинных картинах коронования царя Михаила Федоровича.
Само здание состоит из нижнего квадрата, среднего осьмерика и верхнего восьмигранного шатра. Нижний ярус складен из белого камня, добываемого в ближней Мячковской каменоломне, и внутри забученного щебнем с известью, так что тесаный камень с обеих сторон служит облицовкой. Связи в нижнем и среднем ярусах дубовые, а в верхнем железные. Кирпичный верх, обставленный теремками и бочками, увенчивается маленькой главой с восьмиконечным крестом на полумесяце. Восточная часть состоит из высокого цоколя с узким окном и из трех над ним отлогих дуг с тремя окнами, из коих одно только сохранило прежний свой стиль, другие расширены для большего освещения алтаря. Над ними архитрав и карниз из кирпичей. Прежде, мы полагаем, окружала этот храм каменная, открытая ходовая паперть с одним западным входом, над коим возвышалась шатровая звонница. Теперь пристроены колокольня и обширная трапеза с двумя приделами: в честь св. пророка Ильи и Покрова Божией Матери.

Во внутренности храма еще сохранились некоторые следы его древности. На стенах, выбеленных известью, не видно никакой стенописи. Свод восьмигранный, конической фигуры, с пазухами и голосниками в малых нишах между двумя красивыми карнизами внутри трибуна. Вверху трибун освещают храм три окна, в коих прежде были слюдяные оконницы; окна же в северной и южной стенах, выходившие на паперть, теперь закладены. Помост из белого камня.
Алтарный иконостас не древнее XVIII века, в четыре пояса; а прежде был только в два. Иконы в нем старые, большей частью записанные при поновлении. Из них древние местные греческого пошиба, в медных окладах, но не отличные по искусству: Спасителя, Одигитрии Божией Матери, храмовые Рождества Христова и св. Николая Можайского с чудесами. От древних Царских дверей, замененных новыми из московской церкви Ржевские Богоматери с образами в клеймах прекрасного фряжского стиля, осталась одна фрамуга; на ней изображены Господь Савоаф и Тайная Вечеря в двух видах: сверху читаете: «Сия врата Господня, праведни внидут в ня».
В алтаре с коробовыми сводами, разделенном арками на три части, престол каменный. Лет тому за 90, по сказанию семидесятипятилетнего причетника, в печурке этого престола найден сосуд, выточенный из березового дерева и покрытый красной краской. Под верхней доской положены были древние антиминсы. Теперь этот потир хранится в ризнице. На чаше его написан масляными красками Деисис и восьмиконечный крест на Голгофе. В нем мы нашли подобие деревянных сосудов Сергиева и Никонова, хранящихся в ризнице Троицко-Сергиевой Лавры, также в Троицко-Голенищевской церкви. Такие потиры употреблялись в первенствующей Церкви, как видно из церковных древностей.
На двух больших иконах изображены старинным пошибом лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича: на одном — св. Алексий Божий человек и св. Мария Египетская; на другом — св. Федор Стратилат и свв. мученицы Ирина и София. Сии святые напоминают нам царя с первой супругой его, Марией Ильиничной Милославской, и детей его царевича Федора и царевну Софию, сестру — великую княжну Ирину Михайловну.

Кроме того, замечательны здесь по своей древности, работе и сходству с Царскими дверьми в Распятской церкви кремлевских теремов и в Саввинской на Девичьем Поле резные и вызолоченные врата прежнего иконостаса. Полотна их украшены мелкотравчатой анаглифической, цырованной резьбой и клеймами в виде пятиглавой церкви, где вставлены образа Благовещения и четырех Евангелистов, написанные в греческом стиле.
Нижний ярус под коробовыми сводами, по-видимому, предназначен был для церкви; освещавшие его окна на северной и южной сторонах закладены. На восток средостение с одним входом отделяет от храмины полуциркульную часть, похожую на алтарь и находящуюся под главным алтарем. Неизвестно, какое доселе было ее назначение; но видно, что в этом входе была дверь: ибо в простенках находится железный пробой, пятники, или пятье, и уши для запора.
Заметят, что если б это отделение предназначалось для церкви, то в средостении его, по чиноположению, были бы три, или, по крайней мере, два входа: один для Царских врат, другой для северных, третий для южных. Но как в древнейших подземных церквах в Городне и в Крыму встречается средостение у алтаря с одним только главным входом то позволительно предполагать, что и здесь могла быть предназначена церковь, по примеру существующих издревле храмов, где средостение, покрытое фресками, заменяло алтарный иконостас и где одни только были Царские двери, без северных и южных. Но если на преграде в этом храме не написаны лики Спасителя и Богоматери так, как в Городненской, то они могли бы быть изображены, когдаб устроилась здесь церковь. Вероятно, подобные подземные приделы имели особенное, нам неизвестное, назначение в богослужении.

Некогда в церкви стояло царское место. Судя по прежнему устройству этого села и по вкладам в этот храм царя Алексея Михайловича, сей государь, его предки и потомки любили и посещали Беседы, доставлявшие им приволье для отдыха и охоты, для коей они ездили в соседнее село Остров.
Из дел Архива Московской дворцовой конторы заимствуем следующие сведения:
«Село Беседы, в нем церковь каменная во имя Христова Рождества. 4 двора церковных причетников. Двор садовника, двор бобыльской. К сему ж 7 деревень, а в селе и в деревнях 88 дворов крестьянских, 3 двора вдов на 7 людей в них тож. У них детей и братей и племянников и свойственников 256 человек. В живущем 10 вытей с повытью, без малой трети выти. Денежных доходов с крестьян 12 рублей, 12 алтын пол 5 денег. С оброчной статьи на обротчине 25 рублей, 20 алтын по пяти денег. Всего 38 рублей 1 деньга. Ямских и полиняничных 4 рубля 23 алтына 2 деньги. Столовых запасов: 11 баранов, 74 гуся. Новонакладных запасов: 50 метель, 25 голиков. В селе Беседах пруд, а каков мерой и каких родов в нем рыба, того в писцовых книгах не написано. Государевы десятинной пашни 50 десятин в поле, а в дву потомуж».
«В селе Беседах сад, длиной по обе стороны 115 сажен, поперек в обоих концах по 60 сажен, около того саду городьбы 162 звена забору. В том саду 532 яблони, 2 гряды почек, 9 гряд смородины красной, 6 гряд смородины черной, 200 пеньков на полуосмине красных вишен. Из того саду в продаже слетья с 198 (1690) году по нынешний год на 257 рублей на 6 алтын на 4 деньги. Платят с выти по четверику свороборинного цвету, и того четверть с полу четвериком без малой трети четверика. Под селом Беседами Беседские луга с прописными в 7207 (1699) году в укосе было 122 копны с полукопной, а в 7208 (1700) году потравлен драгунскими лошадьми.

На деревянном кресте, который стоит в алтаре на горном месте, подписано: «Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653) года при державе Благоверного и Христолюбивого государя нашего, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея России самодержца, при святейшем патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день; да в той же церкви на Евангелии по листам подписано: «Лета 7176 году, августа в 31 день, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великие и Малые и Белые России самодержец, пожаловал сию Книгу Евангелие напрестольное в бархатели с Евангелисты медными в переплете в Московской уезд в свое Дворцовое Государево село Беседы в церковь Рождества Христова из Приказу Большого дворца». На Октае подписано по листам же: «Сию книгу Октай первого гласу государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси в Дворцовое село Беседы в церковь Рождеству Христову, лета 7161 году марта в 21 день, а сию книгу подписал Приказу Большого дворца подячий Яков Молчанов».
Там же находим, что Московского уезда дворцовой волости, села Бесед церкви Рождества Христова священник Андрей Федоров в главную Дворцовую канцелярию доносит, что: «В показанном селе Беседах церковь Рождество Христово построена в прошлых годах тому лет со ста с пятьдесят и более, а в котором году подлинно, того не упомню, из белого камню суммою из казны ее императорского величества и книги, пожаловал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России Евангелие напрестольное, Триоди постную и цветную и прочие книги во 179 году, а ныне оная церковь за строением древних лет вся обветшала, и главы были обиты жестью на настоящей церкви и на двух приделах и на колокольне; все — как жесть, так и кресты железные вызолочены, все обветшали и долой свалились, также и паперти каменные и столбы все развалились и своды в оной церкви, как у настоящей, так и над алтарями, все от великих течей повредились, а в дождевое время по должности христианской служить никак невозможно, также и на престолах, и на жертвенниках, и у Царских дверей занавесы все изотлели, а при святой церкви, которые книги потребные быть к службе, и оных не имеется, а которые хотя и имеются токмо за ветхостью весьма слов признать не можно и служить по них невозможно, да оные же книги весьма старого тиснения, по которым я и служить опасен, понеже об оных книгах запрещение имеется; и риз только имеются двои, и те самые ветхие, и во дни ее императорского величества торжеств служить не в чем, также и сосуды оловянные самые ветхие, укропника и прочей утвари церковной ни чем не довольно, нежели по сему доношению оная церковь освидетельствована не будет, то страх того, что оная церковь в скором времени рушится. Июля дня 1742 год».
Церковь исправлена и снабжена утварью и книгами.

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Беседы

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Беседы 55.614014, 37.790802 Усадьба Беседы

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только