Дунилово (Россия, Ивановская область, Шуйский район, Дунилово)
В этой статье, не смотря на заглавие, рассмотрим достопримечательности не только с. Дунилово (всем известного своей живописностью и культовыми ансамблями), но и соседнего с. Горицы, неразрывно связанного с ним историческими и экономическими связями. Данные достопримечательности будут интересны в первую очередь любителям пейзажной и архитектурной съемки. Я, например, побывала в Дунилово трижды, настолько оно мне показалось привлекательным. Предлагаю отрывок из замечательной статьи И.К. Русакомского Торгово-промышленные села Ивановской обл.//Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования М., 1980, с. 235-246.
«К наиболее интересным торгово-промышленным селам на территории Ивановской обл., сохранившим до настоящего времени свой выразительный облик и ряд характерных особенностей, относятся Дунилово, Горицы, Васильевское, Введенье и Пупки в Шуйском районе, Парское в Родниковском районе. Несмотря на значительный историко-архитектурный интерес, который представляют эти села, их планировка и застройка не были охарактеризованы в современной литературе.
Описание достопримечательностей
Все села территориально, исторически и экономически связаны между собой и с городом Шуей. На карте Ивановской области эта группа сел образует определенную территориальную общность, вписываясь в некий треугольник, в вершине которого расположена Шуя. Села Пупки, Введенье, Дунилово и Горицы объединены с Шуей, помимо сухопутного, еще и водным путем по реке Тезе.
В целом эти села по архитектурным достоинствам застройки и природному окружению составляют интереснейший район области. Производственная деятельность таких торговых сел сыграла немалую роль в формировании Иваново-Вознесенской губернии как крупной промышленной зоны. Сам город Иваново вырос из подобного же села Иванова и Вознесенского посада. Настоящая статья посвящена краткой характеристике формирования планировки и застройки названных сел.
Застройка села Горицы на высоком правом берегу р. Тезы складывалась рядом с расположенной здесь княжеской усадьбой. На левом берегу, несколько выше по течению, при впадении в Тезу речки Киселевки находился Благовещенский монастырь. Время его основания точно не известно, но в начале XVII в. он упоминается вместе с разросшимся рядом с ним дворцовым селом Дуниловым. Монастырь как бы контролировал дорогу, ведущую из Костромы к переправе между обоими селами. Село Дунилово формируется, очевидно, как посад монастыря, вдоль дороги, подходящей к переправе от г. Шуи. Посад развивается и к началу XVII в. становится богатым торгово-промышленным селом. Удобное расположение обоих сел на торговых путях способствовало раннему развитию торговли и различных промыслов, что совмещалось с земледельческой занятостью части крестьянства. Торгово-промышленная направленность этих сел не изменилась и после разорения их войсками польских интервентов в начале XVII в.
Первоначальное направление застройки Дунилова складывалось вдоль шуйской дороги по низкому берегу речки. Избы смотрели на дорогу и торговую площадь у подножия небольшого холма. Композиционный акцент застройки составляли две деревянные церкви, возвышающиеся на холме над торгом. Из описания села 1632 г. известно, что одна из церквей Покровская была шатровой, а другая Всесвятская — клетской. Рядом с церквами на торговой площади были расположены 37 лавок, 7 амбаров, 40 навесов, 16 полков, 2 харчевни, 4 кузницы и 3 солодовни.
Второй направляющей в планировке села явилась дорога из Гороховца. Обе дороги — Шуйская и Гороховецкая — образовали радиусы, пересекавшиеся у торга. План села, таким образом, приобрел радиально-центрическую структуру, получившую развитие в проектах генерального межевания конца XVIII — начала XIX в.
Благовещенский монастырь с деревянной шатровой церковью и расположенными вокруг нее корпусами келий играл роль второго композиционного акцента в застройке села. В организации застройки в юго-западной части села монастырский комплекс и церкви у торга приобрели значение фланговых доминант по сторонам развивающейся вдоль реки торговой площади, определив отчасти направление расположенных между ними порядков уличной застройки.
Схемы расположения архитектурных памятников:
— с. Дунилово
- Церковь Покрова
- Церковь Всех Святых
- Часовня
- Церковь Воздвижения
- Казанская церковь
- Благовещенский собор
- Воробьева пустынь
- Церковь Преображения
— с. Горицы
- Храмовый комплекс
- Усадьба Парамонова
- Фабрика
Каменная часовня, поставленная в память о «моровом поветрии» в 1654 г. у моста, соединившего оба села, отмечала северную границу площади.
В противоположность Дунилову торговая площадь села Горицы, формировавшаяся возле деревянной шатровой церкви Рождества Богородицы (1624г.), была полностью раскрыта в сторону реки и соседнего села. Силуэт Рождественской церкви играл активную роль в панораме обоих сел, что способствовало уже на ранних этапах формирования застройки созданию общего для них пространственного комплекса. Во второй половине XVII в. это пространственное единство получает закрепление и дальнейшее развитие благодаря экономическому расцвету обоих сел. В это время из Дунилова в Москву наряду с сельскохозяйственными продуктами поставляются сукно, холст, шубы. В селе, как в небольшом городке, население получает ремесленную дифференциацию. Здесь живут калачники, овчинники и пр.
В 1675 г. в монастыре на месте прежней деревянной церкви возводится новый кирпичный собор Благовещения, массивный двустолпный пятиглавый четверик с двумя приделами у боковых фасадов. К северо-востоку от него на бровке берега ставится высокая шатровая колокольня, на которой были устроены «русские часы». К этому времени монастырь окончательно включается в структуру дворцового села.
Около 1685 г. Дунилово переходит в вотчину боярина Ф. А. Лопухина, отца первой жены Петра I, при котором здесь развертывается строительная деятельность. К северу от женского Благовещенского монастыря за ручьем он основывает Успенский мужской монастырь, прозванный позже Воробьевой пустынью. Таким образом, в застройке и силуэте села появилась тенденция к формированию вдоль реки, однако дальнейшего развития это не получило.
К 1704 г. вместо прежней деревянной церкви Покрова у торговой площади была возведена, также по заказу Лопухина, кирпичная. Несколько позже, в 1742 г., сооружают из кирпича Всесвятскую церковь. Архитектура Покровской церкви с пятиглавием в завершении над двумя рядами декоративных кокошников, с крупной нарядной трапезной и высокой шатровой колокольней полностью следует традициям русского зодчества середины XVII в. На колокольне церкви были установлены «немецкие» часы.
Почти точно в таких же формах через несколько лет, в 1760 г., перестраивается церковь Рождества села Гориц с оригинальным обрамлением окон из расписных и рельефных изразцов. Интересно, что заказчиками этой церкви были уже не владельцы села, а его жители — богатые торговые крестьяне Цыгановы и Холщевниковы.
К началу XIX в. рядовую застройку сел составляли высокие избы на подклетах с украшенными резьбой окнами и свесами кровель. Развитие кожевенных, скорняжных и текстильных мануфактур в обоих селах и торговли вносит с середины XIX в. новые черты в их застройку. Появляются кирпичные сооружения торгово-промышленного характера, облик которых близок традиционной архитектуре местных амбаров и лавок.
Во второй половине — конце XIX в. сооружаются крестьянские кирпичные дома, фасады которых украшают детали, взятые как из позднеклассической архитектуры, так и из местного церковного зодчества.
Среди жилой застройки Дунилова особенно выделяется усадьба богатого купца Балина, поставленная на северо-западной границе площади, у моста. Эта типично эклектическая по архитектуре усадьба второй половины XIX в. раскрыта со стороны хозяйственных построек к живописной речной долине и соседнему селу Горицы.
В середине XIX в. рядом с усадьбой вместо часовни возводится Крестовоздвиженская церковь в формах господствовавшего в то время «византийско-русского» стиля. Несколько раньше комплекс Покровской и Всесвятской церквей на южной границе площади получил завершение в виде богатой кирпичной ограды с воротами, портиками и башенками по углам. К западу от церквей по оси площади тогда же поставили скромную часовню. Комплекс церквей села Горицы, в состав которого вошла церковь Рождества и построенная в 1800 г. церковь Вознесения, окружили кирпичной оградой с кованой решеткой.
Таков облик центральной части обоих сел, художественную основу которого составляют культовые сооружения XVII—начала XIX в., сложившаяся планировка и рядовая застройка середины и конца XIX в.
Представленную картину дополняют две церкви на территории упраздненной в XVIII в. Воробьевой пустыни. Наиболее интересная из них Успенская (1819 г.) выстроена в стиле классицизма с ротондой второго света и высоким куполом, на котором разместилось редкое для такого сооружения пятиглавие. Церковь хорошо видна с высокого берега села Горицы, активно участвуя в формировании насыщенной протяженной панорамы Дунилова. К юго-западу от Дунилова за оврагом на кладбище в 1832 г. была поставлена церковь Преображения, значение которой в общем силуэте села невелико.
К концу XIX в. село насчитывало 254 двора и 1272 жителя. Здесь размещалось 8 скорняжных заводов, трактир, школа и 3 постоялых двора» — И. К. Русакомский.
Источник:
И.К. Русакомский Торгово-промышленные села Ивановской обл.//памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования М., 1980, с. 235-246 СПАМИР, Ивановская область, ч. 3, М., 2000, стр. 183-188