Ярославль. Храмовый комплекс в Коровниках

Храмовый комплекс в Коровниках (Россия, Ярославская область, г. Ярославль, Портовая набережная, 2)

Ансамбль церквей в Коровниках бесконечно чудесное украшение Ярославля. Конечно же особенно романтично здесь вечером, когда зажгутся фонари, и прекратиться поток туристов… В сумерках душевные переживания острее и ярче. Можно спокойно побродить по безлюдному берегу, спуститься к воде, понаблюдать под шелест волжских волн за припозднившимися баржами и буксирами… к тому же в тусклом свете сгущающейся мглы становятся не такими заметными артефакты пляжного отдыха.
Начинают донимать комары, от воды тянет тиной и холодом, леденеют руки, но хочется всматриваться в изысканные силуэты храмов и колокольни снова и снова, пока их совсем не поглотит ночь…
Комплекс уже давно нуждался в поддержке, если не сказать в реставрации. Кирпичная кладка, белокаменные детали декора и поливная керамика местами повреждены, металлические детали декора облезли, поржавели, и общий вид построек представлялся неухоженным.

Описание храмового комплекса в Коровниках

В 2011 г. на церкви Иоанна Златоуста появились леса (в 2008 г. они охватывали Владимирский храм). Наличие данного атрибута некоей строительной деятельности вовсе не говорит о её бурном развитии. Так и не понятно начались ли работы, и как долго деревянная паутина и дальше будут скрывать от нас ярославский шедевр…
Ярославль церковь в Коровниках, планКажется, что ансамбль обитаем, но ни разу (а мне довелось бывать здесь трижды) я не имела возможности побывать внутри зданий. Здесь находятся люди, возможно служители, но не покидает ощущение, что комплекс доступен только для узкого круга. (Храм находится в ведении РПСЦ Ярославско-Костромской епархии).

Георгий Карлович Вагнер писал об этом выдающемся произведении в «Памятниках искусства СССР» довольно сухо следующее: «Церковь Иоанна Златоуста составляет часть архитектурного ансамбля в Коровницкой слободе. Построена в 1649—1654 гг. по заказу посадских людей Ивана и Федора Неждановских в характерном для Ярославля типе пятиглавого храма с галереями и притворами, увенчанными шатрами. Уравновешенность композиции не освобождает образ храма от приземистости. Главы с барабанами по высоте больше самого храма. Первоначальный декор был сравнительно лаконичен.
Выделяется изразчатый наличник окна центральной апсиды — предвестник изразцового буйства в декоре более поздних храмов. В 1680-х гг. внешний облик храма претерпел изменения в сторону увеличения декоративности. Лопатки заменены пучками полуколонок. Появились обширные изразцовые вставки. Окна расширены и украшены пластичными наличниками…»

Архивные материалы

Процитирую ещё одно академическое издание под. ред. С.В. Безсонова (История русской архитектуры, М., 1956) «Принцип живописной декоративности <…> с большим совершенством развит в расположенной на берегу Волги церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1649—1654 гг.), которая может быть названа классическим произведением ярославской школы зодчества. Этот принцип прочно удерживался в ярославском зодчестве до конца XVII столетия, о чем свидетельствуют другие ярославские церкви, как, например, отличающаяся богатством изразцового убранства церковь Николы Мокрого (1672 г.) или наиболее поздняя, сложная по композиции и насыщенная по декоративному убранству церковь Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687 гг.).
Симметричная в плане, церковь в Коровниках имеет также строго симметричную композицию наружных объемов благодаря двум шатровым приделам с обеих сторон основного здания (что является типично ярославским приемом композиции) и трем высоким крыльцам с арочками на висячих гирьках, получивших широкое распространение в русской архитектуре после того, как они впервые появились в виде архитектурной детали в московском Успенском соборе. В богатом декоративном убранстве храма особенно эффектно большое окно средней апсиды, обрамленное изразцовым наличником, контрастно выделяющимся на фоне гладкой белой стены фасада, обращенного к Волге. Пользуясь только кирпичом и цветными изразцами, ярославские мастера с исключительной изобретательностью применяли различные комбинации декоративных приемов при ограниченном количестве типов лекального кирпича, добиваясь большого разнообразия в рисунке.

Стройная вертикаль отдельно стоящей колокольни (1680-е гг.) (около 40 м высоты) является важной составной частью ансамбля в Коровниках. Колокольня имеет восьмигранный план и завершена легким шатром, прорезанным несколькими рядами нарядно обработанных слуховых окон. Ее архитектурная композиция построена на контрастном сочетании гладких белых стен нижнего восьмерика, четко ограниченных кирпичными пилястрами на гранях, и богатой декорации нарядного верха».
Второй храм – Владимирской иконы Божией Матери сооружен в 1669 г. для отправления религиозного культа зимой, скромнее по размеру и внешнему убранству. Весь комплекс охватывает невысокая кирпичная ограда со святыми воротами, над аркой которых высятся сквозные восьмерики, увенчанные главкой на тонком барабане.

Источники:
История русской архитектуры (под. ред. С.В. Безсонова), М., 1956, с. 205-208
Г.К. Вагнер Памятниках искусства СССР. Старые русские города. М., 1980, с. 403
В.В. Суслов Памятники древнего русского зодчества в. 1, С-Петербург, 1897

Панорама

Схема проезда

icon-car.png
Ярославль. Храмовый комплекс в Коровниках

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Ярославль. Храмовый комплекс в Коровниках 57.611532, 39.905992 Ярославль. Храмовый комплекс в Коровниках

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только