Тотьма монастыри и храмы

Тотьма. Монастыри и храмы города (обзор)

Тотьма (Россия, Вологодская область, г. Тотьма)

Много лет назад, в мою бытность художником-дизайнером у Сергея Николаевича Андрияки, один из искусствоведов показал мне статью о тотемском барокко. Тогда я и не предполагала, что спустя годы, отправлюсь за 700 км от столицы, что бы полюбоваться им в живую. Я не ставила своей целью отснять все имеющиеся в городе культовые памятники, но постаралась увидеть и запечатлеть как можно больше.
«Тотьма, небольшой городок, живописно раскинулся на высоком левом берегу Сухоны, важнейшей водной артерии всего Вологодского края, почти посредине пути между двумя древнейшими центрами— Вологдой и Великим Устюгом. Обязанный своим возникновением в XII в. и дальнейшим процветанием в XVII в. солеварению, он был тесно связан с одной из боковых ветвей могучей династии Строгановых. Однако город тогда был полностью деревянным, и, конечно, не сохранилось никаких памятников тех далеких времен. Лишь в XVIII в., когда особое значение для Тотьмы получила торговля с Уралом и Сибирью, здесь развернулось обширное каменное строительство, благодаря которому город и приобрел свой неповторимый облик, который он отчасти сохранил до сих пор.

Церковь Входа Господня в Иерусалим в Тотьме
Церковь Входа Господня в Иерусалим (вид с высоты птичьего полета)

Архитектура города Тотьма

Своеобразие архитектуре города придают высокие и стройные храмы, доминирующие среди одно- и двухэтажной, преимущественно деревянной, застройки. Словно огромные парусные корабли с устремленными к небу мачтами, они всеми своими формами вытянуты вверх и поражают взгляд изяществом и тонкостью силуэта. Стилистическая оригинальность памятников Тотьмы — от объемно-композиционного построения до отдельных деталей декора — выделяет их среди одновременных культовых построек Севера, Урала и Сибири. Можно говорить даже о существовании в Тотьме особой «архитектурной школы». Пожалуй, в XVIII в. ни в одном другом городе русского Севера мы не найдем сооружений со столь ярко выраженными локальными особенностями.

Церковь Входа Господня в Иерусалим в Тотьме
Церковь Входа Господня в Иерусалим

Само собой разумеется, своеобразие архитектуры Тотьмы давно обратило на себя внимание исследователей. Но до сих пор отсутствуют какие-либо специальные труды; этот интерес отразился лишь в самых кратких упоминаниях или простых перечислениях памятников Тотьмы в общих работах и популярных очерках. Единственным исключением в этом отношении является вышедшая в 1962 г. небольшая статья П. А. Тельтевского (П. А. Тельтевский. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме. — «Архитектурное наследство», 14. М., 1962, с. 203—210), которая, к сожалению, носит сугубо описательный, поверхностный характер и изобилует рядом фактических ошибок. Храмы Тотьмы, по сути дела, до сих пор остаются совершенно неизученными, а сведения о них и в других изданиях мало соответствуют действительности (См., например: И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Л—М., 1968, С. 158—161; С.С. Подъяпольский. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969, с. 9—11)» — писал В.П. Выголов в своей статье «Архитектура барокко в Тотьме».
Церковь Рождества Христова в Тотьме
Церковь Рождества Христова (вид с высоты птичьего полета)

Тотьма. План города с достопримечательностями

Тотьма. План города с достопримечательностями

  1. Краеведческий музей (XIX-XX вв.)
  2. Церковь Входа Господня в Иерусалим (1774-1794 гг.)
  3. Дом-музей Ивана Кускова (1765-1823 гг.)
  4. Церковь Успения (1755; 1800-1808 гг.)
  5. Спасо-Суморин монастырь (кон. XVIII в. – 1880 г.)
  6. Гостиница
  7. Церковь Рождества Христова (1745-1748, 1786-1793 гг.)
  8. Собор Богоявления (1863-1872 гг.)
  9. Церковь Троицы в Зеленской слободе (1780-1788 гг.)

Местная архитектура создавалась на протяжении XVIII века в несколько этапов: для 30-40-х гг. характерны постройки с преобладанием древнерусских мотивов в декоре; в 50-60-х гг. – барочные детали обретают разнообразие, в 70-е гг. – происходит становление самобытного барокко, выраженного в объемно-пространственной композиции, напряженности и стройности силуэта, в уникальности убранства экстерьера. Эволюция продолжалась вплоть до начала XIX в., затем строительный бум постепенно сошел на нет.

Церковь Успения в Тотьме
Церковь Успения (вид с высоты птичьего полета)

Не имея под рукой других источников, кроме статьи В.П. Выголова, приведу датировку памятников, основанную на его исследовании, позволяющем составить представление о городском строительстве в XVIII в. и времени возведения культовых зданий Тотьмы: церковь Иоанна Предтечи — 1738—1740 гг.; церковь Воскресения в Варницах (нижний этаж) — 1743—1750 гг.; церковь Рождества Христова (нижний этаж) — 1746—1748 гг.; церковь Воскресения — 1744—1749 гг.; церковь Успения — 1749—1755 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (нижний этаж) — 1768—1772 гг.; церковь Воскресения в Варницах (верхний этаж) — 1772—1775 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (верхний этаж) — 1788 г.; церковь Рождества Христова (верхний этаж) — 1786—1793 гг.; церковь Входа в Иерусалим — 1774—1794 гг.; колокольня церкви Успения — 1790-е годы».
Церковь Успения в Тотьме
Церковь Успения

Дорога от Вологды до Тотьмы вполне приличная (если гнать сотню — ямки почти не заметны, трасса узкая, двухполосная, загруженность средняя), в самом городе – асфальт в основном на центральных улицах, прилегающие к ним переулки – без твердого покрытия.
Едва въехали в Тотьму – а у меня аж дух захватило от одного только очертания… Это — блистательная церковь Входа Господня в Иерусалим (с некоторых ракурсов, образующая восхитительный дуэт с церковью Рождества Христова). Неподражаемый наружный декор, с исключительно прихотливым плетением узора в картушах, демонстрирует апофеоз местного стиля. (Выполнены картуши при помощи сравнительно ограниченного набора деталей из особого, лекального фигурного кирпича и составлены путем их различных комбинаций. Расположенные преимущественно под окнами и над ними, они являются как бы частью обрамления этих проемов. Однако это не совсем так…)
Церковь Троицы в Зеленской слободе в Тотьме
Церковь Троицы в Зеленской слободе

В бывшей культовой постройке функционирует музей Мероходов (настоятельно рекомендую посетить). Фотосъемка в залах музея за отдельную символическую плату, как впрочем, и подъем на колокольню.
С высоты звонницы открываются великолепные панорамы, почти вся Тотьма как на ладони. Малоэтажную застройку аккуратными иглами прошивают колокольни и точеные пятиглавия церквей. Отсюда хорошо заметна граница поселения, обозначенная стеной дремучих лесов, уходящих до самого горизонта.
Можно сказать, что нам повезло с погодой, ибо на севере России она меняется стремительно и непредсказуемо. Только что светило солнышко, и вот уже потемнело – ветер нагнал свинцовые тучи, и начал накрапывать дождик.
Церковь Троицы в Зеленской слободе в Тотьме
Церковь Троицы в Зеленской слободе

Покружив по центральной части города, мы направились в Рыбацкую слободу. Здесь среди деревянных изб и домов высится белоснежная церковь Троицы Живоначальной (что на Зелене)…
Вокруг мертвая тишина, кажется, будто мы оглохли: только изредка безмолвие нарушает стрекот кузнечиков в высоких зарослях осоки и полыни, да ленивый лай собаки на привязи, побеспокоенной случайным прохожим.
Ещё одно украшение городка — Спасо-Суморин монастырь, стоящий в стороне от исторического центра. Издали он показался необитаемым, однако, здесь живут люди, функционирует скромная гостиница и маленький магазин.
Судя по размерам — главной постройкой обители значился собор Спаса Преображения, обезглавленный и бездействующий. Его формы тяжеловесны, массивны, экстерьер эклектичен.
Спасо-Суморин монастырь в Тотьме
Спасо-Суморин монастырь

По соседству с ним — возрождающийся классицистический Вознесенский собор. Подпорная стенка с террасой у его подножия привлекает внимание, здесь хочется задержаться, постоять у перил, осмотреться, насладиться безмятежными видами и тихим журчанием ручья, бегущего где то в низине…
Ну и на последок осмотрели церковь в Варницкой слободе, красивый памятник местного стиля, к сожалению, бесхозный.
Нам предстоял продолжительный обратный путь в Вологду, перед дорогой мы решили подкрепиться в кафе, расположенном в отеле при въезде в Тотьму. Здесь уютно, недорого, очень вкусно и на радость туристам большие порции.
Тотьма, пристань на берегу р. Сухоны
Тотьма, пристань на берегу р. Сухоны

Литература:
В.П. Выголов «Архитектура барокко в Тотьме»// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования, М., 1980, с. 103-125.

Схема проезда

Отметка локации указывает на церковь Входа Господня в Иерусалим

icon-car.png
Тотьма. Монастыри и храмы города

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Тотьма. Монастыри и храмы города 59.975277, 42.751966 Тотьма. Монастыри и храмы города

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только