Тотьма (Россия, Вологодская область, г. Тотьма)
Много лет назад, в мою бытность художником-дизайнером у Сергея Николаевича Андрияки, один из искусствоведов показал мне статью о тотемском барокко. Тогда я и не предполагала, что спустя годы, отправлюсь за 700 км от столицы, что бы полюбоваться им в живую. Я не ставила своей целью отснять все имеющиеся в городе культовые памятники, но постаралась увидеть и запечатлеть как можно больше.
«Тотьма, небольшой городок, живописно раскинулся на высоком левом берегу Сухоны, важнейшей водной артерии всего Вологодского края, почти посредине пути между двумя древнейшими центрами— Вологдой и Великим Устюгом. Обязанный своим возникновением в XII в. и дальнейшим процветанием в XVII в. солеварению, он был тесно связан с одной из боковых ветвей могучей династии Строгановых. Однако город тогда был полностью деревянным, и, конечно, не сохранилось никаких памятников тех далеких времен. Лишь в XVIII в., когда особое значение для Тотьмы получила торговля с Уралом и Сибирью, здесь развернулось обширное каменное строительство, благодаря которому город и приобрел свой неповторимый облик, который он отчасти сохранил до сих пор.
Архитектура города Тотьма
Своеобразие архитектуре города придают высокие и стройные храмы, доминирующие среди одно- и двухэтажной, преимущественно деревянной, застройки. Словно огромные парусные корабли с устремленными к небу мачтами, они всеми своими формами вытянуты вверх и поражают взгляд изяществом и тонкостью силуэта. Стилистическая оригинальность памятников Тотьмы — от объемно-композиционного построения до отдельных деталей декора — выделяет их среди одновременных культовых построек Севера, Урала и Сибири. Можно говорить даже о существовании в Тотьме особой «архитектурной школы». Пожалуй, в XVIII в. ни в одном другом городе русского Севера мы не найдем сооружений со столь ярко выраженными локальными особенностями.
Само собой разумеется, своеобразие архитектуры Тотьмы давно обратило на себя внимание исследователей. Но до сих пор отсутствуют какие-либо специальные труды; этот интерес отразился лишь в самых кратких упоминаниях или простых перечислениях памятников Тотьмы в общих работах и популярных очерках. Единственным исключением в этом отношении является вышедшая в 1962 г. небольшая статья П. А. Тельтевского (П. А. Тельтевский. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме. — «Архитектурное наследство», 14. М., 1962, с. 203—210), которая, к сожалению, носит сугубо описательный, поверхностный характер и изобилует рядом фактических ошибок. Храмы Тотьмы, по сути дела, до сих пор остаются совершенно неизученными, а сведения о них и в других изданиях мало соответствуют действительности (См., например: И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Л—М., 1968, С. 158—161; С.С. Подъяпольский. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969, с. 9—11)» — писал В.П. Выголов в своей статье «Архитектура барокко в Тотьме».
Тотьма. План города с достопримечательностями
- Краеведческий музей (XIX-XX вв.)
- Церковь Входа Господня в Иерусалим (1774-1794 гг.)
- Дом-музей Ивана Кускова (1765-1823 гг.)
- Церковь Успения (1755; 1800-1808 гг.)
- Спасо-Суморин монастырь (кон. XVIII в. – 1880 г.)
- Гостиница
- Церковь Рождества Христова (1745-1748, 1786-1793 гг.)
- Собор Богоявления (1863-1872 гг.)
- Церковь Троицы в Зеленской слободе (1780-1788 гг.)
Местная архитектура создавалась на протяжении XVIII века в несколько этапов: для 30-40-х гг. характерны постройки с преобладанием древнерусских мотивов в декоре; в 50-60-х гг. – барочные детали обретают разнообразие, в 70-е гг. – происходит становление самобытного барокко, выраженного в объемно-пространственной композиции, напряженности и стройности силуэта, в уникальности убранства экстерьера. Эволюция продолжалась вплоть до начала XIX в., затем строительный бум постепенно сошел на нет.
Не имея под рукой других источников, кроме статьи В.П. Выголова, приведу датировку памятников, основанную на его исследовании, позволяющем составить представление о городском строительстве в XVIII в. и времени возведения культовых зданий Тотьмы: церковь Иоанна Предтечи — 1738—1740 гг.; церковь Воскресения в Варницах (нижний этаж) — 1743—1750 гг.; церковь Рождества Христова (нижний этаж) — 1746—1748 гг.; церковь Воскресения — 1744—1749 гг.; церковь Успения — 1749—1755 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (нижний этаж) — 1768—1772 гг.; церковь Воскресения в Варницах (верхний этаж) — 1772—1775 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (верхний этаж) — 1788 г.; церковь Рождества Христова (верхний этаж) — 1786—1793 гг.; церковь Входа в Иерусалим — 1774—1794 гг.; колокольня церкви Успения — 1790-е годы».
Дорога от Вологды до Тотьмы вполне приличная (если гнать сотню — ямки почти не заметны, трасса узкая, двухполосная, загруженность средняя), в самом городе – асфальт в основном на центральных улицах, прилегающие к ним переулки – без твердого покрытия.
Едва въехали в Тотьму – а у меня аж дух захватило от одного только очертания… Это — блистательная церковь Входа Господня в Иерусалим (с некоторых ракурсов, образующая восхитительный дуэт с церковью Рождества Христова). Неподражаемый наружный декор, с исключительно прихотливым плетением узора в картушах, демонстрирует апофеоз местного стиля. (Выполнены картуши при помощи сравнительно ограниченного набора деталей из особого, лекального фигурного кирпича и составлены путем их различных комбинаций. Расположенные преимущественно под окнами и над ними, они являются как бы частью обрамления этих проемов. Однако это не совсем так…)
В бывшей культовой постройке функционирует музей Мероходов (настоятельно рекомендую посетить). Фотосъемка в залах музея за отдельную символическую плату, как впрочем, и подъем на колокольню.
С высоты звонницы открываются великолепные панорамы, почти вся Тотьма как на ладони. Малоэтажную застройку аккуратными иглами прошивают колокольни и точеные пятиглавия церквей. Отсюда хорошо заметна граница поселения, обозначенная стеной дремучих лесов, уходящих до самого горизонта.
Можно сказать, что нам повезло с погодой, ибо на севере России она меняется стремительно и непредсказуемо. Только что светило солнышко, и вот уже потемнело – ветер нагнал свинцовые тучи, и начал накрапывать дождик.
Покружив по центральной части города, мы направились в Рыбацкую слободу. Здесь среди деревянных изб и домов высится белоснежная церковь Троицы Живоначальной (что на Зелене)…
Вокруг мертвая тишина, кажется, будто мы оглохли: только изредка безмолвие нарушает стрекот кузнечиков в высоких зарослях осоки и полыни, да ленивый лай собаки на привязи, побеспокоенной случайным прохожим.
Ещё одно украшение городка — Спасо-Суморин монастырь, стоящий в стороне от исторического центра. Издали он показался необитаемым, однако, здесь живут люди, функционирует скромная гостиница и маленький магазин.
Судя по размерам — главной постройкой обители значился собор Спаса Преображения, обезглавленный и бездействующий. Его формы тяжеловесны, массивны, экстерьер эклектичен.
По соседству с ним — возрождающийся классицистический Вознесенский собор. Подпорная стенка с террасой у его подножия привлекает внимание, здесь хочется задержаться, постоять у перил, осмотреться, насладиться безмятежными видами и тихим журчанием ручья, бегущего где то в низине…
Ну и на последок осмотрели церковь в Варницкой слободе, красивый памятник местного стиля, к сожалению, бесхозный.
Нам предстоял продолжительный обратный путь в Вологду, перед дорогой мы решили подкрепиться в кафе, расположенном в отеле при въезде в Тотьму. Здесь уютно, недорого, очень вкусно и на радость туристам большие порции.
Литература:
В.П. Выголов «Архитектура барокко в Тотьме»// Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования, М., 1980, с. 103-125.
Схема проезда
Отметка локации указывает на церковь Входа Господня в Иерусалим