Тутаев. Воскресенский собор

Тутаев. Воскресенский собор (Россия, Ярославская область, Тутаевский район, г. Тутаев, ул. Соборная, 13)

Неоднократно посещали Тутаев, известный живописной береговой застройкой и обилием памятников церковной архитектуры. Город протянулся по обеим сторонам Волги, моста через реку нет, переправа в теплое время года на пароме или моторках.
На левом берегу располагалась Борисоглебская сторона, называвшаяся в древности дворцовой Ловецкой слободой, а на правом — Романовская, именовавшаяся с основания ее городом Романовым. При Екатерине II Ловецкая слобода переименована в город Борисоглебск, а при Александре I (в 1822 г.) обе части поселения получили название одного города Романово-Борисоглебск.
Среди древних памятников культового зодчества, сохранившихся в городе, наиболее интересным представляется Воскресенский собор на Борисоглебской стороне.

Описание Воскресенского собора в Тутаеве

Во времена Ивана Грозного на месте существующего собора находилась двухэтажная деревянная церковь св. Бориса и Глеба — «брусчатая, с пятью куполами». Вблизи собора стоит (?) памятник на месте этого храма.
По данным Википедии: «…с начала XIX века город стал развиваться медленно, подавляемый близостью крупного Ярославля, сократилось каменное строительство — в течение XIX века не было создано ни одного выдающегося здания, жилые дома возводились по «образцовым проектам». Однако, в некоторых отраслях был достигнут определённый успех: в окрестностях города разводили известных на всю Россию романовских овец, в городе функционировала овчинно-меховая фабрика, Романовская льняная мануфактура и Константиновский завод минеральных масел».
Отзвуком октябрьского переворота 1918 года до сих пор служит сегодняшнее название Романова-Борисоглебска, переименованного в «в память погибшего при исполнении служебного долга во время белогвардейского мятежа от руки белогвардейских банд на даче ярославского городского головы товарища красноармейца Тутаева». Обсуждались и другие названия: Ленинск, Луначарск, и даже Коммунар-Спартак…

Жемчужина Тутаева — Воскресенский собор, возведенный в 1652— 1670 гг., одно из выдающихся произведений ярославской строительной школы. Сохраняя общую планировку и композицию, типичные для ярославских храмов, двухъярусный Воскресенский собор превосходит последние по своему масштабу и монументальности. Декоративное убранство фасадов здания, выполненное целиком из кирпича, достигает здесь исключительного разнообразия и нарядности.
Каменный Борисоглебский собор построен в разные периоды времени. Нижний этаж его более древний и имел вид самостоятельного храма. Об этой первоначальной постройке имеется указание в надписи, находящейся в соборе на стене, что церковь была освящена в 1652 году.
О форме этого первоначального храма можно судить по грамоте митрополита Ионы, данной в 1670 г. на надстройку второго этажа Воскресенского собора; там, между прочим, говорится: По благословению Преосвященного… били нам челом земской староста Никита Малодушкин с товарищи, да мирские люди Захар Кузьмин сын Котлованов (по преданно строители), Корнил да Матвей Феодоровы дети Седуновы и вcu Брисоглестии слободы крестьяне, чтобы нам и пожаловать благословить церковь Божию во имя Пресвятыя Богородицы Одигитрии и великого пророка Иоанна Предтечи и св. Благоверных князей обоих братьев Бориса и Глеба, нареченных во св. крещении Романа и Давида. Шатры разобрать до полуцеркви и изнова с уступом от алтарей построить церковь Божию на сводах во имя Воскресения Христа Бога нашего холодную, а в исподи что уступится в той бы прежней церкви трапеза, — а по-прежнему нашему благословению кирпичи и известь у них в припасть есть, а нынешняя де церковь Божия от тягости шатровые верхи расселись во многих местах» далее: «и в прежней церкви, что построят трапезу теплую с приделы».

Судя по цельности частей сооружения и по приведенной грамоте, надо думать, что древняя церковь по плану ограничивалась помещениями 4-м, 5-м и алтарными выступами (план 1-ro этажа), но какое пространство занимала самая церковь, сказать трудно.
Новый пятиглавый храм построен, как значится в грамоте, «с уступом от алтарей», т. е., над помещениями 4-м и 5-м. При этом, для увеличения храма, допущена весьма смелая в техническом отношении постановка восточной стены главного четырехугольника, над сводом помещения 5-го (см. разрез). Довольно интересными представляются и другие конструктивные стороны сооружения: устройство в квадратном помещении лишь двух столбов, постановка малых барабанов, на вводных арочках и главного (над продолговатым пространством) с двумя полубочарными сводиками.
Обстройка главного четырехугольника церкви алтарями, двумя приделами, двухэтажной галереей и богатыми лестницами дает всему храму чрезвычайно величественный и изящный вид. Верхние алтари приходятся над древнею церковью. Боковые приделы устроены на столбах нижней галереи. Южный придел меньше северного, но сложнее украшен. Галерея также с южной стороны обработана богаче, чем с других сторон, т. е. помимо усложнения деталей, галерея разыграна двойными арочками с серьгами. То же следует сказать и об убранстве южной стены самого храма.
Вообще богатство украшений сосредоточено на южном фасаде, и это, вероятно, вызвано было тем, что южная сторона собора выходила на главную улицу.
По отношению разбивки общих масс собора, а равно оконных и арочных проемов, наблюдается крайняя неправильность: главы сдвинуты к восточной стороне храма, окна на северном и южном фасадах не приходятся против средин закомар, арки верхнего этажа галереи различной ширины и пр.

Архивные материалы собора Воскресения Христова

Лестницы в собор расположены не по главным осям сооружения, а с боков. Такое расположение входов, и притом двух, представляется исключительным и вызвано, вероятно, тем соображением, чтобы с верхних площадок лестниц, остающихся открытыми, можно было видеть внутренность храма и главным образом чудотворную икону Спасителя, стоящую в храме под северо-западной главою. С этой целью, против лестниц устроены богато расписанные окна. Устройство именно только двух лестниц местное предание объясняет тем, что строителей было двое, и каждый из них желал увековечить свою память отдельным входом в холодный собор.
Нижний этаж церкви (теплый храм) покрыт коробовыми сводами с распалубками, при чем своды трапезной (на плане помещение 4) опираются на столбы. В двух малых абсидах алтаря устроены приделы. Южная сторона галереи и частью западная остаются до настоящего времени открытыми. В двух крайних арках на южной стороне сохранились деревянные решетчатые двери в галерею. Средняя западная арка ведет к главному входу в церковь. Северо-западный угол галереи в настоящее время закрыт деревянными переборками. Арки северо-восточной части галерей заделаны каменной кладкой. К двум столбам этого помещения приложены контрфорсы. Под лестницами находятся сторожка и кладовые. Все указанные приспособления позднего происхождения.
Покрытие храма состоит: из пяти куполов на высоких открытых барабанах, крестовых сводов против главных подпружных арок, двух коробовых в западных угловых частях храма и полусферических сводов в абсидах. Средний барабан покоится двумя сторонами на двух подпружных арках и двумя на вводных сводиках. Приделы перекрыты сомкнутыми сводами, галереи — коробовыми с распалубками, а лестницы — уступчатыми арками и крестовыми сводами.
Четырехскатная крыша собора позднейшего устройства. Подтверждается это: 1) существованием 24-х кокошников вокруг основания главного барабана, приходящихся ныне под крышею; 2) стропильными гнездами ниже пояска под кокошниками; 3) наружной новой надкладкой над кувшинообразными колонками между закомар, и 4) продолжением на чердаке (16-ти) кокошников в основании малых барабанов. Все это дает совершенно ясное указание на существование обычного покрытия собора по закомарам. Принимая в соображение это существенное видоизменение храма, а равно и вышеуказанные приспособления помещений в нижней галерее, не трудно представить первоначальный вид собора.

Не менее интересными кажутся внутренние порталы храма и его окна, выходящие в галерею второго этажа. Главный западный портал состоит из двух выступных цельных колонок и ряда уступающих полуколонок, чередующихся с прямоугольными выступами. По полукружию идет широкий богато украшенный архивольт с розетками. Помимо архитектурных украшений, портал расписан орнаментами.
Северный портал также состоит из ряда выступов, обделанных в вид колонок, и раскрашен орнаментами. Сами двери, железные, обиты полосами в виде сплошных прямоугольников. Порталы приделов имеют различную обработку. Окна помимо архитектурных форм также имеют орнаментальную раскраску. <…> В раскраску порталов и окон введены цвета: красный, голубой, желтый, зеленый и кирпичный.
В интерьере ярославских церквей большую роль играет живопись. Она имеет место и в Воскресенском соборе. Цветные росписи, необычайно яркие по краскам и насыщенные по содержанию, покрывают сплошным орнаментальным ковром внутренние стены и своды, начиная от наружного входа и папертей и кончая главными помещениями храма, придавая внутренним помещениям исключительную колоритность и нарядность. Яркая живопись, богатая отделка порталов и оконных проемов вносят в церковную архитектуру жизнерадостное, праздничное настроение. Новые, светские, тенденции в культовой архитектуре особенно наглядно сказываются в устройстве крытых папертей-галерей, обычно окружавших храм с трех сторон и связывавших внутреннее помещение храма с внешним миром. Нарядные и светлые паперти, обставленные скамьями вдоль стен, служили удобным местом для встреч и разговоров горожан.

Росписи ярославских церквей лишены скованности символических композиций и условности в изображении человеческих фигур, характерных для фресок XVI в. Они отличаются реалистической трактовкой религиозных сюжетов и пронизаны оптимистическим ощущением жизни. Здесь можно встретить изображения зданий на фоне различных пейзажей, бытовых сцен, пиров и торжественных шествий, разнообразных представителей животного мира и т. п. В содержании росписей религиозные сцены приобретают реалистический, светский, характер, ярко окрашенный местным колоритом. Отдельные сюжеты росписей имеют источником западноевропейское искусство и свидетельствуют об интересе к достижениям западной культуры, характерном не только для Ярославля того времени, но и для освобождавшегося от церковной схоластики русского искусства в целом.
Строительным материалом для собора служил исключительно кирпич, при выделке которого, по местному преданию, примешивали муку и кровь скота. Кладка произведена на извести и так крепка, что представляет с кирпичом одну неразрывную массу. Детальные украшения исполнены из лекального кирпича. В ширинках, между наличниками галереи, над окнами южного придала и во многих других местах вставлены изразцы зеленой поливы и частью без поливы. Изображения на изразцах представляют собою всевозможные мотивы розеток, крестиков, различных птиц, двуглавых орлов и целые сцены (как например, осада города). Украшения лекальных кирпичей состоят из квадратиков, кругов, ромбов, ложечек, перемежающихся в обратном порядке, витых валиков и т. п.
Гладкие части наружных стен выкрашены желтой краской, а все украшения — белой. Главы голубые.
Храм Воскресения окружен невысокою каменной оградой позднего устройства. С южной стороны возвышается башня со святыми вратами и двумя проходами по бокам в виде пристроек. Карниз над воротами украшен широким поясом из разноцветных изразцов; поверх карниза идет каменный фронтон, над которым возвышается башня в два яруса, завершающаяся главкой. В юго-восточной стороне ограды устроена шатровая колокольня, довольно типичная, но обработанная сравнительно просто. Верх ее со слуховыми окнами кирпичный, в недавнее время покрыть жестью.

Источники:
История русской архитектуры М., 1956, с. 208
С.С. Попадюк Наличники ярославской школы//Памятники русской архитектуры и монументального искусства М., 1980, с. 64-87
В.В. Суслов Памятники древнего русского зодчества в.V, 1899, С-Петербург, л. 2-6

Панорама

Схема проезда

icon-car.png
Тутаев. Воскресенский собор

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Тутаев. Воскресенский собор 57.874134, 39.526963 Тутаев. Воскресенский собор

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только