Усадьба Карабиха (Россия, Ярославская область, Ярославский район, с. Карабиха)
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник
Н.А. Некрасова «Карабиха»
Телефон: (4852) 43-41-83 (для справок и заказа экскурсий)
E-mail: muskar@mail.ru
Сайт: www.karabiha-museum.ru
Режим работы:
Экспозиции и выставки: с 10.00 до 16.30, кр. понедельника
Касса: с 10.00 до 16.00
Последняя среда каждого месяца – санитарный день
Территория доступна: с мая по октябрь с 7.00 до 20.00
Со вторника по воскресенье (с 9.00 до 17.00) вход на территорию платный – 50 руб., в понедельник вход свободный
Усадьба на Карабитовой горе
Владение Голицыных
Архитектурный комплекс Карабихи, созданный при Голицыных на рубеже XVIII-XIX вв., не впечатлил меня, хотя главный дом с бельведером вполне представительный и нарядный. Он и два флигеля, некогда соединявшиеся с домом двухэтажными галереями, образуют парадное ядро комплекса. Архитектура главного здания полностью отвечает традициям классицизма, а в декоре флигелей можно отметить элементы барочного декора, что говорит о более раннем происхождении построек. Курдонер слишком огромен и при этом лишен древесных насаждений, из-за чего кажется несколько неуютным и пустынным.
Парк (называемый Нижним) позади барского дома приятный и ухоженный, небольшой по размерам — это все что осталось от некогда обширного пейзажного массива на берегу р. Которосль. В глубоком овраге, на его границе существовал каскад из двух водоемов с водопадом Гремихой, но их не сохранило время. Верхний регулярный парк, занимающий равнинный участок, рассеченный этуалью аллей, как мне показалось еще скромнее…
Летнее пристанище русского классика
Усадьба связана с именем великого русского поэта – Николая Алексеевича Некрасова, а именно с последним периодом его жизни (1862-1872 гг.).
После смерти последнего владельца из рода Голицыных — Леонида Михайловича, его вдова и дочь в 1861 г. продали имение Некрасову. Поэт признавался, что приобрел недвижимость «не для дохода», а ради отдыха и литературных трудов, да и охота здесь была отменная. Писатель черпал вдохновение во время своих охотничьих походов и прогулок по окрестностям, в задушевных беседах с местными крестьянами.
В сельской глуши, где ему сопутствовали полная свобода и совершенная беспечность, Некрасов много писал. Здесь созданы знакомые нам с детства произведения «Мороз, Красный нос», поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Возвращение», и другие. Стихи, написанные в Карабихе, вышли отдельным изданием почти полвека назад, в 1971 году.
Писатель наведывался в свое ярославское владение по большей части летом, а потому передал управление имением брату Фёдору, где тот и обосновался со своим большим семейством.
Двухколоколенная Казанская церковь
Одной из главных составляющих архитектурного комплекса была Казанская церковь, реконструированная Михаилом Николаевичем Голицыным (отец Л.М. Голицына, занимал должность Эстляндского и Ярославского губернатора) одновременно с усадьбой. Она получила классицистический наряд и позднее шестиколонный портик на западном фасаде. Над притвором поднялись невысокие, квадратные в плане парные башни. Одна из них служила колокольней, на другой были установлены часы. Таким образом, церковь Казанской иконы Божией Матери пополнила список довольно редких в России двухколоколенных церквей. К сожалению, храм утрачен.
Архивные фотографии усадьбы Карабиха
Фото уз фондов ГАУК Ярославской области «Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»
- Усадьба Карабиха, Казанская церковь, фото 1897 г. с сайта www.sobory.ru
- Вид с северо-востока на Восточный флигель и главный дом усадьбы Карабиха
- Выезд Ф.А. Некрасова перед Большим домом усадьбы Карабиха. Фото 1910-1914 гг.
- Федор Алексеевич Некрасов (брат писателя), Карабиха, конец 1912 — начало 1913 гг.
- Большой дом усадьбы Карабиха со стороны двора. Фото Некрасовой Веры Федоровны, конец 1920-х гг.
- Вид на церковь Казанской Божьей Матери и жилой комплекс усадьбы Карабиха со стороны двора. Фото Некрасовой Веры Федоровны, конец 1920-х гг.
- Большой дом усадьбы Карабиха со стороны парадного двора. Фото М.А. Величко, 1952 г.
- Центральное здание усадьбы и Восточный флигель с юга, со стороны Нижнего парка. Фото М.А. Величко, 1952 г.
- Карабиха. Экспозиция литературного отдела музея. Анфилада. Фото М.А. Величко, 1952 г.
- Восточный флигель усадьбы. Уголок гостиной. Фото М.А. Величко, 1952 г.
- Карабиха. Восточный флигель усадьбы. Уголок гостиной. Фото М.А. Величко, 1952 г.
- Восточный флигель усадьбы. Кабинет. Фото М.А. Величко, 1952 г.
Музейная жизнь
После октябрьского переворота усадьбу национализировали, какое то время здесь функционировал совхоз «Бурлаки», но уже в 1946 г. организовали мемориальный музей.
Музей Н.А. Некрасова «Карабиха» является единственным литературным музеем и уникальным музеефицированным усадебным комплексом в Ярославской области. Именно ему мы обязаны сохранностью исторического ансамбля. Так уж сложилось, что основу фондового собрания музея составляют книжные издания. Данная особенность музейного собрания была заложена ещё в 1940–1950-х гг. Перед сотрудниками музея стояла задача собрать коллекцию, которая максимально бы соответствовала профилю музея и могла бы показать роль поэта Н.А. Некрасова в русской культуре дореволюционного и советского периодов. К концу 1960-х гг. в музее оформляется книжная коллекция, отражающая не только литературный процесс в России в период жизни Н.А. Некрасова, но и тенденции развития русской культуры XVIII – первой половины XX вв. – писала кандидат культурологии Л.В. Рассказова (см. литература)
В экспозиции также представлены предметы быта и усадебной обстановки, фамильные портреты, личные вещи владельцев, прекрасная коллекция посуды и хрусталя XIX столетия.
Источник
Л.В. Рассказова Детские журналы XIX – начала XX вв.в коллекции ГЛММЗ Н.А. Некрасова «Карабиха» // Русская усадьба XVIII – начала XXI вв.Проблемы изучения, реставрации и музеефикации. Материалы научной конференции 2–3 июля 2009 года, Ярославль, 2009 г.