Красный Профинтерн. Замок Понизовкиных

Замок Понизовкиных (Россия, Ярославская область, Некрасовский район, пос. Красный Профинтерн)

Замок восстанавливается частным лицом. Наружные работы практически завершены, сооружена новая ограда. Доступ на территорию осуществляется по входным билетам.

Удивительно видеть в ярославском захолустье подобие средневекового замка. Странно, но этот эклектичный объект, так и не попал в поле зрения искусствоведов. Имя зодчего остается неизвестным, есть две гипотезы: по одной замок построил по заказу фабриканта Понизовкина местный архитектор, по другой высказывалось предположение о причастности к проекту П.С. Бойцова, зарекомендовавшего себя как создателя русской «замковой архитектуры». Авторство Петра Соймоновича мне представляется весьма сомнительным, но кто знает? Чтобы разрешить этот вопрос следует обратиться в архивы, и может быть истина откроется.
О фабриканте Понизовкине известно не много, судьба его загадочна и даже трагична… Он вышел из крестьян, задумал производить из картофеля сахарную патоку, дело пошло, и скоро новоявленный фабрикант — владелец крахмально-паточный сети предприятий по всей округе. Богатея всё больше, он живет на широкую ногу, и вдруг история его жизни внезапно обрывается… предприниматель уезжает на лечение в Ярославль и исчезает навсегда.

Описание замка Понизовкиных в Красном Профинтерне

Каменный дворец с башнями на волжском берегу рядом с фабрикой выстроил кто-то из его потомков, по слухам — для своей французской невесты, поставившей условием для вступление в брак — соорудить замок, как на родине.
Что касается соседства жилья с производством, то такие примеры имеют место не только в Красном Профинтерне (до 1945 г. населенный пункт назывался Гузицыно). Например, в Кинешме (Ивановская область) фабрикант Севрюгов также построил свою виллу неподалеку от заводских корпусов, что бы иметь полный контроль над предприятием.
Точной датой строительства замка в Красном Профинтерне исследователи не располагают, обычно пишут — рубеж XIX-XX вв. По сути кубический объем здания, представляющий собой синтез купеческой хоромной и романской архитектуры, обогащается двумя высотными объёмами – башнями, и членится ризалитами (полукруглый; с высоким фронтоном; с эркером; с террасой и т.д.), завершенными разнообразными кровлями.

Если внимательно приглядеться к экстерьеру сооружения, то в оформлении карнизов становится заметен разнобой масштабов в идентичных элементах в различных объемах постройки (маститый зодчий вряд ли бы применил подобный приём). Несложная стрельчатая аркатура в межоконных пространствах и в ограждениях балконов стилизована под средневековье. Мелкая расстекловка окон, иногда их трехчастная композиция с характерными декоративными арочными перемычками, закругленные углы проемов говорят о влиянии модерна. Наиболее пластически разработаны западный и южный фасады, восточный скромнее, а северный и вовсе не демонстрирует ничего, кроме ритмичного чередования окон.
После революции замок стал частью комбината «Ярпатока», позднее здесь функционировала школа, клуб, затем настала губительная для российского культурного наследия Перестройка… Несколько десятилетий дом простоял совершенно разграбленный, опустошенный, пока не появилось частное лицо, решившее отремонтировать его под гостиничный комплекс.

Фрагмент из книги Н.С Борисова «Окрестности Ярославля»

«Катер приближается к пристани «Красный Профинтерн». Уже издалека видны длинные, красного кирпича фабричные корпуса, приземистые складские помещения, высокие трубы. Поселок Красный Профинтерн мог бы стать своего рода огромной музейной экспозицией под открытым небом. Попадая сюда, словно переносишься на сто лет назад, открываешь раздел учебника истории, озаглавленный «Развитие капитализма в пореформенной России». Возникший в последние десятилетия XIX века вокруг большого крахмало-паточного завода, принадлежавшего ярославскому купцу Никите Понизовкину, поселок сохранил все элементы своей первоначальной структуры. В центре, у пристани, — большие фабричные корпуса. Ныне здесь размещается одно из крупных предприятий пищевой промышленности области — Ярославский крахмало-паточный комбинат. Однако внешне предприятие мало изменилось со времени постройки.
Понизовкины устраивали свой завод с размахом, не скупясь на расходы, приглашая иностранных специалистов и заимствуя их опыт организации производства. Во дворе комбината можно увидеть длинное здание конторы. За его большими, светлыми окнами — громадный операционный зал, в котором и по сей день стоят массивные дубовые бюро старой работы. Здесь же, в конторе, вам покажут и большую, потемневшую от времени фотографию. Под горделивой надписью: «Промышленно-торговое товарищество «Никиты Понизовкина сыновья», Волжский завод, 1915 год» — десятки крохотных, в овальных рамках портретов инженеров, мастеров, технических сотрудников предприятия. А выше, крупно, — портреты последних владельцев, внуков Никиты Понизовкина: презрительный взгляд, щегольски закрученные усы, надменное выражение лица.
История возвышения Понизовкиных типична для многих русских промышленников. Поначалу «капиталистый крестьянин», скупщик, Никита Понизовкин постепенно стал владельцем нескольких мелких крахмало-паточных предприятий в здешних местах. Жестокой, безудержной эксплуатацией он заслужил ненависть окрестного крестьянского населения. Понизовкин послужил прототипом для образа паука-промышленника в стихотворении Н.А. Некрасова «Горе старого Наума»:

Науму паточный завод
И дворик постоялый
Дают порядочный доход.
Наум — неглупый малый:
Задаром сняв клочок земли,
Крестьянину с охотой
В нужде ссужает он рубли,
А то плати работой…

Архивные материалы

Понизовкин быстро богател. Став в 1868 году владельцем Волжского завода, он, а затем его сыновья и внуки вели в поселке большое строительство. В центре поселка, рядом с заводом, высится причудливое здание с островерхой крышей, башнями, балконами, открытыми галереями. Это бывший особняк Понизовкиных, интересный образец «романтической» архитектуры начала ХХ века. Имя автора его проекта пока остается неизвестным.
Внутренне убранство особняка было не менее причудливым и своеобразным, чем его фасад. Эффектные росписи потолков и позолоченные карнизы сочетались с отделанными под красное дерево панелями и наборным паркетом. В доме имелся даже зимний сад под стеклянной крышей. Ныне о прежних интерьерах особняка можно судить лишь по оформлению зала, в котором размещается библиотека Дома культуры. Здесь хранится несколько образцов стилизованной под XVIII век мебели. В резном шкафчике у окна — хорошие образцы русского фарфора XIX столетия.
В высоких темных шкафах поблескивают тусклым золотом переплеты старых изданий. Здесь многотомный словарь Брокгауза и Ефрона и продукция книжных фирм Вольфа, Маркса, Сытина, других крупнейших русских издательств второй половины XIX века.
Рядом с особняком владельца завода расположено своеобразное двухэтажное здание, нижний этаж которого выполнен из кирпича, а верхний — из дерева. Второй этаж снаружи в изобилии украшен сложной, хотя и несколько суховатой по рисунку резьбой. В этом доме жили родственники владельца завода, представители многочисленного семейства Понизовкиных.
Решетчатая чугунная лестница ведет на второй этаж. Здесь во многих комнатах сохранились лепные потолки, в узорах которых модерн соседствует с неоампиром, высокие кафельные печи-голландки, матовые стекла высоких дверей — с изображениями фантастических трав и грифонов, наборный паркет. Лепнина потолков и карнизов, прежде частью вызолоченная, сейчас сплошь забелена, а местами и полностью утрачена.
В нескольких минутах ходьбы от особняка Понизовкиных — еще одно, весьма своеобразное и по-своему интересное здание. Этот длинный шестиэтажный дом красного кирпича под фигурной крышей не потерялся бы и в центре большого города. Здесь же, среди одноэтажной деревянной застройки, он напоминает океанский корабль в окружении рыбачьих лодок. Этот гигант был выстроен по проекту гражданского инженера Н.Ю. Лермонтова для служащих завода Понизовкиных. Разрешение на постройку столь редкого сооружения было дано лично ярославским губернатором графом Татищевым 6 апреля 1913 года. Автор проекта стремился создать максимум удобств для жильцов дома. Помимо разнообразных по планировке квартир в доме были предусмотрены библиотека, бильярдная, буфет, комната для игры в карты, небольшой зрительный зал для любительских спектаклей и показа кинолент. В подвалах помещались в одном конце — ледник, в другом — кочегарка. Вблизи дома был посажен обширный сад».

Источник:
Н.С Борисов «Окрестности Ярославля», М., 2007, с. 31-33

Схема проезда

icon-car.png
Красный Профинтерн. Замок Понизовкиных

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Красный Профинтерн. Замок Понизовкиных 57.743564, 40.432799 Красный Профинтерн. Замок Понизовкиных

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только