Кукобой. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Россия, Ярославская область, Первомайский район, с. Кукобой)

Мы завернули в Кукобой по дороге в Вологду. Шоссе от трассы [М8]до села — среднего качества, старое асфальтированное покрытие – с выбоинами и кочками, так что на комфортную поездку не рассчитывайте. 
С погодой повезло: было тепло и солнечно, в небе неподвижно зависли облака: пышные, с мягкими очертаниями, буквально сотканные из воздушной сахарной ваты. Одни были гигантских размеров, другие – совсем миниатюрные. Некоторые из туч весьма драматично, по-театральному распадались на части, теряя свои невесомые шлейфы и волнистые клочья… 
В воздухе – чувствовались настойчивые сельские ароматы, благоухание разнотравья, в кронах деревьев путался и шелестел ветер… Благодать несказанная! А прямо передо мной нарисовался великолепный пейзаж – на зеленой просторной луговине, на фоне неба цвета кобальта словно сказочный точеный терем поднимался храм Спаса Нерукотворного Образа (арх. В.А. Косяков, 1909—1912 гг.).

История создания храма в с. Кукобой

Архитектор В.А. КосяковИсторию его создания можно найти в Интернете, поэтому опишу вкратце. Выходец из села Рябинки, в последствии житель и успешный предприниматель столичного города Санкт-Петербурга — купец Иван Агапович Воронин, решил сделать подарок родным местам. В качестве презента на выбор были представлены: железная дорога до Пошехонья или же строительство православного храма. Сельчане выбрали второе, хотя храм имелся (ныне утрачен). Проект заказали инженеру (архитектору) Василию Антоновичу Косякову (1862 г. Санкт-Петербург — 1921 г. Петроград). Строительство обошлось заказчику в кругленькую сумму – один миллион рублей.
Зодчий много и успешно строил, в числе объектов как гражданские, так и культовые здания (с преобладанием последних), т.к. Косяков одно время состоял в хозяйственном управлении Синода, и видимо имел возможность через него получать заказы. Основные стили его построек — русский, русско-византийский и неорусский, иногда с элементами модерна.

Зарождение русского стиля в начале XX столетия

Мне стало интересно зарождение русского стиля в начале XX столетия, каковы были причины и предпосылки? Обратимся к компетентным источникам.
Искусствовед Е.Ю. Орлова писала в своей диссертации «Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России (XVI-XX вв.): Осмысление национальных особенностей и традиций становление «русского стиля» в архитектуре XVIII– нач. ХХ в. связано с патриотическими настроениями в обществе и «национально-романтическими» тенденциями в мировой культуре. Под влиянием романтического направления в архитектуре России сформировалось стремление продолжить в современном искусстве русские национальные традиции, что отразилось в исследованиях происхождения различных форм и деталей в русской архитектуре XIX в. и развитии «русского стиля», выраженного в различных художественных системах: русско-византийском стиле, русском (псевдорусском) стиле, неорусском стиле. <…>

Теоретические представления и воззрения рассматриваемого периода позволяют заключить, что первоначально понятие «русский стиль», связывали с обращением к формам и приемам древнерусского (допетровского) зодчества и народного (крестьянского и городского) искусства. В дальнейшем «русский стиль» рассматривают как осмысленное и осознанное отражение национальных особенностей в архитектуре и искусстве. «Русский стиль» становится способом выражения идей национальности, выработки отношения к русскому наследию от обновления до возрождения и использования тех пластов русской культуры, которые в определенный отрезок времени воспринимаются как символ и знак национальности. В целом движение за «русский стиль» в архитектуре довольно явственно разделилось на два основных направления.
Сторонники первого усматривали свою задачу в восстановлении гармонического единства между формой и содержанием произведений зодчества. Вторая точка зрения сводилась к тому, что в современной архитектуре допустимо использование и развитие лишь определенных творческих принципов, но не конкретных форм или композиционных приемов, заимствованных из истории».

Самой выдающейся культовой постройкой архитектора Косякова на мой взгляд является Морской собор (1903—1913 гг.) в Кронштадте, в котором зодчему удалось удачно реализовать не только идею храма-памятника, но и воплотить в архитектуре величие и мощь России. К слову сказать, строительство собора обошлось в 1955000 рублей.

Доктор искусствоведения В.Г. Лисовский в своей статье «К проблеме «регионального» и «национального» в архитектуре петербургского модерна» отмечал: Убедительно раскрыть причины возникновения того или иного стиля или художественного направления в истории искусства удается не часто. <…>
Наиболее очевидно объяснение, согласно которому под воздействием «национально-романтических» импульсов развивалось искусство прежде всего тех народов и стран, чья национальная самобытность была ущемлена политикой великих держав и чья идеологическая задача заключалась в том, чтобы освободиться от иностранной зависимости. <…>
По всей вероятности, истоки «национально-романтических» движений и направлений питались отнюдь не только политическими и националистическими идеями и интересами; эти движения и направления рождались и развивались по сугубо эстетическим законам, в частности, по «закону отрицания» предшествующей стилистической формации новой, противопоставленной ей теми или другими свойствами. Так, на смену единообразию классицизма пришло в свое время «многостилье» эклектики, а преобладавшему в последней общеевропейскому направлению, развивавшему преимущественно традиции Возрождения и барокко, оппонировали «национальные стили» (в их числе и «русский стиль»), а позднее — романтические ответвления модерна. <…>

Осознание бесперспективности эклектического метода в последней трети XIX века стало причиной нового подъема романтической волны. В этот период наметились два принципиально разных подхода к решению проблемы генезиса новой архитектуры. Первый из них — рационалистический — основывался на признании главной и исключительной роли в процессе формообразования за факторами конструктивными и функциональными. Второй — романтический — заключался в стремлении использовать для решения новых задач исторический опыт. <…>

Особенности культовой постройки

Кукобой, план церкви Спаса Нерукотворного ОбразаОт теории перейдем к культовой постройке в с. Кукобой. Поиск новых выразительных художественных и пластических средств зачастую приводит к полистилизму, и этот храм не исключение. В русско-византийском сооружении ощутимо влияние модерна. Оно сказывается, прежде всего, в огромных, красиво прорисованных, с мелкой расстекловкой окнах, завершенных тремя арочками с висячими гирьками. К влиянию модерна следует отнести и украшение фасадов майоликовыми панно в опоясывающем фризе, в тимпанах крылечек и в завершении закомар (панно следует признать утраченными — заштукатурены раствором). 
План типичен для византийских храмов с одной авторской особенностью – Косяков для высвобождения центрального пространства несущие колонны сдвинул к западной и восточной стенам, превратив т.о. помещение в «бесстолпное». К оригинальному решению также можно отнести галерею, расположенную за центральной апсидой, соединившую между собой северный (Николая Чудотворца) и южный (Казанской Божией Матери) приделы.
Здание декорировано поясами арочек, кокошников, ширинками, нишами, но основное декоративное убранство сконцентрировано над притвором в колокольне и соседних с ней главах. Они завершены шатрами, покрытыми керамикой бирюзового цвета. Предполагаю, что несохранившиеся панно, гармонично сочетались с ними по цвету.

*План церкви с сайта https://ru.wikipedia.org/

Интерьеры не сохранились. После победы пролетариата в храме расположили склад, а подклет некоторое время использовался под тюрьму. Теперь храм передан верующим и восстанавливается.

Источники:
Е.Ю. Орлова «Русский стиль» в архитектуре и национальной культуре России (XVI-XX вв.). Диссертация ... кандидата искусствоведения, Новосибирск, 2009
В.Г. Лисовский К проблеме «регионального» и «национального» в архитектуре петербургского модерна//100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции. — СПб.: Альт-Софт, Белое и Чёрное, 2000
https://ru.wikipedia.org/

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Кукобой. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Кукобой. Церковь Спаса Нерукотворного Образа 58.698237, 39.910755 Кукобой. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: