Ростов Великий. Кремль

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль«

  • Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов Великий, ул. Петровичева
  • Режим работы: Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме 1 января
  • Телефон экскурсионного отдела: (48536) 6-1717
  • Телефон дирекции: (48536) 6-4475, 6-3294
  • Факс: (48536) 6-1502, 6-1717
  • Электронная почта: rostkreml@mail.ru
  • Официальный сайт: www.rostmuseum.ru

Впервые Ростов Великий (Ярославская область) упоминается в летописях 862 года. В X — нач.XI — он входит в состав Ростово — Суздальского княжества. С 1125 по 1157 гг. удельным княжеством управляет Юрий Долгорукий — первый независимый ростовский князь. В 1474 г. Ростов является крупнейшим церковным городом Московского государства, а в 1589-1590 гг. — резиденцией ростовских митрополитов.
В 1652 г. митрополитом становится Иона Сысоевич — по заказу которого создаётся великолепный, неповторимый по своей художественной выразительности и цельности ансамбль Ростовского кремля.
Сысоевич — сын сельского священника выдвинулся в связи с опалой патриарха Никона, став местоблюстителем патриаршего престола. Человек высоких амбиций, и обладающий немалыми средствами, он задумал создать в Ростове митрополичью резиденцию. Доверенным лицом владыки при возведении комплекса стал каменщик Пётр Досаев, а возводили кремль местные мастера.

Описание кремля в Ростове Великом

План Ростовского кремля

План Ростовского Кремля

  1. Успенский собор
  2. Звонница
  3. Церковь Воскресения Христова
  4. Церковь Григория Богослова
  5. Красная палата
  6. Иераршия палата
  7. Церковь Иоанна Богослова
  8. Старый хозяйственный корпус

За 30 лет был выстроен целый сказочный город. Действительно, зодчим удалось создать на редкость красивый и гармоничный ансамбль, если учесть, что в ансамбль были включены уже существующие здания Григорьевского монастыря и городской Успенский собор со звонницей.
Митрополичий комплекс это: двор владыки, с жилыми и хозяйственными постройками, с палатами для приёмов гостей и пиров, с церквями и соборами, а так же примыкающим Митрополичьим садом. Весь этот грандиозный ансамбль окружили крепостные стены с 11 — ю боевыми башнями, завершёнными фигурными шатрами.
Шатры покрыты серебристым лемехом, тонкими дощечками из осины. Этот сложный тип покрытия требует немалого мастерства. (Доски не выпиливаются, а выкалываются в соответствии с расположением слоёв дерева в виде ступенчатого клина).
С 1970 году в Ростове был создан филиал Ростово — Ярославского историко — архитектурного и художественного музея — заповедника. Музей работает с 10 -17.00, без выходных, кроме 1 января.

Г.К. Вагнер Ростов Великий. Кремль

Так по традиции называется центральный архитектурный ансамбль города, состоящий из городского Успенского собора, соборной звонницы и Митрополичьего двора со стенами, башнями, двумя надвратными храмами (Воскресения Христова и Иоанна Богослова), церквей Григория Богослова, Спаса Преображения на Сенях и др., а также митрополичьих палат и многочисленных служб.
Создание ансамбля Митрополичьего двора приписывается мастеру П. И. Досаеву. Митрополичий двор строился иждивением митрополита Ионы Сысоевича, который перед этим был блюстителем (в связи с опалой патриарха Никона) патриаршего престола. Попав тоже в опалу, Иона Сысоевич, видимо, думал осуществить свои мысли о приоритете церкви над светской властью в виде грандиозного культового ансамбля, своего рода «священного града». Но сила мирских тенденций в русской архитектуре XVII в. была такова, что в ансамбле, над созданием которого трудилась большая артель мастеров, оказалась очень заметна народная светская струя.

Успенский собор. Построен в XVI в. (по другим данным — в конце XV в.) на основаниях двух предшествовавших ему княжеских соборов XII и XIII вв. Большой шестистолпный пятиглавый храм соборного типа несет на себе отзвуки владимиро-суздальской традиции в виде аркатурного фриза, но помимо фриза имеет дополнительные горизонтальные членения, отражающие классические тенденции.
Звонница. Сооружена в два приема между 1682 и 1687 гг. К трехпролетному объему примыкает однопролетная башня для самого большого колокола — «Сысоя» (имя отца Ионы). Композиционно восходит к северорусским звонницам. Близка к звоннице Московского Кремля. Колокола именные: «Сысой» (2000 пудов; отлит в 1681г. мастером Федором Терентьевым), «Полиелейный» (1000 пудов; отлит в 1683 г. мастером Филиппом Андреевым), «Лебедь» (500 пудов; отлит в 1682 г. тем же мастером), «Баран» (80 пудов; отлит в 1654г. мастером Емельяном Даниловым).

Митрополичий Двор. Церковь Воскресения Христова. Надвратный храм в северной части стены, выходящей к Успенскому собору. Построен митрополитом Ионой Сысоевичем в 1670 г. В нижнем ярусе — три арки. Над ними — галерея, охватывающая храм с трех сторон. Стены завершены не закомарами, а треугольными фронтончиками. Пятиглавие на глухом своде (внутри нет столпов). Живописный декор низа и гладкие стены верха — признак архитектуры переходного времени. Храм фланкирован двумя круглыми башнями (новшество ростовского зодчества), что придает западному фасаду здания крепостной характер. Другой распространенной чертой ростовской архитектуры XVII в. является замена иконостаса каменной алтарной стенкой на высокой солее. Роспись просторного интерьера, выполненная около 1675 г., приписывается ярославским художникам Севастьяну Дмитриеву и его сыну Лаврентию, с которыми трудились, конечно, и другие мастера. На паперти, как обычно, расположены библейские и апокалипсические сюжеты. Стенопись главного помещения посвящена в основном событиям из жизни Христа. На южной стене паперти останавливает внимание великолепная фреска «Гибель войск фараона» (или «Переход через Чермное море»), отличающаяся широким размахом динамической картины. Драматизм события отступает на задний план перед декоративностью замысла и артистизмом исполнения. Особенно красивы фигуры белых коней, заставляющие вспомнить античные образы.

Митрополичий Двор. Церковь Григория Богослова. Построена одновременно с церковью Воскресения и схожа с ней по архитектуре (но без арочного проема и фланкирующих башен). Находится за стеной юго-западного угла Митрополичьего двора, где был так называемый Григорьевский затвор — одно из ранних культурных учреждений России, из которого вышли Стефан Пермский, Епифаний Премудрый и другие. Церковь Григория Богослова заметно ниже других, но, несмотря на то, что она вынесена за ограду Митрополичьего двора, составляет вместе с ним неразрывное целое.
Митрополичий Двор. Красная Палата. Находится в юго-западном углу двора. Построена в 1672—1680 гг. (известна также как «Государева»). Двухэтажная Г-образная в плане, с большим одностолпным залом во втором этаже.

Митрополичий двор. Церковь Спаса Преображения на Сенях. Находится в юго-восточной части двора. Построена в 1675 г. над каменными погребами. Входит в единый комплекс с Белой (столовой) палатой. Одноглавый с пофронтонным завершением бесстолпный храм лаконичных форм, несущий черты деревянного зодчества. Внутри имеет каменную алтарную стенку на высокой солее. Соединение храма с палатами превращает его в домовую церковь, что обусловило особое внимание к оформлению. Здесь митрополит Иона Сысоевич принимал почетных гостей, для которых устраивались богослужения-концерты. Для лучшего резонанса в стены вделаны большие голосники. Роспись храма выполнена в 1670-х гг. «ростовским попом Тимофеем», волгожанином Дмитрием Степановым, ярославцами Иваном и Федором Карповыми. Фреска дьяконника «Похвала Богоматери» позволяет судить о противоречивых тенденциях ростовской стенописи XVII в. (композиционная слаженность довольно реалистически трактованных фигур пророков с заметно «готизированной» фигурой Богоматери), типологически сопоставимой с живописью позднего треченто.

Митрополичий Двор. Церковь Иоанна Богослова. Второй надвратный храм, построенный в 1683 г. в середине западной стены. Композиционно очень близок церкви Воскресения, но имеет на фасадах изящную килевидную аркатуру, воспроизводящую аркатуру Успенского собора. Пропорции храма, и прежде всего барабанов глав, более вытянутые, что делает церковь Иоанна Богослова самым изящным сооружением митрополичьего ансамбля. Особенно художествен его восточный фасад, впечатляющий артистизмом сочетания гладкого низа с тонко декорированным верхом здания. Высокий просторный интерьер храма так же пышно расписан (ок. 1683 г.), как и в церкви Воскресения. Фрески по стилю тоже близки воскресенским. Фрагмент росписи «Авраамий Ростовский перед князем Владимиром» показывает характерное для живописи XVII в. новеллистическое толкование сюжета: в нижней части композиции Авраамий едет на суд на понуром коне, в то время как сопровождающий его воин гарцует. Это свидетельствует о живучести цельно-поэтического мировоззрения, уходящего корнями в эпоху «Слова о полку Игореве».

Источник:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 384-386

В.В. Суслов Церковь Воскресения Христова в городе Ростове, Ярославской губернии

Церковь Воскресения Христова находится в городском кремле и примыкает к северной части его стен. В кремле группируются пять церквей, архиерейский дом, Белая палата, остатки Красной палаты и духовное училище. Лицевые стены кремля украшены башнями, звонницами, церковными галереями и бойницами. Сзади последних идет по толще стены кремля крытая галерея. Храм Воскресения построен митрополитом Ионою около 1675 года.
Как многие церкви Ростовского края, он находится в связи с военными сооружениями (башнями и стеною), что дает и особенную группировку архитектурных масс постройки.

Храм имеет три этажа, при чем самая церковь помещается в верхнем этаже. 1-ый этаж занят проездом (с двумя поворотами) в кремль, проходом для пешеходов, кладовыми, коридорами и лестницами. Во 2-м этаже, имеющем по своей незначительной высоте характер антресолей, также находятся лестницы, коридоры и кладовые. Все помещения обоих этажей покрыты сводами (коробовыми, сомкнутыми, корытчатыми и купольными). С южной стороны храма устроены в толще стен две лестницы, ведущие в галерею верхнего яруса, которая окружает церковь с трех сторон. Юго-восточный угол галереи приходится (по планам 1-го и 2-го этажей) на линии «д-е», так что над средним этажом получается площадка. На эту площадку выходила дверь из галереи (сохранившаяся поныне) и окно из церкви. С означенной площадки шла открытая наружная лестница до самого низа.

Архивные фото Ростовского кремля

В начале нынешнего столетия она была сломана; следы отломки заметны и теперь по неправильным выступам кирпичей в стене.
Из церковной галереи устроены проходы в церковь, в башни и на кремлевские стены. Церковь состоит из продолговатого помещения, разделенного на три части высокими постаментами, с которых возвышаются парные трех четвертные колонки с опирающимися на них арками; при этом западное и восточное пространства покрыты полусомкнутыми сводами, а среднее—двумя вспарушенными полукоробовыми сводами, между которыми подымается барабан, покрытый куполом.
В восточном отделении церкви возвышается солея на четыре ступени; угловые части её замыкаются каменными станочками в виде клиросов.

Алтарь покрыть сомкнутым сводом, в который врезаются полукупольные покрытия абсид. Алтарное помещение отделяется от церкви каменной стеной и ограничивается с востока тремя полукружиями, очень мало обозначающимися на восточном фасаде. Из алтаря идет в толще северной стенки лестница на верхние своды церкви. В западной внутренней части храма, на высоте 5 ½ аршин от пола, находятся в стенах голосники в виде широких каналов, проходящих в толще стен.
На восточной стене церкви представлен иконостас, расписанный на самой стене. Перед царскими дверями устроен портал. В алтаре находится сень над епископским сидением. При входах из церковной галереи в башни идут в толще стен лестницы в верхние ярусы башен (к бойничным отверстиям ). Из северо-западной башни сделан выход на кремлевскую стену. Здесь же поднимается лисенка к звоннице, устроенной на стене в виде башенки. В северо-восточном конце галереи также находится переход на кремлевскую стену.

Ход по стене покрыт галереей, которую составляют с одной стороны наружные стены с бойницами, а с другой столбы, поставленные на уступ стены и с которых перекинуты арки на наружную стену; по этим аркам и устроено покрытие всей толщины кремлевской стены на два ската.
Главная часть церкви, возвышаясь над кремлевскими башнями, венчается пятью главами. Наружное покрытие её (на четыре ската) несомненно позднейшее, ибо на чердаке усматриваются в основаниях барабанов горизонтальные тяги и признаки наружного покрытия по полукругам.

Наиболее красивая наружная архитектурная обработка церкви представляется на северном фасаде; здесь между башнями устроены проезд и проход в кремль. Над воротами находится каменный большой киот, в котором помещается образ «Сошествие в ад». По бокам образа два окна, выходящие в кладовые среднего этажа постройки. Галерея обделана в виде аркады, опирающейся на колонки, соединенные со стеною. В основами галереи проходят «ширинки» с изразцами. Подобными впадинками украшены простенки среднего этажа.

Со двора кремля, галерея состоит из ряда полукруглых окон, верхи которых украшены наличниками, а простенки квадратными впадинками и изразцами. Под окнами идет широкий пояс, состоящий из впадинок (ширинок) украшенных изразцами. В основании 2-го этажа также проходит сплошной пояс, но с зигзагом вместо квадратных впадинок . Карнизы, наличники, ширинки и др. украшения храма чрезвычайно тщательной работы.
Внутри церкви, как и в галерее, особенное внимание обращает на себя стенная живопись. Исполнение её относится ко времени построения самой церкви и может быть приписываемо Ярославским иконописцам.
Священными изображениями покрыты все стены церкви и галерей, а равно и все своды.

Источник:
В.В. Суслов Памятники древнего русского зодчества в. 3, С-Петербург, 1897
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Иллюстрации на вкладке «Архив»

Панорама

Схема проезда

icon-car.png
Ростов Великий. Кремль

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Ростов Великий. Кремль 57.184338, 39.417250 Ростовский Кремль

Проживание

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только