Бежецк. Усадьба Неворотиных

Бежецк. Усадьба Неворотиных (конец XIX в., начало XX в.) (Россия, Тверская область, г. Бежецк, ул. Большая 45/24)

Особняк Неворотиных пустует, неминуемо разрушается

Объехали немало тверских городов: Торжок, Вышний Волочек, Осташков, Весьегонск, Андреаполь, Кимры, Ржев, Лихославль, Торопец… увы, не все из них обладают цельными градостроительными ансамблями, Бежецк в этом смысле показался весьма привлекательным. Поскольку большинство памятников культовой архитектуры утратили свой первоначальный облик (обезглавлены и обезличены), то значительный интерес представляет жилая застройка, относящаяся ко вт. пол. – концу XIX в.
На Большой улице историческая среда сохранилась наиболее полно. Каменные особняки госучреждений и зажиточных граждан чередуются с деревянными домами рядовых горожан и купеческой братии. Мне нравится погружаться в атмосферу тихих провинциальных городков, неторопливо шагать по узким тротуарам и всматриваться в детали экстерьера старинных домов: наличники окон, нависающие над головой балконы с ажурным ограждением, угловые башенки, нарядные карнизы и т.д.

Описание усадьбы Неворотиных в Бежецке

На этой городской магистрали, где отчетливо влияние модерна и эклектики, художественным центром притяжения служит особняк Неворотиных, увенчанный скульптурами богини удачи и бога торговли. Сегодня в его стенах функционирует магазин.
Из ПАТО: «Двухэтажное здание с полуподвалом — лучшее в Бежецке произведение эклектичного стилизаторства и неоклассицизма, хорошо сохранившее внешний облик и оригинальную отделку интерьеров. В богатых архитектурных и скульптурных формах преобладают мотивы развитого барокко и классицизма. Дом построен в конце XIX в. и принадлежал тогда купцу Николаю Александровичу Неворотину, имевшему в Вологодской губернии лесопильный завод и картонную фабрику.

Бежецк усадьба НеворотиныхВ начале XX в. его старшим сыном Николаем Николаевичем дом был полностью перестроен по проекту приглашённого из Москвы архитектора (фамилия неизвестна). Тогда были увеличены окна, приделаны портики, добавлено скульптурное и прочее убранство фасадов, обновлены интерьеры, а с востока пристроен зимний сад. Перед обоими уличными фасадами устроена пышная ограда с балюстрадой и вазонами. Тогда же были оборудованы электростанция, водопровод и канализация. После банкротства Н.Н. Неворотина (сгорели вологодские предприятия) дом был куплен ростовщиком Дониным и перепродан им рыбинскому хлеботорговцу Башкирову. В 1912 г. в здании разместилось бежецкое отделение Государственного банка.
Дом поставлен при пересечении Большой улицы с Первомайским переулком и играет заметную градостроительную роль в северной части Бежецка. Кирпичные стены дома оштукатурены. Это самое крупное и представительное здание в богатой городской усадьбе, от которой кроме дома, уцелели двухэтажный каменный флигель (начало XX в., Большая ул., 47) в духе классицизма, деревянный хозяйственный флигель конца XIX в. в традициях классицизма, планировка небольшого сада.

Главный северный фасад выходит на красную линию Первомайского переулка, западный — на Большую улицу. Два угла в прямоугольнике плана срезаны. Силуэт здания обогащён развитой скульптурной группой на западном аттике и фигурным фронтоном над северным портиком, выдвинутым на тротуар. Расширяясь книзу, через средний интерколумний выходит лестница. Две невысокие гладкие колонны портика увенчаны ионическими капителями. Колонны и крещатые столбы (на его флангах) поддерживают неполный антаблемент и продолжены вверх вазонами на постаментах. По сторонам балконной двери два атланта согнулись под тяжестью раскреповок, поддерживающих карниз на узких мутулах.

Этот участок фасада подчёркнут выше карниза репрезентативным обрамлением арочного чердачного окна. Западный четырёхколонный портик поддерживают каннелированные кронштейны. На его ионические капители опираются высокие раскреповки венчающего антаблемента. Аттик над ними также имеет раскреповку — ступенчатое основание скульптурной группы: сидящие фигуры Фортуны и Гермеса с гербовым щитом между ними, на котором помещён рельефный вензель из затейливо переплетённых букв «Бр. Н.» (братья Неворотины).

По краям аттика поставлены вазоны из цинка. Фасадное убранство рядом с обоими портиками однородно: тонкие горизонтальные междурустья на всю высоту стен, гладкие прямоугольные рамы наличников первого этажа, дополненные лёгкой декоративной лепкой у скруглённых углов над проёмом (натянутая гирлянда, опрокинутые пальметты) и замкнутой изящной гирляндой под ним, мощные архивольты верхних окон (с женской маской на замковом камне) и их тяжёлые подоконники на паре каннелированных каблучковых кронштейнов. На южном фасаде два сверхмощных модульона несут прямоугольный эркер с широким окном на лицевой стороне. Над его коробовой перемычкой нависают лепные гирлянды, под окнами эркера — грузные глухие балюстрады. На восточной стороне уцелел входной зонт на чугунных кронштейнах в виде объёмных побегов с цветами.

В фасадах при обилии вертикальных элементов с лаконичной чёткостью выявлены и горизонтальные членения: непрофилированный высокий цоколь с коробовыми перемычками полуподвальных окон, междуэтажный гладкий пояс в основании балконов и западного портика, непрерывный низкий аттик по всему фронту уличных фасадов. Оба основных этажа и полуподвал спланированы почти одинаково. Ядро интерьера — вестибюль у северного входа с лестницей наверх. Её ступени белокаменные; ограждения геометрического рисунка со стилизованными цветами, характерные для модерна, металлические с деревянными поручнями. Стены у основания лестницы декорированы рустом вперевязку, а у верхней площадки — лепниной в духе рококо. За вестибюлем узкий тёмный коридор соединяет помещения с лестничной клеткой при восточном входе. Самое крупное, квадратное помещение в северо-восточном углу отмечено снаружи одинаковыми фасадными участками в строгих формах неоклассицизма.

Потолок этого помещения разделён балками на неодинаковые прямоугольные кессоны. В среднем помещении первого этажа, на западной стороне, сохранился сомкнутый свод. Оно входило в анфиладу комнат с окнами на Большую улицу. В двух больших комнатах западной стороны дома уцелела изысканная отделка в формах модерна. В средней комнате потолок украшен многоцветной лепниной с преобладанием растительных мотивов; в северо-западной комнате — штукатурный карниз на модульонах, над фризом с грифонами и растительными мотивами. В юго-западной комнате растительный орнамент во фризе иной. Проём между комнатами завершён замковым камнем с женским маскароном под короной. На кронштейнах наличника — лепные маски бородатых мужчин. Филёнчатые двери в обоих основных этажах типичны для модерна»- Памятники архитектуры Тверской области.

Литература:
Памятники архитектуры Тверской области, книга 2, Тверь, 2002, с. 24-25
Описание фотографий Бежецка B.C. Анкудинова с комментариями Б.П. Тарасова (рукопись); Города Тверской области: Историко-архитектурные очерки (XI — начало XX века) / Редактор-составитель Г.К. Смирнов. Вып. 1. СПб, 2000. с. 96, 100-101

Схема проезда

icon-car.png
Бежецк. Усадьба Неворотиных

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Бежецк. Усадьба Неворотиных 57.786759, 36.691503 Бежецк. Усадьба Неворотиных

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только