Троицкая церковь в Любегощи (Россия, Тверская область, Весьегонский район, село Любегощи)
Вместе с храмом часовня и сторожка образуют выразительный архитектурный ансамбль.
Координаты: 58.577839, 36.817058
Любигощи – Любгость
Село старинное, впервые в документальных источниках упоминается с 1552 г. Происхождение топонима связывают со славянским именем «Любгость» — «любимый гость», «любить гостя»… Удобное расположение на пересечении торговых путей способствовало росту и развитию поселения, где проводились базары и ярмарки.
Первый храм появился не позднее 1646 г., в нач. XVIII в. здесь было две деревянных церкви – Троицкая и Воскресенская, последняя сгорела в 1713 г. Новая Воскресенская церковь сооружена взамен утраченной в 1756 г., после обрушения в 1807 г. — обращена в часовню. Была у этого места и помещичья история, первым владельцем называют Александра Ильича Снаксарева. Позднее землевладельцами значились кн. Нелединские-Мелецкие и Оболенские. Последние продали владение М.М. Шварцу.
Но вернемся к Троицкому храму. Его строительство, осуществлявшееся на средства прихожан, завершилось около 1794 г. В 1884-85 гг. старую колокольню сменила новая по проекту арх. Э.О. Бадера, трапезную удлинили за счет западной стены. В 1888 г. поставили часовню, а в 1909 г. в трассе ограды прямоугольную в плане сторожку.
Двусветный одноглавый куб храма с плоскостной декорацией малопримечателен снаружи, но вызывает неподдельное восхищение интерьером с пышными росписями.
Силы Небесные, приводящие в восторг
«Росписи масляными красками, относящиеся в основном объеме к 3-й четв. XIX в., а в алтаре к кон. XIX – нач. XX в. состоят из композиций, преимущественно на тему «Страстей Христовых», и фигур святых в позднеакадемическом стиле, а также великолепного архитектурно-живописного декора в духе эклектики. Свод разделен широкими полосами орнамента-плетенки, сходящимся в центральной розетке. На лотках изображены «Новозаветная Троица» и «Силы небесные». В основании свода и между окнами первого и второго света написаны антаблементы с тонко прорисованными деталями карниза и фриза» — Свод (см. источники).
Пожалуй главное украшение интерьера – крупные росписи западной стены – «Христос перед Пилатом», «Христос на Голгофе» и «Распятие», помещены в трехчастную рисованную архитектурную композицию с антаблементом и витыми колоннами. К сожалению, они значительно пострадали в последние годы, неминуемо осыпаются. Я сравнила старые фото из Свода со своими снимками – и отметила весьма значительные утраты красочного слоя.
В нач. XX в. к храму были приписаны 20 поселений и две усадьбы (Попово и Рудниково) с общим числом душ 1768 мужского и 2044 женского пола.
Источники:
И. Добровольский Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901.,
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Тверская область, ч. 3, М., 2006. С. 78-83