Усадьба Измайлово

Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник Усадьба Измайлово

    • Адрес: Россия, г. Москва, городок им. Баумана, д. 2, стр. 14
    • Проезд: от ст. м. «Партизанская», тролл. № 22 до остановки «Главная аллея»
    • Режим работы: выставки работают ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00
    • Телефоны: 8 (499)165-12-36, 8 (499)165-13-36 (отдел реализации экскурсий, городок им. Баумана, д.2, стр. 14, ком. 105)
    • Официальный сайт: http://mgomz.ru/
    • Выставки:

— Мостовая башня постоянная экспозиция «Московский изразец»
— Большой выставочный зал постоянная экспозиция «Измайлово — царская вотчина XVII века»
— Малый выставочный зал сменная экспозиция

  • Экскурсионно-художественные программы:
    «Жил-был царь…», «Этих дней не смолкнет слава», «Рабочая кадриль», «Маленький царевич», «Совет да любовь», «Государево ценинное дело», «Традиции русского сватовства» и др. Проводятся по предварительным заказам
  • Экскурсии:
    «История Измайловского острова», «Государев двор в Измайлове», «Знакомство с Измайловским островом», «Московский изразец», «Остров милосердия»
  • Экскурсии проводятся по предварительным заказам, для сборных групп посетителей в выходные и праздничные дни в 13.00, 14.00 и 15.00 (кроме третьего воскресенья месяца) проводятся экскурсии по выставке «Измайлово — царская вотчина XVII века»

Расположенное к востоку от Москвы Измайлово к началу XIV в. представляло собой обширную территорию, принадлежащую великому князю Ивану Калите.
Наиболее ранние письменные упоминания о подмосковном селе Измайлове относятся ко второй половине XVI в. В период опричнины царь Иван Грозный пожаловал это село боярину, воеводе и дипломату Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву — брату своей супруги, царицы Анастасии Романовой Захарьиной-Юрьевой. До середины XVII в. Измайлово являлось подмосковной усадьбой бояр Романовых, в которой было заведено большое охотничье хозяйство.

Музей-усадьба Измайлово

Особый статус Измайлово приобретает во второй половине XVII в., когда собственником боярской вотчины с ее обширными землями становится царь Алексей Михайлович Романов. Этот период характеризуется значительными изменениями в истории Измайлова — расцветом государевой вотчины, ставшей одной из экономически важных царских хозяйственных усадеб нового типа.

Музей-усадьба Измайлово
Музей-усадьба Измайлово

За четверть века на искусственно созданном Острове возник величественный архитектурный ансамбль второй половины XVII — начала XVIII в.
«Хозяйственный хутор» (термин историка И.Е. Забелина) царя Алексея Михайловича в Измайлове соединял в себе традиционные русские, западноевропейские и даже восточные хозяйственные и культурные традиции и практики.
Образованный в 60-е гг. XVII в. рукотворный Остров был окружен искусственными Серебряным и Виноградным прудами. Вокруг Острова вблизи прудов, на особо отведенных площадях создавались регулярные декоративные сады, огороды и оранжереи, в которых проводились опыты по селекции редких растений, предпринимались попытки выращивать теплолюбивые культуры и необычные сорта (лилии, тюльпаны и др.).
Для переработки сельскохозяйственной продукции были построены мельницы, медоварни, пивоварни и маслобойни. В 1668 г. к западу от Острова был построен стеклянный завод, посуда с которого поступала на царский стол, отдельные образцы преподносились в дар зарубежным гостям для их правителей.
Кроме расположенных на Острове царских хором, храмов, хозяйственных построек Государева двора в Измайлове существовали придворный театр (60-е гг. XVII в.), придворный зверинец (70-е гг. XVII в.), «звериные потехи», соколиная охота (XVIII в.).

Музей-усадьба Измайлово
Музей-усадьба Измайлово

После периода некоторого запустения (вторая половина XVIII — начало XIX в.) в честь ознаменования победы в Отечественной войне 1812 г. по желанию императора Николая I в Измайлове была основана Военная богадельня для инвалидов (ветеранов) войны. Комплекс возводился по проекту архитектора К.А. Тона и был закончен в 1849 г. Торжественное открытие богадельни состоялось в 1850 г.
После Октябрьской революции 1917 г. на Измайловском острове был устроен один из первых в Москве рабочих городков имени Н.Э. Баумана.
Коммунальные квартиры, в которых жили рабочие Московского электролампового завода и других предприятий Москвы, просуществовали на Острове до 70-х годов XX в. С 70-х гг. исторические постройки Измайловского острова начинают занимать различные организации, как имеющие отношение к сохранению историко-культурного наследия (научно-реставрационное объединение «Росреставрация», проектный институт «Спецпроектреставрация», Государственный исторический музей), так и различные сторонние организации, воспринимающие памятники архитектуры кaк обыкновенные постройки и приспосабливающие их под свои нужды.
С июня 2007 г. исторические и архитектурные памятники, расположенные на Измайловском острове, передаются в ведение Московского государственного объединенного музея-заповедника.

План усадьбы Измайлово

План усадьбы Измайлово

В — выставка
1. Покровский собор. XVII в.
2. Мостовая башня. XVII в.
3. Передние (восточные) въездные ворота. XVII в.
4. Задние (западные) ворота. XVII в.
Измайловская (Николаевская) военная богадельня XIX в. Арх. К.А. Тон
5. Северный корпус при соборе
6. Южный корпус при соборе
7. Восточный корпус при соборе
8. Южный жилой дом чиновников богадельни
9. Южный ледник с подвалом
10. Служебные корпуса у задних ворот: а) южный корпус, б) западный корпус
11. Южная пристройка к западным воротам
12. Северная пристройка к западным воротам
13. Кузница и лудильня
14. Каретный сарай
15. Северный корпус богадельни
16. Сушильня
17. Бани и прачечные
18. Северный ледник
19. Северный жилой дом чиновников
20. Комендантский дом
21. Конюшни и сараи
22. Офицерский корпус
23. Водокачка
24. Триумфальная арка (чугунные ворота)
25. Каретник и дровяник
26. Служебные корпуса: а) Первый корпус на псарном дворе, б) Второй корпус на псарном дворе
27. Фонтан
28. Памятник Петру I. Скульптор Л.Е. Кербель, XX в.

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Измайлово

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Измайлово 55.791474, 37.764237 Усадьба Измайлово

Ю.И. Шамурин Измайлово

Измайлово не обладает такой богатой историей, как Коломенское. Оно обстроено в XVII веке царем Алексеем Михайловичем; до того это была обычная боярская вотчина. В Измайлове сохранилось не более, чем в Коломенском, остатков дворца; уцелели только церкви, ворота и башни.
В 1839 году по проекту архитектора К. А. Тона начата постройка в Измайлове Военной богадельни для инвалидов: по бокам великолепного древнего собора выросли огромные белые корпуса казарменного типа. Эти неуклюжие постройки нарушили живописное обаяние Измайлова, и хороши в нем теперь только старые ворота и собор. Общее впечатление губят настойчиво выпирающие на первый план корпуса богадельни.

Измайлово было с давних пор родовой вотчиной бояр Романовых. В 1609 году «государевы люди» построили здесь острог «против воровских людей». Во второй половине XVII века Измайлово уже называется «дворцовое царское село». По смерти своего последнего вотчинника, боярина Никиты Ивановича Романова, Измайлово перешло в Дворцовое ведомство. В 1663 году царь Алексей Михайлович обратил внимание на Измайлово и завел здесь новое хозяйство. Измайлово было прежде всего хозяйственной вотчиной: здесь царь
выступал как помещик. «Задумав устроить хозяйственный хутор в обширных размерах, царь избрал село Измайлово. В хозяйственном отношении выбрать место лучше было нельзя: здесь представлялись все удобства, по всем частям хозяйства, также и для садоводства, которое впоследствии заняло в Измайловском хозяйстве весьма видное место» (1).

Кроме огромных пашен, Измайлово славилось своими садами. Здесь насаждалось пчеловодство и даже шелководство: делались опыты разведения тутовых деревьев и шелковичных червей. Сзади дворца за прудом Алексей Михайлович посадил Виноградный сад.
Измайловские сады славились на всю Россию. Был также устроен зверинец, наполненный диковинными животными, и памятью о нем осталось теперешнее наименование урочища. Хозяйственные заботы охватывали, кажется, все стороны производительного труда, известные Древней Руси. Были поставлены на выкопанных прудах мельницы, были устроены аптекарские огороды, ягодник, стеклянный завод, изделия которого сохранились в Оружейной палате. Громадное хозяйство требовало огромного числа служебных зданий, и старые описи перечисляют их: на полях были «смотрильни», башни для наблюдения за работами, многочисленные запруды и плотины, мельницы, каменные риги, токи, льняной двор, амбары; все это строилось преимущественно между 1665 и 1669 годами.

Больше всего заботился царь Алексей Михайлович о разведении «диковинных злаков» — винограда, шелковицы, хлопчатой бумаги, «травы марины» (марены) и т. п. В 1665 и 1666 годах из Москвы отправляются садовники в Астрахань, чтобы доставить в Измайлово все эти невиданные в Москве культуры. Для работ по устройству измайловских садов выбираются из стрельцов 15 опытных садовников; их отправляют в славящиеся садоводством русские города для выбора «яблонь, груш, дуль».
Измайловские сады удивляли иностранных путешественников. Измайлово стало одной из диковин Москвы, и о нем упоминают все посещавшие «столицу Московии».
Таннер, описавший пребывание в 1678 году в Москве польского посольства, говорит, что «обширная Измайловская равнина так понравилась царю, что он завел на ней два сада, один на манер итальянский, а в другом построил огромное здание (дворец) с тремястами малых со шпицами башен. Это место так нравится царю, что он поставил себе правилом бывать в нем по крайней мере раз в неделю, чтобы посмотреть, не надо ли еще чего прибавить для его украшения».

Измайловские сады служили не только хозяйственным заботам: они были украшены многочисленными увеселительными сооружениями. Садов было два — Виноградный и Просянский.
В Виноградном саду стояли три терема, беседки, украшенные резьбой и раскрашенные. Около теремов были разукрашенные «гульбища» (галереи). В Просянском саду были выстроены два «чердака» (терема). В обоих садах были «перспективы», картины, пи¬санные специальным мастером, — состоявшим при Измайлове живописцем перспективного дела Петром Энглесом.
Путешественник Рейтенфельс отмечает, что в Измайлове был огромный сад и лабиринт, называвшийся в то время в Москве «Вавилон» (2).

Со смертью Алексея Михайловича рост и украшение Измайлова остановились.
В 1667 году место кругом дворца было обведено каналом, так что получился остров, отчасти сохранившийся и до наших дней.
Тогда же были построены и царские хоромы. О них можно судить по гравюре петровского мастера Ивана Зубова. Дворец не отличался ни размерами, ни красотой: деревянный, «троекровный», он, насколько можно судить по приблизительной гравюре, напоминает в упрощенном виде некоторые формы Коломенского дворца.
Измайловский дворец перестраивался в 1681 году и в 1701-м, и, следовательно, гравюра Зубова, сделанная в конце 1720-х годов, изображает не первоначальные его формы. Тем не менее представляется загадочным сообщение Таннера о «трехстах малых со шпицами башнях»!
К дворцу вел каменный мост через реку Серебрянку, видный на гравюре Зубова.
Насколько Алексей Михайлович заботился о хозяйственном благоустройстве Измайлова, настолько сын его Феодор увлекался строительством. Все, что сохранилось теперь в Измайлове от XVII века, построено Феодором Алексеевичем. Им сооружены две церкви — Иоасафа Царевича (1678) и величественный Покровский собор (1679), а также была заменена окружавшая дворец деревянная стена каменной, с семью воротами и надворотными башнями. Уцелели обе церкви и две башни: Задние ворота (1679—1680) и Мостовая башня (1679).
Находящийся «на Острову» царский двор около 1679 года был обнесен каменной стеной. Двор был разделен особой преградой, делившей его на дворцовую и хуторскую части. В этой преграде находился главный подъезд ко дворцу и были вставлены великолепные ворота, покрытые каменной резью. Они сохранились, но судьба их довольно оригинальна. Глава московских старообрядцев, богатый купец Илья Ковылин, в начале XIX века приобрел эти ворота и перенес их на старообрядческое Преображенское кладбище, где они находятся и по сие время…

Некоторые части ворот утрачены, но в общем отлично сохранилась вся прекрасная композиция с двойной аркой, с резными колонками по сторонам, со стилизованными львами, поддерживающими арку. Замысловатый узор ворот принадлежит к тому типу белокаменной рези, которой щедро осыпаны окна и двери кремлевских теремов: среди сложного извивающегося растительного орнамента помещены фигуры сказочных животных — единорогов, львов, грифонов и двуглавых орлов. Двойную арку ворот поддерживают лежащие львы, излюбленный мотив древне-русской орнаментации, особенно полюбившийся в XVII веке, когда им стали украшать крыльца, клиросы в церквах, порталы дверей; поза львов на Измайловских воротах обычно воспроизводится на ножках клиросов.

Декоративное мастерство Древней Руси особенно расцвело в XVI веке, когда в него были внесены восточные элементы сплошного узора. В XVII же веке в Москве, хотя общее впечатление и остается той же узорности, усиливается пластический, изобразительный элемент: среди узорного орнамента вкраплены фигуры животных, реже — мифических человекообразных существ.
В середине XVII века при все растущем увлечении нарядностью очень широкое распространение получает каменная и деревянная резь. Для ее мастеров, среди которых искусством, то есть навыком, ловкостью, славились белорусы, образцами служили «книги мастерские к резному делу в лицах», но прямых подражаний западноевропейскому искусству или заимствований не замечается. Вместе с тем нет и той оригинальности, той изобретательности, которую мы наблюдаем у декоративных мастеров XVI века.

Дворец находился на месте теперешнего корпуса для семейных инвалидов. Последний раз он был перестроен в 1701 году и затем заброшен. В 1761 году было предположено его исправить, но это оказалось невозможным. В 1765 году было велено его разобрать, остался только один каменный фундамент, существовавший до середины XIX века.
Задние ворота дворца, очень живописные со своими тремя пролетами, сквозным барьером, с восьмериком, увенчанным шатровой вышкой, оставляют смутное впечатление слабо найденными пропорциями. Их
шатер низок, слишком легок, расплывается в широких массах ворот. Белые ворота стоят теперь перед корпусами богадельни как пережиток, курьезный обломок старины, но когда-то они входили в общую картину и украшали ее: когда-то Измайлово «на Острову» было целым городком, окруженным лентой реки, опоясанным белой оградой с островерхими башнями; над оградой вырисовывались массивные главы собора, верхи его пестрых изразчатых закомар, вышки и кровли дворца, высокие крыши бесчисленных служб…

Только очень совершенные произведения искусства, отделенные от создавшего их целого, продолжают жить своей обособленной жизнью; Измайловские ворота к таким не принадлежат, они имеют теперь только интерес исторического памятника.
Совершенно иное отношение вызывает Мостовая башня, стоявшая у въезда на мост. Ее, теперь замурованные, проезды вели на 50-саженный мост, заканчивавшийся башней и с противоположной стороны. Этот мост, украшенный резьбой и изразцами, послужил образцом для подобных сооружений в Москве.
Мостовая башня, служившая также и колокольней, — один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы XVII века, его наиболее чистой и самобытной полосы, свободной от влияний барокко. Башня построена в 1679—1680 годах, но такая чистота стиля естественна была в 1650-х годах, и для царствования Феодора Алексеевича она является прекрасным анахронизмом.

Она состоит из трех ярусов и заканчивается низким глухим шатром. Нижний ярус, квадратный в плане, был прорезан тремя выездами: кроме прямой дороги от моста был еще выход в сторону; в двойных стенах его идет лестница наверх и устроено несколько небольших помещений. Второй ярус, тоже квадратный, несколько меньше первого, кругом него образовалась открытая площадка. Предание называет этот ярус думной палатой. Нарядные наличники окон, довольно многочисленных при этом, заставляют думать, что палатка эта действительно предназначалась для житья или какого-нибудь более или менее торжественного учреждения. К западной стене ее приделана небольшая пристройка с гладкими стенами — вход и лестница наверх. Наконец, третий ярус-восьмерик образует тоже небольшое помещение.
Московские зодчие XVII века больше всего внимание обращали на живописную красоту своего создания, выдвигали на первый план заботу о нарядности. Строитель же Мостовой башни не упустил из виду архитектурных задач: все пропорции крайне гармоничны, мастерски выисканы. Массы немного грузны, скученны, архитектурная мелодия звучит простым, здоровым напевом, но в таком характере масс дивно передан дух московского зодчества!..

Еще более привлекательна Мостовая башня своим декоративным убранством. Московские зодчие любили цветистость, обилие украшений, не решались часто оставить ни одного свободного куска стены. Строитель башни тоже сторонник нарядности, но как дивно угадывает он меру. Об его развитом архитектурном чувстве свидетельствует характер декораций: они не являются самоцелью, они выделяют массы, оттеняют их мелодию. Нижний ярус украшен сдержаннее других: вокруг окон — прямолинейные валикообразные наличники, по углам и на троечастных делениях стены — тройные пилястры-колонки; карниз обведен рубчиками, дающими хорошую сочную светотень. Над ним высится балюстрада, украшенная «ширинками», с изразцами во вдавлениях. Этот скромный узор необычайно выразительно оттеняет дух московского гражданского зодчества, немного суровый, привыкший к крепостным надежным постройкам. Второй ярус декорирован, но без вертикальных делений стен. Ряд окон с великолепно вырисованными наличниками на общем сдержанном фоне дает думной палате пышно украшенный облик. Оригинальна декорация печных труб рубцами и жгутиками.

Когда-то московское искусство XVII века считалось единственно подлинным «русским стилем». Затем, при ознакомлении с творчеством Новгорода, Владимиро-Суздальской области, Севера, стало ясно, что единого «русского стиля» нет, — есть ряд совершенно отличных пониманий красоты. И под влиянием этих радостных открытий от Москвы отвернулись, не находя в ее творчестве той самобытности и оригинальности, которая есть во Владимире и, особенно, в Новгороде. Действительно, Москва долго колебалась, много заимствовала, слишком много строила и как-то ослабила свое искусство, перемешав великие создания с третьесортными перепевами. Однако, оставаясь беспристрастным, нужно уметь отделить случайные побеги от здоровых творческих основ.
В том же, 1678, году в Измайлове воздвигнута двухэтажная церковь Царевича Иоасафа. В ней есть детали, весьма близкие к Мостовой башне, хотя общее впечатление совершенно различное. Возможно, что все эти постройки в Измайлове производила одна и та же артель каменных мастеров, работавшая под руководством иноземца Густава Декентина. Церковь Иоасафа — самая ранняя из московских церквей, несущая следы новшеств, создавших так называемый нарышкинский стиль. Ярусность церкви, восьмерика и барабана главы — все это новшества, совмещенные, однако, с традиционными формами.

Одним из главных украшений Измайлова является величественный Покровский собор, законченный постройкой и освященный в 1679 году. Его архитектурные формы повторяют заветные для всей Московской области формы кремлевского Успенского собора. В течение трех веков следуют им зодчие, строящие соборы в городах и монастырях. Покровский собор — одно из последних по времени повторений этих старо — московских форм. Но дух времени не прошел мимо него. Его могучие и простые стены, словно созданные XV веком, украшены всеми декоративными приемами поздней Москвы.
Закомары и карниз облицованы изразцами, сплошным желто-сине-зеленым ковром, выделяющимся на белизне стен. Таких обильных изразцовых декораций мы не находим больше ни на одной церкви Москвы, тем более соборного типа.

Покровский собор строился «из казны Великого Государя царя Алексея Михайловича». За постройкой наблюдал «каменных дел подмастерье Иван Кузнечик», строивший также и церковь Григория Неокессарийского на Полянке.
Еще ярче проявились декоративные стремления поздней Москвы в обработке глав собора. У подножия их проходит круг остаточных кокошников, сохранившихся как декоративный элемент; барабаны вытянуты, обведены арочными пилястрами, несут под главой изразцовую полосу. Главы тяжелого, массивного типа. Очень старательно сделаны кресты прекрасного ажурного рисунка. Внутри собор коренным образом переделан и перекрашен в 1850-х годах при устройстве Военной богадельни.

Вот все, что осталось от двух лучших усадеб XVII века. Исчезло как раз все то, что приближается к понятию «сельская архитектура», то есть дворцы, остались только церкви и башни, приближающиеся по типу к церковным колокольням или к монастырским строениям. Тем не менее в них есть черты, свойственные только им как усадебным постройкам. Эти более декоративные, чем оборонительные, более символизирующие защиту и власть, чем дающие ее, башни далеки от «городового», то есть крепостного, строения; от монастырских построек они отличаются нарядностью и некоторой изысканностью. Колокольни не имеют столь откровенно светского вида.
Коломенское и Измайлово — единственные уголки под Москвой, дающие более широкие представления о XVII веке, чем получаемые от изучения церквей. На масштабе исторической перспективы XVII век — это вчерашний день, но для нас, благодаря особенной злобности времени, от него веет чем-то далеким, сохраненным незначительными остатками!..

1. Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. — М., 1873. — Т. И. — С. 285
2. Журнал Министерства народного просвещения. — 1839. — Июль
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Источник:
Ю.И. Шамурин «Подмосковные» М., 2007 с. 177-189

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только