Церковь Архангела Гавриила или Меншикова башня

Москва. Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Несомненно Великое посольство Петра I оказало на русскую архитектуру огромное влияние. Стремление к обновлению побуждает вельмож, приближенных к государю, возводить в своих вотчинах и городских усадьбах храмы в новаторской барочной традиции. Эта эпоха дарит увлекательную игру взаимопроникновения стилей, порождает новые конструктивные решения и типологии зданий.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила) (Россия, Москва, Архангельский пер., 15А, стр. 9)
Координаты: 55.763198, 37.638887

Меншикова башня – колосс, потерявший свой шпиль

Меншикова башня
Меншикова башня, гравюра Ю. Шильде из издания 1877 г.

Кажется невероятным, когда решительно, без малейшего колебания, не считаясь с церковными канонами и национальными устоями, на православный храм переносится западно-европейский декор или водружается шпиль кирхи, типичный для Голландии или северной Германии… Но всё же это редкие, экспериментальные образцы, рожденные под мощным покровительством, которое было даровано лишь избранным…
Одна из таких неординарных построек, сохранившаяся в Москве — церковь Архангела Гавриила, получившая второе название по фамилии своего создателя Меншикова башня. Внушительные размеры и самобытный архитектурный стиль церкви во многом обусловлены замыслом её создателя. А.Д. Меншиков стремился возвести поистине выдающееся сооружение европейского уровня, способное затмить все московские постройки того времени, включая недавно завершенную Сухареву башню.
Меншикова башня с церковными постройками, план
Литография К. Эргот. Экспликация к плану: 1. Церковь Архангела Гавриила и погост при нём 2. Просвирни Анны Тимофеевой 3. Диакона Григория Гаврилова 4. Пономаря Семёна Фёдорова 5. Дьячка Василия Петрова 6. Двор и сад священника А. разных владельцев (Моск. арх. мин. юст. Камен. приказа, год 1782)
Планы этажей Меншиковой башни
Планы этажей Меншиковой башни (нажмите для увеличения)

Архитектура церкви демонстрирует переходный этап от нарышкинского стиля к барокко. От первого здесь – ярусный тип «под колоколы», использование сочетания белого камня и красного кирпича, дробная декорация. От второго – полуглавие (полуциркульное повышение центральной части фронтона, напоминающее закомару), роскошные волюты-контрфорсы, обрамляющие западный вход, и необычные балконы-портики, которые уже явно транслируют барочные ордерные формы.
Церковь строилась в усадьбе Александра Даниловича Меншикова близ Чистых прудов с 1704 по 1707 гг. архитектором Иваном Зарудным.
Е.Б. Мозговая пишет в своей диссертации, посвященной зодчему: «В ряду имен русских художников первой четверти XVIII в., имя Ивана Петровича Зарудного по праву занимает ведущее место. Архитектор, скульптор, живописец, — он оставил значительный след в художественной жизни России своего времени». Вторая половина жизни мастера была наполнена в том числе и административной деятельностью, — он занимал должность супер-интенданта Канцелярии изуграфств исправления, т.е. был цензором иконописных и живописных работ.
Меншикова башня чертеж
Н. Навроцкая, С Лелюхина Церковь Архангела Гавриила. Северный фасад нижнего яруса, 1937 г. Копия с обмерочного чертежа Н.Г. Буниатова 1912-1913 гг. (нажмите для увеличения)
Меншикова башня чертеж
Н. Навроцкая, С Лелюхина Церковь Архангела Гавриила. Окно третьего яруса, 1937 г. Копия с обмерочного чертежа Н.Г. Буниатова 1912-1913 гг. (нажмите для увеличения)

Усадьба Меншикова, которой и грязные пруды не помеха

В 1639 г. в Мясницкой слободе значилась церковь каменная Гавриила Архангела что «на поганом пруде». Пруд получил свое название от боен, которые сливали в него свои отходы. Князь Меншиков имел здесь обширный дом со службами. Он велел вычистить пруд, (ставший чистым), а на месте старой «о трех шатровых главах» Гавриилоархангельской церкви приказал поставить новую.
Объемная композиция постройки состоит из: прямоугольного основания, в котором располагается собственно храм с алтарем и трапезной, и трехъярусной башни-четверика с двумя восьмериками. Восьмигранные ярусы были сквозными, что сообщало постройке изящество и легкость. Примечательно, что вначале храм был увенчан грандиозным деревянным шпилем, ввиду чего он превосходил по высоте колокольню Ивана Великого в Кремле.

Меншикова башня, западный вход
Меншикова башня, западный вход

Один из ярусов занимали колокола, а в верхнем этаже храма располагались, специально приобретенные в Лондоне, часы с курантами. Они били каждый час, и его четверть; а в полдень начиналась мелодичная колокольная музыка, целых полчаса услаждавшая слух жителей первопрестольной.

Стихия, укротившая гордыню

Меншикова башня, вид с юго-запада
Такой грандиозной постройке, зажатой среди малоэтажных зданий, требуется большего простора. Правильным решением было бы, «раскрыть» её для всеобщего обозрения, чтобы ощутить подлинный масштаб

Чудо радовало горожан до 1723 г., хотя уже ранее, в 1721 г. Зарудным отмечалось неудовлетворительное состояние верха, о чем зодчий докладывал Светлейшему: «шпиц, глава и все деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением…». Падение всё же случилось, но от пожара. 14 июня 1723 г. в шпиль постройки ударила молния, он воспламенился… Из-за большой высоты тушение оказалось невозможным. Пожар привлек и зевак и огнеборцев, в числе которых оказались гвардейцы лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. Когда на башне прогорели дубовые перекладины, державшие около 50 колоколов, те со страшным грохотом пробили каменные своды и подавили немало солдат и людей разного звания…
Меншикова башня и её наружное убранство
Фрагмент наружного убранства

Следует отметить одну любопытную особенность постройки – снаружи её, как церковь в Дубровицах и Подмоклове, украшала каменная круглая скульптура, позднее замененная вазонами.
Согласитесь, что это сооружение мало напоминает церковь. В основе произведения Зарудного лежит светский принцип, органично сплетённый с тематикой формирования нового государства. Эта неразрывная связь роднит его творение с монументальной архитектурой северной столицы петровской эпохи.
Интерьер Меншиковой башни
Небольшая трапезная с двумя парными лестницами, ведущими наверх к придельной церкви и ложе владельце. Её декор, с использованием круглой скульптуры отличается изысканностью

Торжество светского начала пронизывает всю архитектуру памятника, ярко сказавшись и в жизнерадостной тематике замечательного скульптурного интерьерного убранства (кариатиды с корзинами цветов на хорах трапезной, амуры в гирляндах на сводах и пр.). Вероятно от мартинистов, позднее облюбовавших храм, остался своеобразный эмблематический живописный декор и латинские надписи, уничтоженные как вредоносные для православия, по распоряжению Московского митрополита Филарета.
Интерьер Меншиковой башни
Конечно никакой, даже самый совершенный объектив, не способен передать величие этого пространства, равного высоте восьмиэтажного здания…

А где же этот громадный шпиль, пронзавший небо? С основанием Санкт-Петербурга Меншиков перебрался на брега Невы, и охладел к своим московским владениях, так что башня была восстановлена только в 1770-х гг. (в словаре Щекотова называется дата 1787 г., и строитель – Гавриил Захарьевич Измайлов). Ярусы звона оказались заложенными, Меншикова башня лишилась своего голоса… Нынешнее завершение в виде эффектной, витой главки относится к 30-м гг. XIX столетия.

Храм действующий, сюда можно прийти чтобы полюбоваться изысканным обликом культового памятника и его впечатляющим интерьером, раскрытым на высоту 26,5 м…

Источники:
Е.Б. Мозговая Творчество И.П. Зарудного. Автореферат диссертации, Ленинград, 1977
И.И. Брунов История русской архитектуры М., 1956 С. 275-280
Церковь Архангела Гавриила в Москве на Чистом пруде, или Меншикова башня. Историческое исследование Н. Розанова, М., 1877

Схема проезда

icon-car.png
Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила) 55.763198, 37.638887 Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила)

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только