Меншикова башня (церковь Архангела Гавриила) (Россия, Москва, Архангельский пер., 15А, стр. 9)
Координаты: 55.763198, 37.638887
Меншикова башня – колосс, потерявший свой шпиль
Кажется невероятным, когда решительно, без малейшего колебания, не считаясь с церковными канонами и национальными устоями, на православный храм переносится западно-европейский декор или водружается шпиль кирхи, типичный для Голландии или северной Германии… Но всё же это редкие, экспериментальные образцы, рожденные под мощным покровительством, которое было даровано лишь избранным…
Одна из таких неординарных построек, сохранившаяся в Москве — церковь Архангела Гавриила, получившая второе название по фамилии своего создателя Меншикова башня. Внушительные размеры и самобытный архитектурный стиль церкви во многом обусловлены замыслом её создателя. А.Д. Меншиков стремился возвести поистине выдающееся сооружение европейского уровня, способное затмить все московские постройки того времени, включая недавно завершенную Сухареву башню.
Архитектура церкви демонстрирует переходный этап от нарышкинского стиля к барокко. От первого здесь – ярусный тип «под колоколы», использование сочетания белого камня и красного кирпича, дробная декорация. От второго – полуглавие (полуциркульное повышение центральной части фронтона, напоминающее закомару), роскошные волюты-контрфорсы, обрамляющие западный вход, и необычные балконы-портики, которые уже явно транслируют барочные ордерные формы.
Церковь строилась в усадьбе Александра Даниловича Меншикова близ Чистых прудов с 1704 по 1707 гг. архитектором Иваном Зарудным.
Е.Б. Мозговая пишет в своей диссертации, посвященной зодчему: «В ряду имен русских художников первой четверти XVIII в., имя Ивана Петровича Зарудного по праву занимает ведущее место. Архитектор, скульптор, живописец, — он оставил значительный след в художественной жизни России своего времени». Вторая половина жизни мастера была наполнена в том числе и административной деятельностью, — он занимал должность супер-интенданта Канцелярии изуграфств исправления, т.е. был цензором иконописных и живописных работ.
Усадьба Меншикова, которой и грязные пруды не помеха
В 1639 г. в Мясницкой слободе значилась церковь каменная Гавриила Архангела что «на поганом пруде». Пруд получил свое название от боен, которые сливали в него свои отходы. Князь Меншиков имел здесь обширный дом со службами. Он велел вычистить пруд, (ставший чистым), а на месте старой «о трех шатровых главах» Гавриилоархангельской церкви приказал поставить новую.
Объемная композиция постройки состоит из: прямоугольного основания, в котором располагается собственно храм с алтарем и трапезной, и трехъярусной башни-четверика с двумя восьмериками. Восьмигранные ярусы были сквозными, что сообщало постройке изящество и легкость. Примечательно, что вначале храм был увенчан грандиозным деревянным шпилем, ввиду чего он превосходил по высоте колокольню Ивана Великого в Кремле.
Один из ярусов занимали колокола, а в верхнем этаже храма располагались, специально приобретенные в Лондоне, часы с курантами. Они били каждый час, и его четверть; а в полдень начиналась мелодичная колокольная музыка, целых полчаса услаждавшая слух жителей первопрестольной.
Стихия, укротившая гордыню
Чудо радовало горожан до 1723 г., хотя уже ранее, в 1721 г. Зарудным отмечалось неудовлетворительное состояние верха, о чем зодчий докладывал Светлейшему: «шпиц, глава и все деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением…». Падение всё же случилось, но от пожара. 14 июня 1723 г. в шпиль постройки ударила молния, он воспламенился… Из-за большой высоты тушение оказалось невозможным. Пожар привлек и зевак и огнеборцев, в числе которых оказались гвардейцы лейб-гвардии Преображенского и Семеновского полков. Когда на башне прогорели дубовые перекладины, державшие около 50 колоколов, те со страшным грохотом пробили каменные своды и подавили немало солдат и людей разного звания…
Следует отметить одну любопытную особенность постройки – снаружи её, как церковь в Дубровицах и Подмоклове, украшала каменная круглая скульптура, позднее замененная вазонами.
Согласитесь, что это сооружение мало напоминает церковь. В основе произведения Зарудного лежит светский принцип, органично сплетённый с тематикой формирования нового государства. Эта неразрывная связь роднит его творение с монументальной архитектурой северной столицы петровской эпохи.
Торжество светского начала пронизывает всю архитектуру памятника, ярко сказавшись и в жизнерадостной тематике замечательного скульптурного интерьерного убранства (кариатиды с корзинами цветов на хорах трапезной, амуры в гирляндах на сводах и пр.). Вероятно от мартинистов, позднее облюбовавших храм, остался своеобразный эмблематический живописный декор и латинские надписи, уничтоженные как вредоносные для православия, по распоряжению Московского митрополита Филарета.
А где же этот громадный шпиль, пронзавший небо? С основанием Санкт-Петербурга Меншиков перебрался на брега Невы, и охладел к своим московским владениях, так что башня была восстановлена только в 1770-х гг. (в словаре Щекотова называется дата 1787 г., и строитель – Гавриил Захарьевич Измайлов). Ярусы звона оказались заложенными, Меншикова башня лишилась своего голоса… Нынешнее завершение в виде эффектной, витой главки относится к 30-м гг. XIX столетия.
Храм действующий, сюда можно прийти чтобы полюбоваться изысканным обликом культового памятника и его впечатляющим интерьером, раскрытым на высоту 26,5 м…
Источники:
Е.Б. Мозговая Творчество И.П. Зарудного. Автореферат диссертации, Ленинград, 1977
И.И. Брунов История русской архитектуры М., 1956 С. 275-280
Церковь Архангела Гавриила в Москве на Чистом пруде, или Меншикова башня. Историческое исследование Н. Розанова, М., 1877