Кимры (Россия, Тверская область, г. Кимры)
Друзья! Предлагаю вашему вниманию бесплатный путеводитель по Кимрам.
Для тех, кто хочет узнать город русского модерна в подробностях — есть электронный платный фото-гайд с краткой историей, снимками более 50 объектов и двумя подробными картами в ПРЕВОСХОДНОМ качестве – «Центр» и «Заречье».
Гайд в формате pdf легко скачать на телефон или планшет. Для приобретения пишите сообщения под этим постом. Вырученные средства пойдут на оплату хостинга и технических работ по сайту.
Кимры достопримечательности
Кимры, или, как раньше говорили, Кимра (с ударением на последний слог), не кажется русским топонимом. Так откуда же это непривычное, резкое для слуха название города? Одна из предложенных учеными версий гласит о его происхождении от племени киммерийцев, но из-за своей несостоятельности она так и остается в ряду маловероятных. Другая гипотеза имеет дославянское происхождение, от населявших эти края в древние времена финно-угров. Автор «Истории Российской» В. Татищев связывал «Кимры» с мордовским «Кирема», обозначавшим «Медвежья глава», только и эта версия, хотя и кажется наиболее вероятной, была отвергнута.
Уже в X в. на месте, именуемом позже «Графская гора», зародились гончарный, кузнецкий и литейный промыслы. Найденные при раскопках артефакты подтвердили занятия местного населения земледелием, рыболовством и охотой. Исторически оказавшись на главном волжском торговом пути, Кимры не только росли и богатели, но и подвергались частому разорению.
История города Кимры
Кимры, причудливые и своеобразные в своем неповторимом модерновом облике, давно заслужили право стать городом-музеем, но расположенные в стороне от крупных туристических маршрутов, они по-прежнему пребывают в забвении.
Первое упоминание Кимр, довольно позднее, находим в грамоте Ивана Грозного в 1546 г. Тогда это сельцо (или крепость) являлось важным торговым и таможенным центром, имея деловые отношения с Каргополем, Смоленском и, конечно, с соседним Дмитровом. К началу XVIII в. здесь стало развиваться обувное ремесло, впоследствии принесшее Кимрам всероссийскую известность.
Петр I заказывал в «сапожном царстве» амуницию для русской армии. После прекращения регулярных царских подрядов, под давлением новых рыночных условий местное население было вынуждено искать иные способы заработка, и многие обращались к торговле и ярмарочной деятельности.
На протяжении трех веков Кимры были приписаны к дворцовому ведомству и служили «наградой» за заслуги перед Отечеством тому или иному видному сановнику. Пожалуй, самыми знаменитыми владельцами села были вице-канцлер М. Головкин, супружеская чета граф М. Воронцов (государственный канцлер России) и его супруга графиня А. Скавронская, а также граф Ю. Лита, их зять (потомственный аристократ, рыцарь Мальтийского ордена и вельможа при дворе Павла I), сделавший немало для благоденствия «обувного государства». В 1846 г. местные крестьяне и ремесленники получили свободу из рук владелицы Кимр — графини Ю. Самойловой (урожденной Скавронской).
Население Кимр в большинстве своем было не просто зажиточным, а, можно сказать, состоятельным, потому и обошлась ему свобода недешево — почти в полмиллиона рублей, и ждать ее пришлось 20 лет.
В конце XIX в., во время становления модерна, городок застраивался пышными купеческими особняками и доходными домами. Это стилевое единство дает право Кимрам считаться единственным в России городом-музеем эпохи модерна. В Кимрах и сегодня многое говорит о былом расцвете, вот только уникальные памятники все больше ветшают и разрушаются.
Когда же у отдельных домов появляются новые владельцы — они возрождаются к жизни, молодея на глазах. Сюда лучше приезжать летом, тогда на фоне зелени, пестроты цветов и голубого неба вылинявшая деревянная архитектура не смотрится так печально.
Несмотря на то, что Кимры были экономически более развитыми и превосходили по численности населения Старицу, Весьегонск и свой уездный центр Корчеву, статус города они получили только в 1917 г., после узаконенного решения Временного правительства. Несправедливое и запоздалое решение было вызвано предположительно налоговой политикой, т.к. по сравнению с городом сельское население имело льготное налогообложение, что до поры до времени было выгодно местному купечеству.
Застройка Кимр, осуществлявшаяся в период конца XIX в. — нач. XX в., решена в формах эклектики и модерна. Жилые и общественные здания отличаются разнообразием художественных форм и приемов, интерпретированных на провинциальный манер. Богатые накладные и пропильные орнаменты, прихотливые по абрису наличники и кронштейны, причудливые кровли в виде шатров и епанчей с чешуйчатым покрытием будто стремились превзойти друг друга в замысловатости. Один сосед «форсил» перед другим, соперничая в башнях-вышках — у кого «затейливее и краше».
Остались в прошлом ухоженные волжские набережные с чугунными ограждениями, где летними вечерами любили фланировать парами, и пристань с надрывно гудящими колесными пароходами. Разбросанные по разным концам городка храмы после службы устраивали оглушительный перезвон. Среди них басистым благовестом выделялся Покровский собор. Этот грузный по архитектуре храм, как и еще несколько церквей, теперь безвозвратно исчез из панорамы Кимр. Силуэт города, лишившийся выраженных доминант, в значительной степени проиграл от этого.
Мы въезжаем в город на автомобиле по Московскому шоссе, которое почти сразу перетекает в ул. Орджоникидзе. Уже здесь, на западной окраине, поражает изобилие своеобразных жилищ, выделяющихся оригинальностью планировочных и наружных декоративных решений (дома 44 (1), 39 (2), 30 (3), 24 (4) и др.). Еще более удивительны по своей художественной образности строения по ул. Кирова и ул. Московской.
Карта достопримечательностей г. Кимры
- Дом № 44 (ул. Орджоникидзе)
- Дом № 39 (ул. Орджоникидзе)
- Дом № 30 (ул. Орджоникидзе)
- Дом № 24 (ул. Орджоникидзе)
- Вознесенская церковь с колокольней и трапезной
- Дом № 5 (ул. Кирова)
- Дом № 3 с «вышкой» по центру (ул. Кирова)
- Гостиный двор
- Краеведческий музей (ул. Урицкого, 8/13)
- Дом № 23 (ул. Кирова)
- Дом обувного фабриканта Лужина (ул. Кирова, №28)
- Преображенский собор
- Здание архива (ул. Володарского, №24)
- Особняк (ул. Володарского, №26)
- Дом № 10 (Фадеевская наб.)
Гимн модерну на некоторое время прерывает стоящая справа от дороги отремонтированная Вознесенская церковь (5) (1814) с колокольней и трапезной (1829) (наб. Салтыкова-Щедрина). Храм действующий. От него вернемся на ул. Орджоникидзе и проедем широкий мост через Кимрку. Сразу за мостом внимание привлекает ярко-голубой дом (6) (ул. Кирова, 5) с большими окнами эллиптической формы и осыпающейся штукатуркой. Видимо, чтобы скрыть увечья фасадных плоскостей, их попытались замаскировать большим баннером. По соседству с ним не менее привлекательный деревянный дом с «вышкой» по центру (7) (ул. Кирова, 3).
Ближе к реке видны розовые корпуса торговых рядов. Рядом с ними на Торговой (теперь Майской) площади, еще до революции вымощенной брусчаткой и освещенной фонарями, расположен Гостиный двор (8) (1914). Сложенный из кирпича с сочным каменным узорочьем, он представляет собой незаурядный памятник национального стиля. Особенно нарядно была оформлена его центральная повышенная часть (с импровизированными воротами, боковыми кувшинообразными столбами арки), оканчивающаяся высокой и крутой епанчовой кровлей, расписанной в «шашку», и острыми башенками по углам корпуса. И сегодня Гостиный двор мог бы послужить горожанам, но почему-то являет собой картину опустошения.
Вернемся на ул. Кирова. Здесь есть интересный жилой дом 23 (10) с нависшим над входом деревянным эркером, завершенным узким «теремным» шатром. Но бесспорной жемчужиной модерновой коллекции является дом обувного фабриканта Лужина (11), стоящий в конце квартала (ул. Кирова, 28).
Здесь в полной мере выплеснулась фантазия художника: круглые окна, изломанные формы кровель, вздымающаяся над крыльцом с точеными колонками башенка и, конечно, обилие резьбы — деревянной аппликации. Несколько лет назад в доме функционировал магазин игрушек, затем работало агентство недвижимости, теперь особняк отремонтирован и пустует.
Отсюда через четыре квартала вверх и один налево по ул. Урицкого можно добраться до Преображенского собора (12) (1911), представляющего собой поздний образец шатрового зодчества. Или спуститься вниз к вантовому мосту через Волгу. Напротив моста находится бледно-розовое здание архива (13) (ул. Володарского, 24), выделенное на главном фасаде колоннами с забавными капителями, имитирующими ионические волюты (завитки). Справа — эклектичный двухэтажный особняк (14) (ул. Володарского, 26) с арочными окнами в затейливых наличниках. От него спустимся далее вниз, мимо моста, к Фадеевской набережной (Кимры — родина известного советского писателя А. Фадеева) и повернем налево.
Почти в самом начале набережной есть еще один архитектурный уникум стиля модерн — почти сказочный терем — жилой дом (15) (Фадеевская наб., 10), который нельзя оставить без внимания. Трехчастные окна под острыми щипцами на теремной кровле кажутся позаимствованными из древнерусской архитектуры, а ниже стилистика резко меняется: огромное круглое окно с мелкой расстекловкой — прием вызывающей новизны. Крыльцо левой части здания походит на граненую беседку под фигурным шпилем. Удивительно, красочно и непредсказуемо.
Ну а теперь можно отправиться на прогулку по набережной в сторону пристани, понаблюдать за судами в порту на противоположном берегу или просто побродить по узким улочкам Кимр и полюбоваться такими непохожими друг на друга фасадами старых домов.
Кимры — сапожное царство
Сапожный промысел, получивший начало в XVIII в., совершенствовался на протяжении многих десятилетий. Его развитию во многом поспособствовали войны (Крымская 1853–1856 гг., Русско-турецкая 1877–1878 гг., а затем Первая мировая). В «Статистическом временнике Российской империи» писали: «Село Кимра Корчевского уезда составляет главный центр сапожной промышленности в этом районе Тверской губернии…
Сапожный промысел составляет до такой степени исключительное занятие местных жителей мужского пола, что все полевые работы, кроме покоса, а также и в зимнее время возка дров отправляются преимущественно женщинами…
Расширению Кимрского сапожного производства содействовали переселившиеся из других мест России купцы и скупщики товара. Сбыт продукции наладили в Петербург, Москву, на Нижегородскую и Украинскую ярмарки, а также за границу. Изделия кимрских обувщиков могли быть отменного качества и завоевывали один за другим призы на престижных зарубежных выставках, а могли быть откровенно халтурными, с картонными подметками и разваливались уже через час.
Все вехи развития обувного производства (от кустарного до промышленного) представлены в экспозиции Краеведческого музея (9), который недавно отметил 90-летний юбилей (ул. Урицкого, 8/13, 10.00–17.00, кроме пн., вт., (48236) 3 12 67, 3 27 43).
Ну и нелишне будет упомянуть, что по выходным местные обувщики пытались забыться от своего рутинного ремесла и «лежали в стельку», т.е. «пили как сапожники».
Этот кимрский уклад жизни отражен в местной скульптуре, также представленной в Краеведческом музее.
Схема проезда
На карте обозначено местоположение дома обувного фабриканта Лужина (г. Кимры, ул. Кирова, № 28)