Храмовый комплекс в с. Курба (Россия, Ярославская область, Ярославский район, Курба)
Церковь Казанской иконы Божией Матери восстанавливается
Храмовый комплекс в с. Курба состоит из двух церквей – Казанской и Воскресенской; колокольни и часовни.
К сожалению, масштабный, выразительный по своим художественным средствам ансамбль, расположен в стороне от основных туристических маршрутов и оживленных трасс, иначе он не остался бы без внимания ценителей культурного наследия Ярославщины. Как и большинство дорог России, шоссе ведущее на Курбу, досталось нам от советского прошлого, и до сип пор служит верой и правдой. Оно довольно узкое, но малооживленное. За несколько км до села показывается верхний ярус звонницы, служащий прекрасным ориентиром на местности. Что бы попасть к культовому ансамблю следует повернуть с шоссе на указателе и проехать до центра населенного пункта с автобусным «пятачком». Село Курба известно с начала XV в. Князь Симеон, получивший его в вотчину, стал именоваться Курбским.
Уникальный храмовый комплекс в с. Курба
Из Википедии: «Род Курбских проявлялся в основном на воеводской службе: члены рода покоряли племена хантов и манси на Северном Урале, Курбские гибли и под Казанью, и на войне с Крымским Ханством. Род Курбских присутствовал и на административных должностях, но на данном поприще род не добился больших успехов, хотя Курбские были наместниками и в Устюге Великом, и в Пскове, и в Стародубе, и в Торопце. Скорее всего, боярство имел Михаил Михайлович Курбский, отец Андрея Курбского. Возможно, боярский чин имел и Семен Федорович Курбский. Такое карьерное положение, безусловно, не соответствовало самому имени ярославского князя. Причин такого положения могло быть несколько. Во-первых, князья Курбские часто поддерживали оппозицию правящему режиму. Внук Семена Ивановича Курбского был женат на дочери опального князя Андрея Угличского. Курбские поддерживали в борьбе за престол не Василия III, а Дмитрия-внука, чем заслужили еще большую нелюбовь московских правителей».
Пожалуй, самый известный из Курбских – Андрей Михайлович — ближайший сподвижник Ивана Грозного, бежавший в Литву.
Из Википедии: «Битва под Невелем (1562 г.), неудачная для русских, не могла доставить царю предлога для опалы, судя по тому, что и после неё Курбский воеводствует в Юрьеве; да и царь, упрекая его за неудачу, не думает приписывать её измене. Не мог Курбский опасаться ответственности за безуспешную попытку овладеть городом Гельметом: если б это дело имело большую важность, царь поставил бы его в вину Курбскому в письме своём. Тем не кн. Андрей был уверен в близости несчастья и, после напрасных молений и бесплодного ходатайства архиерейских чинов, решил бежать «от земли Божия», подвергая опасности свою семью. Это произошло в 1563 г. (по другим известиям — в 1564 г.).
На службу к Сигизмунду он явился не один, а с целой толпой приверженцев и слуг, и был пожалован несколькими имениями (в том числе и городом Ковелем). Курбский управлял ими через своих урядников из русских. Уже в сентябре 1564 года воюет против Москвы. Поскольку он прекрасно знал систему обороны западных рубежей, при его участии войска Великого княжества Литовского неоднократно устраивали засады на русские отряды либо, обойдя заставы, безнаказанно грабили земли.
В России близких к нему людей постигла тяжелая участь. Курбский впоследствии пишет, что царь «матерь ми и жену и отрочка единого сына моего, в заточение затворенных, троскою поморил; братию мою, единоколенных княжат Ярославских, различными смертьми поморил, имения мои и их разграбил». В оправдание своей ярости Иван Грозный обвинил его в измене и нарушения «крестного целования» (измене присяге); два другие его обвинения, будто Курбский «хотел на Ярославле государести» и будто он отнял у него жену Анастасию, выдуманы царем, очевидно, лишь для оправдания своей злобы в глазах польско-литовских вельмож: личной ненависти к царице он не мог питать, а помышлять о выделении Ярославля в особое княжество мог только безумный».
«Огромная многолепестковая Казанская церковь в формах барокко построена в 1770 г. Своеобразное венчание храма стало отправной точкой для формирования оригинальной композиции, встречающейся на землях Ярославской и Костромской губерний и совмещающей тип «восьмерик на четверике» с пятиглавым завершением. Росписи в стиле классицизма, покрывающие стены и своды храма, были выполнены в 1796-1797 гг. Церковь закрыли в конце 1920 – начале 1930-х гг. Долгие годы в здании размещалась МТС, сейчас оно пустует» — Архитектура и ландшафты России. Красная книга. Предостережение.
В Воскресенской церкви нет и намека на оригинальность, она контрастирует со своей уникальной соседкой традиционностью форм и декоративной отделки. Её датируют началом XVIII столетия, трапезная палата сооружена в 1851 г. В период марксизма-ленинизма здесь располагался дом культуры.
Притягивает взгляд громада классицистической колокольни. Её каменные массы, за счет удачных пропорций и умелого архитектурного оформления легко и непринужденно устремляются ввысь. Ярусы, обработанные полуколоннами и колоннами, широкими раскрепованными карнизами с фронтонами и без, демонстрируют тонкое чутье мастера и подлинное изящество.
Литература:
Архитектура и ландшафты России. Красная книга. Предостережение. 2003, 276-277
http://ru.wikipedia.org/