Усадьба Сердюкова (Россия, Тверская область, г. Вышний Волочек, пос. Водохранилище)
Как проехать: населенный пункт Водохранилище найти не просто, т.к. поселок обозначен не на всех картах. Выезжаем из центра Вышнего Волочка на юг по Цнинской набережной. Она перетекает в ул. Красноармейскую, которая затем разветвляется. На развилке у магазина нужно брать левее. Дорога вскоре из асфальтированной превращается в грунтовую и идет лесом. Никуда не сворачивая движемся в сторону водохранилища, и когда оно замерцает впереди — резко берем вправо к деревянному забору.
Здесь на берегу рукотворного моря сохранились остатки усадьбы М.А. Сердюкова: главный дом, флигель, конюшня и красно-кирпичное служебное здание. Этот не оштукатуренный корпус с полуподвальными зарешеченными окнами, возможно, единственное сохранившееся здание от комплекса винокуренного заводика (нач. XVIII в.). Рядом с ним, у кромки воды Заводского водохранилища и возникла загородная усадьба устроителя Вышневолоцкой гидросистемы.
Описание усадьбы Сердюкова в вышнем Волочке
К сожалению, расширение водохранилища в 1940-х гг. повлекло за собой затопление большей части имения, с 6 кв. верст оно разлилось до 108 кв. км. Архитектурный ансамбль в стиле раннего барокко особенно ценен еще и тем, что является наиболее ранним, из уцелевших на Тверской земле. По поводу его строительства не обнаружено документальных свидетельств, комплекс датируют, основываясь только на предположениях (1720-1740-е гг.). Композиционным центром конечно же является двухэтажный компактный дом с треугольными фронтонами над ризалитами, выступающими по продольным фасадам.
Перед домом установлен гранитный обелиск, ранее стоявший у бейшлота Заводского (Вышневолоцкого) водохранилища, и затем перенесенный сюда — Наталья Бондарева.
Литература:
Виргинский B.C. Либерман М.Я. Михаил Иванович Сердюков. М., 1979, с. 63; Быков Л.С. По Петровскому указу — канал на древнем волоке. М., 1994, с. 109; Тверская область: Энциклопедический справочник. Тверь, 1994. С. 233; Горбунова А.В. Мемориальные сооружения в Тверском крае (XVIII—начало XX вв.)//Русская культура XVII—XX вв.: Материалы, исследования, публикации. Тверь, 2001, вып. 2
Усадьба перешла в частные руки, при въезде установили металлический шлагбаум, на участке замечены собаки. Дом Сердюкова по прежнему пребывает в печальном состоянии. Владельцы сосредоточили своё внимание на служебном корпусе и прилегающей территории. Здесь сооружена современная жилая постройка, бетонными блоками выложена береговая линия, сделан причал. Одним словом — грубо нарушен исторический ландшафт
Из научных источников: усадьба Сердюкова
Принадлежит к числу наиболее важных по своему историко-художественному значению загородных усадеб, сохранившихся на территории Тверской области. Её ценность определяется в первую очередь тем, что это самая старинная из уцелевших в области усадеб, постройки которой отражают ранний этап развития стиля барокко в русской архитектуре. В литературе строительство комплекса обычно относят к концу 1710-х- началу 1720-х гг. (иногда приводится даже точная дата -1719 г.). Однако пока никаких серьёзных источников для обоснования этой датировки не обнаружено. Скорее всего, существующая усадьба возникла позднее — во второй четверти XVIII в., когда знаменитый строитель вышневолоцкой водной системы М.И. Сердюков, очевидно, имел для этого больше возможностей. Нельзя также исключать вероятность сооружения усадьбы после получения Сердюковым дворянского звания в 1742 г. В любом случае до обнаружения соответствующих прямых или косвенных архивных материалов вопрос о датировке усадьбы остаётся открытым: типоло гические и стилистические особенности её основных построек в равной степени не противоречат как более ранней, так и более поздней датировке. Усадьба была устроена рядом с винокуренным заводом М.И. Сердюкова, существовавшим здесь с первой четверти XVIII в.
Расположена в 3 км к юго-западу от Вышнего Волочка, на берегу Заводского (ныне Вышневолоцкого) водохранилища, расширенного в 1940-х гг., в результате чего часть территории усадьбы была затоплена. В настоящее время от усадебного комплекса сохранились три компактно стоящие основные постройки — главный дом, жилой флигель и конюшня, а также расположенный обособленно служебный корпус (возможно, одно из заводских сооружений). Между ними уцелело несколько старых лип регулярного парка, а у дома — гранитный обелиск, который, как предполагают, перенесён сюда от бейшлота Заводского водохранилища, где он был установлен в 1780-е гг. Все остальные сооружения кирпичные и за исключением служебного корпуса оштукатурены.
Главный дом — двухэтажное прямоугольное в плане здание с двумя сильно выступающими ризалитами посередине продольных фасадов. Ризалиты завершены крутыми треугольными фронтонами, которые вместе с высокой вальмовой кровлей создают выразительный силуэт дома. Одноэтажные пристройки с южной стороны относятся, по-видимому, к XIX в. Строго симметричные фасады (продольные — в пять осей проёмов, торцовые — в два) отличаются единой декоративной обработкой. Стены разделены междуэтажной полочкой и завершены профилированным карнизом, углы объёмов закреплены огибающими пилястрами. Окна с лучковыми перемычками оформлены рамочными наличниками с ушами и клинчатыми замками. Парадное крыльцо первоначально, очевидно, было устроено в северном ризалите, верхний этаж которого опирался на два массивных столба. Позднее пространство между столбами заложили стенами. Фронтоны в завершении ризалитов прорезаны овальными чердачными окнами. Внутренняя планировка имеет традиционную для древнерусского жилища трёхчастную структуру, строго симметричную относительно поперечной оси. В средней части расположены сени с лестницей на второй этаж, а по сторонам — просторные комнаты. Внутри сохранились тянутые карнизы и лепная отделка потолков, относящиеся, по-видимому, ко второй половине XIX в.
Одноэтажный флигель имеет прямоугольный план. К его объёму, завершённому высокой вальмовой кровлей, с торцов примыкают поздние деревянные сени. Продольные фасады в пять окон симметричны. Среднее окно выделено слегка выступающим ризалитом. Декоративное убранство аналогично фасадам главного дома и включает рамочные наличники окон, угловые огибающие пилястры, профилированный венчающий карниз. Средняя ось каждого фасада подчёркнута крупным слуховым окном с щипцовым завершением. Внутреннее пространство делится капитальной попе-речной стеной на две неравные части.
Конюшня — сильно протяжённое одноэтажное здание. Его прямоугольный объём завершён двускатной кровлей, а с восточной стороны выступают две более поздние пристройки. Здание, по-видимому, неоднократно переделывалось. Стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками (некоторые из них переделаны в прямоугольные проёмы), частично сохранились рамочные наличники с клинчатыми замками. Стены завершены массивным многообломным карнизом. На северном торце расположено крупное полукруглое окно чердака, характерное для классицизма. Внутри пространство делится капитальными поперечными стенами на несколько помещений.
Служебный корпус — одноэтажное здание с полуподвалом, прямоугольное в плане, под двускатной кровлей. Сбоку с одной стороны примыкают первоначальные кирпичные сени, с другой — более поздние деревянные, обшитые тёсом. Гладкие, ничем неукрашенные стены прорезаны окнами с лучковыми перемычками — вертикальными стройных пропорций у основного объёма и широкими в сенях. Внутри поперечная капитальная стена отделяет узкое переднее помещение от остального пространства. Тонкие перегородки, крестообразно делящие основное пространство на четыре одинаковые комнаты, по-видимому, поздние. Обелиск отличается стройной композицией. На высокий квадртаный в плане постаменте профилированным цоколем поставлена узкая пирамида. Выразительность силуэта сооружения во многом обязана сильно выступающему пластично профилированному карнизу, разделяющему постамент и пирамиду.
Источник:
Памятники архитектуры Тверской области, книга 2, Тверь, 2002, с. 252-253