Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь

Антониев Краснохолмский монастырь (Россия, Тверская область, Краснохолмский район, с. Слобода)

Как добраться? На автомобиле из Твери на северо-восток области через Рамешки и Бежецк до нас. пункта Слобода, что располагается примерно в километре от пос. городского типа Красный Холм. Монастырь хорошо заметен слева от шоссе

Обитель эта удивительна, и в первую очередь не церковными чудесами или историей, а архитектурным памятником. Речь идёт конечно же о Никольском соборе, который потрясает воображение даже в руинированном виде.
Однако по порядку. Зарождение пустыни относится к периоду широкой монастырской колонизации северных земель – XIV-XVI вв. В летописях даже сохранилась точная дата – 1461 г. Основателем был выходец из Белозёрья старец Антоний. Придя в Бежецкий Верх Антоний обратился к владельцу здешних земель боярину А.В. Нелединскому-Мелецкому с прошением поставить часовню «для пропитания» и келью «для упокоения», согласие было получено. 

Описание Антониева Краснохолмского монастыря

План Антониева Краснохолмского монастыря

План Антониева Краснохолмского монастыря

  1. Руины Никольского собора (1480-е гг.)
  2. Церковь Покрова (трапезная) (1590—1594 гг.)
  3. Братские кельи (1685 г.)
  4. Церковь Вознесения (1690 г.)
  5. Братский малый корпус под проездными воротами (1690—1697 гг.)
  6. Северо-восточная башня (1697 г.)
  7. Настоятельские кельи (1748 г.)

Пустынножительство Антония продлилось не долго, известие о нём разнеслось по округе, и вскоре к отшельнику стал стекаться народ. Выстроили первый деревянный храм Николы. 
Известно, что Антонию покровительствовали не только бояре Нелединские-Мелецкие, но и князь Андрей Большой, брат Ивана III. Щедрые приношения позволили начать каменное строительство. В 1481 г. был заложен Никольский собор, строительство которого завершилось уже после смерти старца (умер в 1482 г.), его приемником Германом. Чуть позднее в обители возводится трапезная палата с церковью Дмитрия Солунского (1494 г.), в последствии разобранная из-за ветхости.

«Наличие в монастыре к концу XV в. двух каменных зданий – собора и трапезной палаты с теплой церковью – ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Не многие из них могли в то время «похвастать» несколькими каменными зданиями. Лишь такие крупнейшие монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели тогда, кроме собора, ещё и каменную палату для трапез с храмом при ней» — писал в «Памятниках русской архитектуры и монументального искусства» В.П. Выголов. Данное обстоятельство позволяет прояснить, насколько был высок статус Краснохолмской обители.

Читайте также:  Сельцо. Троицкий Михайло-Клопский монастырь

1. Слобада. Антониев Краснохолмский монастырь (старая открытка)
2. Антониев Краснохолмский монастырь, Никольский собор. Фото нач. XX в.
3-4. Никольский собор. Фото 1970-х гг.

Дальнейшее развитие архитектурный ансамбль получил только к концу XVI и XVII вв.
Вот что интересно! В тверских землях, довольно далеко от крупных удельных центров вдруг возникает храм, принадлежащий к московской школе зодчества и с целым рядом конструктивных и декоративных элементов-итальянизмов. Объясняется это просто – Бежецкий Верх в XV столетии принадлежал к землям Московского княжества, а сам князь Андрей Большой, брат Василия III имел возможность привлекать к строительным работам фряжских мастеров.

Собор представлял собой крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидных храм без подклета. Его четверик в плане имел почти квадрат: 16, 43м х 16,20м, с высотой до закамар 9,60м. Ширина стен достигала 1,7 м. Кладка бутовая (когда между двумя рядами блоков засыпались каменные обломки, залитые известью), с применением кирпича... «Московская архитектура, как известно, в середине XV в. отказывается от прежней, белокаменной техники возведения зданий, типичной для раннемосковского зодчества, заменяя его новой кирпичной. Этот переход к кирпичному строительству, однако, не был столь быстрым резким: он значительно затянулся, захватив всю треть века. В это время и появляются здания, в которых белый камень нередко сочетается с кирпичом», как в данном случае.


Итак, по мнению исследователя Выголова архитектура Никольского храма не только опередила московскую на десятилетие вперёд, но и имела ряд уникальных особенностей.
«Такие элементы, как крестовые своды, пониженные подпружные арки, полуциркульные закомары и карнизы, отрезающие их от поля прясел, а также полочки – карнизы в основании пят арок в интерьере – всё это для московского зодчества второй половины XV в. представляло собой явное новшество. Ряд этих новых деталей и приёмов был буквально только что перед тем введён в строительную практику Московской Руси при сооружении Успенского собора. Собор Антониева монастыря как бы подхватывает их и развивает, идя дальше по новому пути. Он во многом предвосхищает архитектуру XVI столетия, концентрируя в себе те новые приёмы и формы, которые нашли широкое распространение лишь с начала следующего века».

Читайте также:  Новый Быт. Вознесенская Давидова пустынь

Весьма печально, что эта незаурядная постройка в 1930-е гг. подверглась варварскому разрушению. 3 стены храма возвышаются в окружении монастырских построек как траурный триптих. Обитель по прежнему заброшена и представляет собой живописный комплекс, удачно расположенный в ландшафте, при слиянии двух рек: Неледины и Могочи. Совсем рядом с обителью, располагается жильё, и часть построек пустыни используются под хознужды, например в церкви Вознесения – сеновал.

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь 58.038140, 37.088393 Слобода. Антониев Краснохолмский монастырь
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: