Дача «Чайка»

Дача «Чайка» (Россия, Тверская область, Удомельский район, Порожкинское сельское поселение, д. Касково)

Центр культуры и искусства «Дача художника В.К. Бялыницкого-Бируля «Чайка» («Дача Чайка»)

  • Режим работы: ежедневно с 11.00 до 18.00, кроме понедельника, вторник — экскурсионный день (по предварительной записи)
  • Телефон: (4822) 34-2561
  • Факс: (4822) 34-2561

Как добраться? Проезд от автовокзала г. Твери рейсовым автобусом «Тверь-Удомля», от автовокзала г. Удомли автобусом «Удомля-Касково» до остановки «Гарусово»

Задержались дольше запланированного в усадьбе Ивановское Гаслеров, и торопились добраться в Гарусово хотя бы до 18.00 (музеи в провинции обычно закрываются рано). До «Чайки», впрочем, недалеко, дорога узкая, но почти без выбоин, позволяющая разогнаться. Прошел небольшой дождь, разливший по окрестностям свежесть. Небо было высоким и колоритным – облака, словно написанные гуашью, походили на мощные, клубящиеся громады. Хотелось остановиться и снимать, но время поджимало. И вот мы уже огибаем озеро Удомля, справа по борту монумент пейзажистам, впереди за кронами садовых деревьев должна быть наша цель… старые деревянные ворота, калитка, домик привратника и одновременно касса — на замке, но дверь в особняке приоткрыта и слышны голоса… У меня вырвался вздох облегчения, выгнать меня непросто, а значит я что то успею увидеть и снять…
Прием был гостеприимным, радушным. Подробная экскурсия и ответы на любые вопросы, цена за посещение символическая… После всего этого невероятное ощущение легкости, покоя, парения над мирской суетой – всё как в великом полотне Исаака Левитана…

Описание дачи «Чайка»

«Чайка — редкий пример усадьбы, рожденной в пору, когда русская усадебная культура, казалось, навсегда уходила в прошлое.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (1872-1957) — один из интереснейших русских пейзажистов XX века, решивший в 1912 году построить дачу на живописном берегу озера Удомля, вполне сознательно стремился воссоздать эмоционально-эстетический дух старых усадеб. Не случайно от усадьбы Ушаковых Островно, где некогда жил и работал почитаемый Бялыницким Левитан, был пересажен к «Чайке» большой куст сирени, который хозяин называл «Островненским менуэтом». О его влюбленности в поэтический мир «дворянских гнезд» свидетельствует и написанная им в том же 1912 году, когда родилась идея «Чайки», картина «Дом с клумбой перед ним» (ТОКГ). В то же время старинный усадебный дух как бы обновлялся на «Чайке» свойственным новой эпохе демократическим началом.
Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля, художник А.В. МоравовВ 1918-1922 годах здесь усилиями художников Бялыницкого-Бирули, Богданова-Бельского и Моравова были созданы и действовали cвободные государственные художественные мастерские, где более 170 человек обучались живописи, вышивке, резьбе по дереву. Помимо основателей мастерских здесь преподавали К. А. Коровин, А. Б. Архипов, В. В. Рождественский и другие художники. Мастерские, помимо всего прочего, помогали художникам просто выжить в лихолетье гражданской войны и заодно спасали усадьбу от конфискации.
И после закрытия мастерских сюда продолжали наезжать художники. Здесь в разные годы работали С. Ю. Жуковский и И. Э. Грабарь, а сам Бялыницкий-Бируля работал в «Чайке» целых сорок пять лет — до самой смерти, здесь же его и заставшей.
За эти годы Витольд Каэтанович вырастил замечательный парк с множеством редких растений, которыми он очень гордился. Ныне этот парк признан памятником садового искусства, о чем свидетельствует установленная на доме памятная доска.
У усадьбы оказалась сравнительно счастливая судьба. Правда, в начале 90-х годов, оказавшись брошенной из-за соседства с Калининской АЭС, она едва не погибла. Но с 1995 года в нее вновь стала возвращаться жизнь» – С. Глушков. Сейчас на даче действует муниципальный историко-культурный центр, которым одно время руководил Юрий Семенович Михайлов, немало сделавший для спасения «Чайки», а теперь москвичка – внучатая племянница художника Бялыницкого-Бируля Елена Тимакова.


Попасть на озеро Удомля – была моя давняя мечта, я как поклонница творчества И. Левитана хотела увидеть место, где он написал свой непревзойденный шедевр «Над вечным покоем». Меня уверяли, что это в 3-х шагах от памятного знака, но эта версия мне показалась мало убедительной. …может быть местность изменилась, и в значительной степени из-за вторжения в пейзаж градирен атомной электростанции, они практически перечеркивают впечатление от увиденного (хотя красоты в окрестностях предостаточно).
Удивила меня и сама Чайка, из темно-серого она переоделась в светлый наряд, по словам Елены Тимаковой, особняк изначально был выкрашен в этот цвет.
Не смотря на ремонт (август 2014 г.) первый этаж был полностью доступен для осмотра. Подлинных предметов меблировки почти не осталось, но все же интерьеры весьма атмосферны. Особенно запомнилась терраса с огромным круглым 100-летним столом, и волчьи шкуры на тахте, обитой алым бархатом…
А что же Левитан? Бывал ли он в этом доме? Скорее всего нет, хотя он первым проложил дорогу в эти края, работая в Гарусове с 1893 г. В Гарусове, кстати, тоже остатки барской усадьбы, основанной ещё Аракчеевыми. Барский дом почти полностью разрушен, не смотря на прилагаемые усилия энтузиастов его не удалось спасти…
И всё же, где именно тот самый вид с полотна Левитан? «С.П. Кувшинникова вспоминала: «Над вечным покоем» Левитан написал уже позже, в лето, проведенное под Вышним Волочком близ озера Удомли. Местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, не красивая, и Левитан заменил ее уютной церквушкой из Плеса. В то время, когда Левитан жил на Удомле, на возвышенности, находящейся на берегу удомельского озера, между деревней Акулово и Троицей, против Лубенькино, стояла старая деревянная церковь и при ней было заросшее березами кладбище. В начале девятисотых годов, когда была построена новая церковь Николы на Стану, деревянная церковь была разобрана и перевезена на другой берег озера в деревню Ряд. Там она простояла еще некоторое время, потом сгорела, во время большого пожара, уничтожившего значительную часть деревни. Последние кресты и могильные холмы исчезли с кладбища в тридцатые годы. Ранее этого времени, близ кладбища появилась новая небольшая деревня — Третий Стан, домов 8-10. Она теперь тоже не существует. Последние дома были увезены в конце 30-х годов. Во время жизни И.И. Левитана на Удомле это была единственная деревянная церковь на берегу озера. На острове же никакой церкви в то время не было. Обо всем этом мне рассказала старейшая жительница деревни Акулово Прасковья Ивановна Архипова, ее родители были похоронены на том кладбище, и она очень почитала его и деревянную церковь» — писал А.А.Моравов в краеведческом альманахе в статье «Озеро Удомля».
Мы двинулись в Вышний Волочек, вышло солнце, распогодилось, и чудесные облака растаяли. Небо стало однообразно голубым и уже не смогло заинтересовать меня… -Наталья Бондарева
Вот такой получился очерк, вроде бы как о «Чайке», но в тоже время и не о ней…

Изображение в тексте: художник А.В. Моравов. Портрет В.К. Бялыницкого-Бирули, 1908 г.

«Чайке» 100 лет

В.К. Бялыницкий-Бируля Церковь на берегу озераТверская областная картинная галерея в 2013 году отмечала 100-летний юбилей дачи «Чайка» художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля.
Место, где построена дача, удивительным образом связывает имена русских художников, которые в разные временные периоды работали в Вышневолоцком уезде. Начало было положено А.Г. Венециановым и учениками созданной им художественной школы, затем сюда приезжает И.И. Левитан, где пишет, пожалуй, самые значительные свои произведения, имеющие глубокий философский подтекст. И, наконец, следом за своим учителем, сначала посещает эти края (в 1901 г.), а затем и вовсе поселяется (1913 г.) в одном из здешних живописных уголков В.К. Бялыницкий-Бируля.
Строительство дома осуществлялось непосредственно с участием хозяина в модном в то время стиле модерн. И его архитектура так органично влилась в природный ландшафт, что очень многие впоследствии сравнивали дачу с парившей над водной гладью озера Удомля чайкой.
Именно дача «Чайка» стала обителью для В.К. Бялыницкого-Бируля, его семьи и его друзей художников, приятелей, бывших учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Многие из них учились живописи у И.И. Левитана, который очень трогательно заботился о молодых художниках и «… горел энтузиазмом вдохновить нас и помочь», — вспоминал Витольд Каэтанович. Очень многое впитал в себя художник от своего учителя и пронес на протяжении всего творческого пути. Его произведения проникнуты удивительным спокойствием, тишиной и в то же время глубоким смыслом. Но стоит задуматься о том времени, о жизни в удаленных от городской суеты местах. И начинаешь понимать, как не просто было выжить и сохранить желание, ставшее затем потребностью, постоянно находить в небогатой красками природе все новые и новые откровения, которые мы видим на полотнах художников, объединенных желанием писать родную природу, быт простых людей.
В.К. Бялыницкий-Бируля. Зимний сонТверская областная картинная галерея в 2013 году отмечала 100-летний юбилей дачи «Чайка» художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бируля.
Место, где построена дача, удивительным образом связывает имена русских художников, которые в разные временные периоды работали в Вышневолоцком уезде. Начало было положено А.Г. Венециановым и учениками созданной им художественной школы, затем сюда приезжает И.И. Левитан, где пишет, пожалуй, самые значительные свои произведения, имеющие глубокий философский подтекст. И, наконец, следом за своим учителем, сначала посещает эти края (в 1901 г.), а затем и вовсе поселяется (1913 г.) в одном из здешних живописных уголков В.К. Бялыницкий-Бируля.
Строительство дома осуществлялось непосредственно с участием хозяина в модном в то время стиле модерн. И его архитектура так органично влилась в природный ландшафт, что очень многие впоследствии сравнивали дачу с парившей над водной гладью озера Удомля чайкой.
Именно дача «Чайка» стала обителью для В.К. Бялыницкого-Бируля, его семьи и его друзей художников, приятелей, бывших учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Многие из них учились живописи у И.И. Левитана, который очень трогательно заботился о молодых художниках и «… горел энтузиазмом вдохновить нас и помочь», — вспоминал Витольд Каэтанович. Очень многое впитал в себя художник от своего учителя и пронес на протяжении всего творческого пути. Его произведения проникнуты удивительным спокойствием, тишиной и в то же время глубоким смыслом. Но стоит задуматься о том времени, о жизни в удаленных от городской суеты местах. И начинаешь понимать, как не просто было выжить и сохранить желание, ставшее затем потребностью, постоянно находить в небогатой красками природе все новые и новые откровения, которые мы видим на полотнах художников, объединенных желанием писать родную природу, быт простых людей.
Тверская областная картинная галерея обладает большой коллекцией произведений художников, связанных с Удомельским краем. В их числе полотна и А.Г. Венецианова («Пастушок с дудкой» 1820-е гг.; «Портрет Петра Ивановича Милюкова» 1820-е гг.), и И.И. Левитана («Осенний пейзаж» 1880 г.; «Лесистый берег» 1892 г.). И, конечно, значительное число работ А.В. Моравова, А.С. Степанова, С.Ю. Жуковского, Н.П. Богданова-Бельского и, непосредственно, хозяина «Чайки» В.К. Бялыницкого-Бируля. Связанные и местом, и творчеством, и своими пристрастиями к охоте и рыбалке, какие они разные в мироощущениях. Добрый, скромный А.С. Степанов, мастер передачи лирического настроения («Подруги» 1913-1914 гг.; «Удомля»).
С.Ю. Жуковский — умный, уверенный в себе, очень яркий и страстный человек, в творчестве же тонкий лирик. Его произведения («Бессонная ночь. Светает» 1903 г.; «В старом доме (печка)» 1914 г.) тому свидетели.
Выходец из народа — Н.П. Богданов-Бельский, художник жанрист («Летний день 1916 (?) г.; «У перевоза» 1915 г.). Знаток быта, колорист А.В. Моравов («У окна. Портрет В.В. Ушаковой» 1907 г.; «На своей полоске» 1916 г.; «Гарусово. Яблоки на подоконнике. Этюд» 191(6?)). И, конечно, В.К. Бялыницкий-Бируля, в картинах которого отразились созерцательные взгляды на среднерусскую природу («Ранняя весна» 1913 г.; «Церковь на берегу озера» 1905 г.; «Осенний пейзаж» 1915 г.; «Дом с клумбой перед ним» 1912 г. и многое другое).
После революции Дача «Чайка» осталась в собственности В.К. Бялыницкого-Бируля. В ней были созданы Свободные государственные художественные мастерские (1918-1919 гг.) и поэтому она не была подвержена национализации. Пользовалась очень большой популярностью. В ней преподавали К.А. Коровин, В.В. Рождественский, А.Е. Архипов.
После смерти хозяина дачи она меняла своих владельцев, но надо отдать должное им всем, что «Чайка» сохранена и живет поныне. История её продолжается, дача постепенно обретает свой прежний вид. Нет, конечно, всего того, что наполняло дом: привычной мебели, тех милых вещей, которые окружали обитателей Дачи, но сохранён облик здания, продолжаются традиции. По-прежнему Дача «Чайка» гостеприимно распахивает двери для своих посетителей.

Источник:
музейный буклет Центра культуры и искусства Дача «ЧАЙКА»
Изображение в тексте: В.К. Бялыницкий-Бируля Церковь на берегу озера; В.К. Бялыницкий-Бируля. Зимний сон

Схема проезда

icon-car.png
Дача «Чайка»

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Дача «Чайка» 57.969698, 35.035594 Дача «Чайка»

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только