Памятники Архитектуры Подмосковья

Градницы. Троицкая церковь и музей «Дом поэтов»

Градницы музей «Дом поэтов»Градницы. Троицкая церковь и музей «Дом поэтов» (Россия, Тверская область, Бежецкий район, Градницы)

Внушительный силуэт Троицкой церкви в Градницах виден не только с шоссе по дороге в Красный Холм, он доминирует в округи. Очертание звонницы кажется зловещим – её объем изуродован при попытке разборки на кирпич. Количество поруганных и брошенных церквей в Тверской области поражает… Храмов довольно много, некоторые из них отличаются высокими художественными достоинствами, в том числе и интерьерное пространство, как правило, щедро заполненное клеевой живописью. В Троицкой церкви, к сожалению, сохранились только небольшие фрагменты настенной росписи. Кстати, заброшенная постройка, а именно алтарь, служит пристанищем старенькому Жигуленку. Потому как сильно он запылен, можно предположить, что автомобиль много лет стоит без движения.
«В архитектуре церкви использованы приемы и элементы позднего барокко и классицизма, в то время как ее объемно-пространственное решение несколько архаично для своего времени. Церковь построена в 1782 — 1804 гг. рядом с прежней деревянной церковью 1769 г. (сгорела в 1802 г.). Отдельно стоящая колокольня сооружена между 1808 и 1818 гг., в 1836 г. её объединили с трапезной небольшим притвором. 





Прямоугольный в плане церковный участок с кладбищем в первой половине XIX в. был обнесен кирпичной оградой с четырьмя башнями (сохранились юго-западная и юго-восточная). Комплекс, состоящий из кирпичных оштукатуренных сооружений, находится на сельской площади к югу от главной улицы. В 1992 г. в Московском культурно-реставрационном центре был выполнен проект реставрации церкви (архитектор Г.Н. Усманова).
Церковь Троицы построена по традиционной продольно-осевой схеме. Высокий трехсветный четверик храма завершен низкой ротондой с купольной кровлей и декоративным пятиглавием. Квадратные постаменты угловых барабанов глав поставлены диагонально относительно стен четверика. С востока к нему примыкает развитая полуциркульная апсида, с запада — четырехстолпная трапезная, притвор и колокольня (от колокольни сохранились восточные стены двух первых ярусов). Нижний ярус четверика, равный по высоте апсиде и трапезной, выделен карнизом. Боковые фасады на уровне второго и третьего ярусов расчленены лопатками на три прясла. Западные лопатки несколько смещены от угла, центральное прясло уже боковых. Стены завершены антаблементом. Фасады апсиды и трапезной разделены лопатками, поставленными в простенках между окнами. В декоре использованы различные по рисунку наличники с ушами, треугольными сандриками, накладными досками и фартуками. Нижний ярус колокольни обработан рустом, углы закреплены парными пилястрами. Четверик храма перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом на тромпах, ближе к шелыге лотки сливаются, образуя купол. Апсида перекрыта конхой, трапезная — системой крестовых сводов, опирающихся на восьмигранные столбы и подпружные арки.
Двухъярусные башни ограды, одинаковые по архитектуре, различаются размерами. Одна из них использовалась под церковную лавку, другая — как часовня (Прим. Бондаревой: не используются). На нижний, восьмигранный ярус, с узкими раскрепованными диагональными гранями, поставлен цилиндрический ярус с купольной кровлей и шпилем. Фасады обработаны полуциркульными и круглыми нишами» — ПАТО.
К северо-востоку от церкви, среди старых лип стоит аккуратный бревенчатый дом из несуществующей ныне усадьбы Львовых-Гумилевых «Слепнево». Замечательные подробности о нём узнала из книги — «Анна Ахматова в Тверском краю».
«Дом поэтов» «Имение Слепнево в Тверской губернии. С 1911 по 1917 год летом жила в этой усадьбе Анна Андреевна Ахматова, после того как в 1910 году она стала женою Н. С. Гумилева (1886—1921), сына Анны Ивановны Львовой.
Имение Львовых располагалось на вершине холма. Усадебный дом стоял между фруктовым садом и парком, поблизости был флигель, конюшня и другие службы. Комната Ахматовой находилась в главном доме в мезонине, окнами на север.
Внучка Агафьи Ивановны Львовой — Елена Борисовна Чернова, описывая жизненный уклад в усадьбе, отмечала: «он был старомодный и даже торжественный. Все члены семьи собирались в столовой, но не садились на свои, каждому определенные, места, пока не входила Варвара Ивановна. Она была старшая, и разница в возрасте между нею и Анной Ивановной была большая... Варвара Ивановна немножко стилизовала себя под Екатерину II, и в семье любили отмечать это сходство... она... держалась прямо и величественно, волосы седые, совершенно белые и на них черная кружевная наколка; когда она входила в столовую, к ней подходила Анна Ивановна, старшая сестра обнимала ее, а остальным делала общее приветствие. Тогда можно было садиться за стол.
В 1911 и 1912 годах Анна Андреевна была в Слепневе вместе с мужем, а в июле 1913 года она уже пишет: «В моем тверском уединенье // Я горько вспоминаю вас...» Основания для этого были. В апреле молодой супруг уехал в Африку, в этнографическую экспедицию. И позже было не легче: в 1914-м он ушел добровольцем на войну. Молодая женщина тосковала.
В «уединенье» хорошо работалось. Здесь написана большая часть сборника «Белая стая».
Затворничество в Слепнево было неполным, приезжали в имение соседи-помещики: из села Сулеги — Шипов-Шульц, из Толстикова — Белявцевы, из с. Борискова — Кузьмины-Караваевы и их родственник, молодой тогда художник Дмитрий Дмитриевич Бушен (р. 1897), живущий ныне в Париже. Присутствовал здесь деверь Анны Андреевны — Дмитрий Степанович Гумилев со своею женою, тоже Анной Андреевной. Сын Александры Степановны Сверчковой (Гумилевой) Николай к Ахматовой относился как добрый друг. Отношение свекрови и золовки к Анне Андреевне не были дружественными, но они растили её сына и саму её принимали в Слепневе и Бежецке. И Ахматова высоко ценила благородство этих женщин.
В другом направлении от Слепнева было село Синево-Дуброво (тогда — Синёва-Дубровка или просто Дубровка) с усадьбой князей Хилковых. Одним из них был Михаил Иванович Хилков (1843—1909), министр путей сообщения, член Государственного совета. Ахматова не застала его, она услышала только рассказы о необыкновенно торжественных похоронах князя. Анна Андреевна посещала Синево — Дуброво и в воспоминаниях упомянула и Дубровку и Хилковых.
Из Петербурга в Слепнево ездили через железнодорожную станцию Подобино (так было ближе, чем через Бежецк), мимо имения Подобино, владения Неведомских. с которыми общались Гумилевы.
Первое время пребывания поэта в Слепневе отмечено творческой паузой: подпись «Слепнево» стоит всего под одним стихотворением 1911 года («Целый день провела у окошка...»), в 1912 году ее нет совсем. Но постепенно Ахматова привыкла к Слепневу, сроднилась с ним, и стихи пошли «легкой свободной поступью». Сельская жизнь уже становится для нее необходимостью. Анна Андреевна полюбила Слепнево и стала называть тверскую землю своей второй родиной, любимой стороной... Ахматовой было за что любить этот край. Здесь оттачивался ее талант, укреплялась кровная связь с родной землей. Отзвук этого единения идет через все творчество поэта. Величавая мудрость и боль блокадных и ташкентских стихов находят истоки в написанных в 1914—1916 годах слепневских стихах о России, о солдатках.
Перед революцией Ахматова была в Слепневе дважды: несколько дней накануне февральских событий («встретила 1917 год»), а затем продолжительное время жила летом и осенью.
В 1917 году Гумилевы уехали из Слепнева и поселились в Бежецке. Теперь сюда приезжала в мае 1918 г. Анна Ахматова вместе с Николаем Гумилевым навестить сына. Приезжали они сюда и позже.
Газета «Бежецкая жизнь» 1 марта 1921 года сообщала: «При участии поэта Николая Гумилева и его содействии организовался в г. Бежецке «Союз поэтов»... устраивая еженедельные вечера, где по примеру Петербургского отделения Всероссийского союза поэтов происходит чтение произведений авторов – члпенов союза. ... Почетным председателем «Союза поэтов» состоит поэт Николай Гумилев».
В последний раз Анна Андреевна приезжала в Бежецк навестить сына в 1925 году и была здесь всего один день.
В десяти километрах к северо-востоку от Бежецка, недалеко от Краснохолмского шоссе,- старинное село Градницы, центр Градницкого сельсовета и центральная усадьба колхоза имени Кирова. Время возникновения села неизвестно, но слово «градница», означавшее «укрепление, башня», было в обиходе в XI-XVI веках. До революции Градницы были погостом: здесь не селились крестьяне, стояли Троицкая церковь (памятник архитектуры 1794 года), дома церковного причта и кладбище с оградой. Сюда, в церковь, ходили прихожане из Слепнева. Градницам посвящено стихотворение «Буду тихо на погосте...» (1915). 
Буду тихо на погосте
Под доской дубовой спать,
Будешь, милый, к маме в гости
В воскресенье прибегать —
Через речку и по горке,
Так что взрослым не догнать,
Издалека, мальчик зоркий,
Будешь крест мой узнавать.
Знаю, милый, можешь мало
Обо мне припоминать:
Не бранила, не ласкала,
Не водила причащать.

Церковь закрыта в 30-е годы, ныне полуразрушена. Кладбище располагалось вокруг храма. Здесь были и могилы Львовых.
В 1935 году в Градницы перевезли слепневский усадебный дом; до недавнего времени в нем была восьмилетняя школа. Дом деревянный одноэтажный, на семь окон по главному фасаду, с крестообразным мезонином, но три окна на каждую сторону. Прежде стены дома были обшиты тесом и покрашены охрой, была веранда и балкон. Теперь же бревенчатые стены без обшивки, вход с главного фасада заделан, пользуются только западным боковым входом. Старая отделка помещений — штукатурка стен и потолков, лепнина — не восстанавливалась, стены изнутри оклеены обоями. Перепланировку комнат не делали, они и так оказались годными для классов.
Дом в Слепневе разбирали бережно, на новом месте собирали так же аккуратно, даже для кровли было использовано в основном старое железо, которое благополучно прослужило до 1984 года. С восточной стороны дома в 1939 году сделана пристройка — дополнительное помещение на два класса. Здание крепкое, в хорошем состоянии.
Уроженец Градниц, поэт Геннадий Иванов написал о своей школе:
Старинный дом многооконный 
В сирени весь, внутри темно.
Мансарда с небольшим балконом – 
Все просто, все затаено.
Здесь под тверскими небесами 
В поре блистательной своей 
Поэты жили и писали – 
И мне от этого светлей...

Место, где было Слепнево, расположено в семи километрах к северо-востоку от Градниц. Дорога полевая, местами труднопроходимая. В сухое лето она доступна для легковых машин, в дождливое время надо идти пешком в резиновых сапогах.
Путь лежит по открытым местам, но он совсем не однообразен: мимо села Нового, заброшенной деревни Новый Борок, далее по дамбе водохранилища, потом из низины подняться на взгорок между деревнями Теребени и Зобище и снова вниз, к каналу. За каналом полем надо дойти до речки Каменки, а за нею подняться на слепневский холм.
Здесь в многочисленных деревнях жило много народу, и Слепнево для него было в некотором роде культурным центром. В усадебном доме после Октябрьской революции размещалась начальная школа, она же была и клубом. Н. М. Привалова, родившаяся в Слепневе в 1904 году, рассказывала, как здесь ставили спектакли, играл оркестр.
Потом жизнь пошла на убыль — население уменьшилось, школу за недостатком учеников закрыли, дом пустовал, какое-то время в нем был молочный сливной пункт...
Деревни Слепнево теперь нет (в 1972 году еще стояли два дома, но в них уже тогда никто не жил). На месте, где была усадьба, видны гряды камней, оставшиеся от фундамента главного дома, сохранились остатки парка (памятник природы) с вековым дубом, тополями, липами, акациями. Есть и пересохший пруд. Еще не заросла дорога, по которой ездили в Градницы и Бежецк, она проходит близко от того места, где стоял дом. От большого сада осталось несколько одичавших яблонь.
Слепнево теперь — место безлюдное, удаленное от других деревень, в стороне от проезжих дорог. Есть в нем своеобразная красота. С вершины холма далеко видно: на северо-западе сулежский холм с Воскресенской церковью (памятник архитектуры XIX века). В противоположной стороне над деревьями поднимается маковка Сретенской церкви села Кор-Кошева (тоже памятник архитектуры). Неподалеку, на юго-западе, высится живописный холм, на котором до 1970-х годов была деревня Хотена. (Моста через Каменку здесь уже нет.) На север, за ручьем Ханинка, начинаются земли колхоза «Дружба». С запада близко подступает зеркало водохранилища Бежецкого рыбхоза...
«Слепнево для меня, — писала Анна Андреевна, — как арка в архитектуре... сначала маленькая, потом все больше и больше и, наконец, — полная свобода (это если выходить)». Через тверское портал, Анна Ахматова вышла из тесных домов Петербурга на просторы России» — «Анна Ахматова в Тверском краю» / Сост. В. В. Тамбовцев.

Литература 
Памятники архитектуры Тверской области, книга 2, Тверь, 2002, с. 71
ГАТО. Ф. 160. Оп. 4. д. 3774, 3805, 3813, 3825, 3827; 
ГАТО. Ф. 468. On. 1. Т. 1. Д. 3161, 3237. Т. 6. Д. 131411. Т. 10. Д. 16937. Т. 12. Д. 19975; 
Архив Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области. 235 П/Бж. — Гр., 256 П/Бж. — Гр.; 
Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. Тверь, 1901. С. 91 – 93
Куприянов Д.В.: Слепнево и Бежецк в жизни поэта//Анна Ахматова в Тверском краю / Сост. В. В. Тамбовцев. — Калинин: Московский рабочий, 1989. — С. 9-28.

Филиал «Тверского государственного объединённого музея» — 
Музейно-литературный центр «Дом поэтов»

171976, Тверская область, Бежецкий район, с. Градницы
тел.: (48231) 3-12-91, (48231) 3-12-92
Ежедневно 11:00–17:00, кроме пн., вт.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Градницы. Троицкая церковь и музей «Дом поэтов»

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Градницы. Троицкая церковь и музей «Дом поэтов» 57.858099, 36.807514 Градницы. Троицкая церковь и музей «Дом поэтов»

Рубрика: Бежецкий район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: