Морские Северные номерные форты

Морские Северные номерные форты (Россия, Ленинградская область, о. Котлин, Кронштадт, 60°01′45″ с. ш. 29°45′25″ в. д.)

В свой первый приезд в Кронштадт, уже возвращаясь на ночлег в Питер мы вдруг заметили вереницу автомобилей, съезжающих с шоссе, и трясущихся по грунтовке по узкой полосе, вдающейся в море. Захотелось увидеть, куда же стремится народ. Оказалось на Северный форт! Здесь и рыбалка, и шашлыки, и молодежные тусовки – весьма многолюдно, я бы даже сказала слишком. Последствия «массовых гуляний» видны повсюду — это горы мусора. Лично мне больно видеть такое отношение к памятнику военной инженерии и истории. Неужели так трудно убрать за собой! Как бы то ни было, вечер оказался захватывающим и запоминающимся. Мы исследовали сооружения форта пока не стало смеркаться. Я буквально не выпускала фотоаппарат из рук, и сделала красивую серию снимков. На фото представлен Северный форт 1 (Северная батарея 1).
Не стану сочинять и фантазировать, а приведу профессиональный материал — статью Л.И. Амирханова и В.Ф. Ткаченко из книги «Форты Кронштадта». «Проезжая в Кронштадт по дамбе взгляд невольно привлекает череда островков слева (форты №№ 7-3) и справа (№№ 2-1). Это северные номерные форты, перекрывающие северный фарватер.

История создания морских Северных номерных фортов

27 августа 1855 года в ходе Крымской войны Севастополь был захвачен англо-французскими войсками. 31 августа последовало распоряжение нового императора Александра II срочно подготовить крепость Кронштадт в надежное оборонительное состояние. Наиболее слабым местом в обороне являлся Северный фарватер, где построенные в 1807-1812 годах временные батареи пришли в совершенную ветхость. Фактически от батарей остались одни ряжевые основания, все остальное было смыто волнами и разрушено ледоходами. По новому проекту строились пять батарей такого же типа, как и прежние, но перекрывающие все водное пространство от Котлина до Северного берега. Батареи получили номера 5, 6, 7, 8, 9 (сегодняшние форты № 1, 2, 3, 5, 7).

Номера 1, 2, 3, 4 получили батареи Южного фарватера. Батареи строили по испытанной технологии. На сплошном ряжевом основании стелился помост из бревен с обшивкой досками. Из грунта и бревен возводились бруствер, в горже батарей строились деревянные дома для личного состава и кухонь-столовых. Батареи №№ 5, 6, 7 возводили на старых отремонтированных основаниях. Батарея №№ 8, 9 — на новых. Строительство велось «с большим поспешанием», и к лету 1856 года батареи были окончены постройкой и вооружены. Работами руководил прибывший накануне из Севастополя Э.И. Тотлебен. Интересна запись, сделанная адмиралом В.А. Корниловым в своем дневнике о Э.И. Тотлебене, по прибытии последнего в Севастополь в 1854 году: «… в неделю сделано больше, чем прежде делали в год». Исчерпывающая характеристика. Теперь Эдуард Иванович будет руководить строительством крепость Кронштадт до самой своей смерти в 1884 году.


Временные батареи не смогли бы долго противостоять стихии. Поэтому в 1863 году по приказу Э.И. Тотлебена, возглавлявшего в то время Главное Инженерное Управление (ГИУ), строитель крепости Кронштадт инженер-полковник К.Я. Зверев начал перестраивать батареи Северного фарватера в постоянные, в камне. Батареи строились по типовому проекту, несколько отличаясь размерами и количеством артиллерии. Старые батареи разбирались, ряжевые основание увеличивались по площади и укреплялись шпунтовыми сваями. По всему периметру остров батареи одевали в каменную стенку со скосом в сторону моря. Кладка камней «насухо» быстро приходила в негодность, и в последующем камни клались только на растворе. На каждом острове возводилось по три-четыре каземата из кирпича с обваловкой землей. Фронтальная стенка, куда выходили амбразуры, одевалась гранитными блоками. Каждый такой каземат имел два помещения для орудий, между которыми располагался пороховой погреб. В подвальном этаже располагались запасные пороховые погреба. Казематы опирались через фундаменты и свайное основание не на остров, а на дно залива. В 1865 году приступили к постройке двух новых батарей. Их расположили между батареями № 7 и № 8 и между № 8 и № 9.

В плане эти батареи были «подковообразного начертания», как и все остальные, но в горже имели своеобразный выступ в виде каре, где построили казематированные казармы для личного состава. К казарме примыкали еще два крыла казематированных построек для орудий, способных фланкировать основное сооружение при прорыве кораблей противника между соседними батареями. Ведь, как уже упоминалось, орудия установленные в казематах имели незначительный угол горизонтального обстрела, ограниченный размерами амбразуры. Но эти два форта имеют ни с чем не сравнимый облик. Богато украшенные фасады в лучших традициях питерского классицизма. Гранитные цоколи и карнизы, украшенные резными фронтонами с цельными гранитными шарами. Лопатки, пилястры и рустовка фасадов дополняют, вернее, дополняли картину.

Схема расположения Северных номерных фортов

Форты Кронштадта
Между горжевыми крыльями была установлена решетка ограды внутренних двориков фортов, причем в качестве столбов использовались стволы старых гладкоствольных орудий, что символично — на смену шли орудия новой эпохи нарезной артиллерии. Перед решеткой сооружалась массивная гранитная пристань с 19-тонными подъемными кранами завода Ф. Берда.
В 1865 году был разработан проект новой нарезной 11-дюймовой пушки для береговой обороны. Орудие заказали на заводе Круппа в Германии. При постройке северных фортов их тут же пришлось перестраивать под новые нарезные орудия. 11-дюймовое орудие при весе в 10 тонн и длине ствола в 5 метров разместить в каземате было невозможно. С 1867 года на вооружение новым фортов крепости стали поступать нарезные 6, 8, 9, 11-дюймовые орудия.

К 1868 году основные работы по батареям были завершены. Но через девять лет работы пришлось продолжить в связи с появлением новых, более мощных орудий образца 1877 года. На земляных валах между казематами устраивали каменные основания под новые орудия. Из казематов убрали старые орудия, амбразуры заложили кирпичом с гранитной облицовкой, фронтальные; стены казематов полностью закрыли земляными эскарпами. В основном, новые форты вооружались самыми мощными на тот период береговыми 11-дюймовыми орудиями (10-12 орудий на каждом форту). Здесь необходимо отметить, что в литературе о Кронштадтской крепости часто встречается фамилия автора проекта отдельного форта. Но дело в том, что форты проектировал чаще всего не один человек, а группа инженеров Главного и Кронштадтского инженерных управлений. Часто в проекты вносились изменения уже производителями работ, а также руководителями вышеупомянутых управлений Э.И. Тотлебеном и К.Я. Зверевым.
Еще в 1867 году сменились номера фортов, которые теперь стали делиться на две группы — Южного и Северного фарватера. На Северном фарватере батареи стали выглядеть следующим образом:

Батарея № 5 — № 1
Батарея № 6 — № 2
Батарея № 7 — № 4
Батарея № 10 — № 4 «Зверев»
Батарея № 8 — № 5
Батарея № 9 — № 7
Батарея № 11 — № 6.

В 1880-1881 годах на батареях производились работы по расширению островов для устройства более широкого бруствера для более действенной защиты 11-дюймовых орудий. Пространство между эскарпом и фронтальным молом засыпалось грунтом, старый мол служил основанием новой бермы эскарпа. Волноломы выносились дальше от эскарпа. Практически в таком виде северные батареи дожили до наших времен. Серьезной перестройке подверглась в 1899 году только морская северная батарея № 1. Здесь к 1901 году построили уже в бетоне батарею новой конструкции на 12 — 9-дюймовых мортир. Старые кирпичные казармы были усилены бетонным покрытием. На правом фланге перестроили каземат под дизель-электростанцию и прожекторную установку, а также для дальномерного павильона. В 1896 году из состава оборонительных сооружений исключили северные батареи №№ 3, 5 и 7.

Перед первой мировой войной на батарее № 6 установили четыре 6-дюймовых орудия Канэ в новых бетонных двориках, а на батарее № 4 «Зверев» четыре 120-мм орудия Виккерса. Батареи №№ 2, 3, 5, 7 использовались как склады для различного военного имущества крепости. С окончанием постройки новых морских фортов «Обручев» и «Тотлебен» северные батареи входили во вторую линию обороны Северного фарватера. В 1921 году во время Кронштадтского восстания гарнизоны фортов (так их стали называть с 1914 года) принимали самое активное участие в обороне крепости от большевиков.
В 1923-1925 годах с фортов №4 и № 6 сняли орудия и перевезли их на форт «Тотлебен». К началу Великой Отечественной войны форты №№ 1, 3, 5, 7 были вооружены зенитной артиллерией и входили в систему ПВО Кронштадтского укрепленного сектора береговой обороны Балтийского флота. Форты №№ 2, 4 были вооружены новыми 100-мм орудиями Б-24, на форту № 6 установили орудия Канэ. Эти три форта входили в 15-й Отдельный артдивизион Кронштадтского сектора и принимали самое активное участие в обороне главной базы флота.

С окончанием войны форты были разоружены и использовались № склады Ленинградской Военно-морской базы (ЛенВМБ). До марта 2002 года форт Северный №1 являлся складом патронов, но брошенный военными буквально за год превратился в туристическую помойку, как и многие его собратья по несчастью. Больше всего; «не повезло» самому интересному с архитектурной точки зрения форту № 4 «Зверев». В 1970-х годах в подвалы форта сливали мазут и прочую «дрянь» с кораблей, идущих на ремонт в Кронштадтский морской завод. Пьяные туристы мазут поджигали, и форт периодически горел по несколько суток. Фактически от форта; остался один остов.

Форт № 3 был засыпан песком полностью — так строители; дамбы хранили песок. При уборке песка бульдозерами форт серьезно повредили. Форт Северный № 5 пытались поднять из разрухи учащиеся ПТУ № 61 в 1980-х годах, но быстро «сломались» от тяжелой островной жизни. Относительно целыми остались форты №№ 2, 7, если не считать запустения, царящего на них. Казалось бы «повезло» больше всего форту Северному № 6. С 1962 года форт находится на балансе у одного из оборонных предприятий Петербурга. Но приспособление его под решение новых задач настолько исказило облик форта, что теперь он больше напоминает один из заводов эпохи развитого социализма — много построек-новоделов из силикатного кирпича. От форта постройки середины XIX века там осталось очень мало.
Тысячи людей каждый день проезжают по дамбе. Замечают ли они, что каждый день северные форты, как шагреневая кожа, уменьшаются, теряя частицы своей сути» — Л.И. Амирханов и В.Ф. Ткаченко.

Литература:
Л.И. Амирханов, В.Ф. Ткаченко Форты Кронштадта, изд-е 2-е, «Остров», 2006, с. 34-43

Словарь фортификационных терминов

  • Амбразура (франц. embrasure) — оконный проем в фортификационном сооружении, расширяющийся внутрь помещения. Предназначен для вывода наружу дульной части орудия, ружья.
  • Барбет — площадка за бруствером укрепления для установки орудий, стреляющих через бруствер.
  • Бастион (итал. Bastionato — выступающая надстройка) — пятиугольный выступ в крепостной стене, валу, предназначенная для ведения огня вдоль вала, стены фортификационного сооружения.
  • Берма — в морской фортификации, как правило, каменная или бетонная продольная площадка, предотвращающая осыпание земляного вала (эскарпа) в воду при обстреле укрепления артиллерией противника.
  • Бруствер (нем. Brustwehr — грудь, грудная защита) — продольная стенка, насыпь, вал, предохраняющая орудия от фронтального огня противника.
  • Валганг — верхняя часть фортификационного сооружения за бруствером. Предназначалась для установки орудий.
  • Горжа (франц. Gorge — шея, горло) — тыльная часть, в том числе тыльный вход, в фортификационную постройку.
  • Каземат (франц. Cazemate) — помещение в толще крепостного сооружения, без оконных проемов, как правило, хорошо защищенное толстыми стенами и сводами. Предназначено для размещения гарнизонов и боеприпасов.
  • Казематированная казарма — как правило, сводчатое помещение для размещения гарнизона крепости, но с амбразурообразными оконными проемами, выходящими в тыльную часть укрепления.
  • Куртина (итал. Curtine — завеса) — участок крепостной ограды между фланками двух смежных бастионов или между двумя башнями.
  • Потерна (франц. poterne) — узкий коридор, скрытый в толще крепостной стены, вала, служащий для безопасного сообщения внутри фортификационных построек во время боевых действий.
  • Ряж — бревенчатый рубленый ящик. Заполняемые валунным камнем ряжи служили в течение двухсот лет основой при постройке фортов Кронштадтской крепости.
  • Сквозняк — каменная или бетонная постройка, прикрывающая вход в пороховой погреб. Предназначена для защиты броневой двери погреба от осколков разорвавшихся снарядов противника. Чисто русское изобретение конца XIX века. Часто сквозняком прикрывали входы в фортификационные постройки с горжи.
  • Траверс (франц. traverser — пересекать) — поперечные стенки, примыкающие одним концом к брустверу и разделяющие орудийные места (болверки) на отдельные дворики. Защищают орудия от продольного огня противника.
  • Форт (лат. fortis — сильный) — отдельное укрепление, как правило, долговременного характера, вынесенное от основной крепости на дальность возможного артиллерийского огня противника.
  • Фас (франц., англ. Face -лицо) — прямолинейный участок крепостной стены, вала. В случае морских фортов Кронштадта — центральная часть форта прямолинейной формы.
  • Фланк (франц. flanc) — короткая стена, участок вала, массива форта, примыкающая под углом к фасу.
  • Эскарп (франн.еsсаrре — крутость) — откос защитного вала крепостных сооружений или рва, обращенный к неприятелю.

Л.И. Амирханов, В.Ф. Ткаченко Форты Кронштадта, изд-е 2-е, «Остров», 2006, с. 92

Схема проезда

icon-car.png
Морские Северные номерные форты

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Морские Северные номерные форты 60.029572, 29.756126 Морские Северные номерные форты

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только