Воскресенская церковь Екатерининского дворца (Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Садовая улица, 7)
Координаты: 59.717077, 30.397083
Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Официальный сайт: https://tzar.ru
Режим работы дворцовой церкви: с 10.00 до 16.45
Вход: по отдельному билету
Маршрут включает осмотр церкви и хоров, а также апартаментов великого князя Павла Петровича
Берлинская лазурь и золото
Придворная церковь Воскресения Христова Большого Царскосельского дворца была заложена 8 августа 1745 г. в присутствии государыни Елизаветы Петровны. В создании храма принимали участие два выдающихся мастера русского барокко – С.И. Чевакинский (первоначальный проект, 1746) и Ф. Растрелли (1747 – 1756).
После разрушительного пожара 1820 г. воссоздана по чертежам XVIII в. архитектором Стасовым. Лишь большой живописный плафон работы классика В.К. Шебуева (по мнению Н. Никитина) нарушал цельность впечатления. Сюжет плафона – «Вознесение», первоначальный плафон был написан виртуозом декоративной живописи Валерьяни. Впрочем беды не заставляли себя долго ждать, в 1861 г. церковь вновь горела, её восстановлением руководил архитектор А.Ф. Видов.
Архитектурные формы здесь предельно просты. В плане церковь представляет собой прямоугольник с гладкими стенами и хорами. Всё внимание Растрелли было обращено на иконостас и интерьер, с его насыщенным ярко-синим цветом и роскошной золотой рокайльной орнаментацией, которая буквально обвивает окна и образа, колонны иконостаса. Особенно пышны по рисунку и обилию золота царские врата – между группами колонн, поддерживающих разорванный фронтон с сиянием.
Подчиняясь композиции наружного фасада дворца, церковь имеет два света, поэтому обработка её интерьера делится на два яруса, что значительно повышает масштабность помещения.
В декорацию первого яруса введены отдельно стоящие каннелированные в нижней трети колонны, увитые гирляндами из цветов, завершающиеся капителями и антаблементами. Продольные стены покрыты множеством резных пилястр, фигур, херувимов и рельефными орнаментами над арками.
Второй ярус имеет такое же нарядное убранство, но менее фактурное в части архитектурных деталей. Несмотря на пышность и прихотливость барочной композиции, во всей обработке церковного интерьера царит строгая архитектоника. Расположение простенков, пилястр, колонн подчиняется вертикальным осям, которые строго связывают оба яруса, подчеркивая основной конструктивный элемент обработки. В алтаре церкви воссоздана надпрестольная сень изумительной красоты. Восемь парных, украшенных наискось гирляндами, витых в нижней трети колонн поддерживают роскошный балдахин, опираясь на богато украшенные пьедесталы.
Этот непревзойденный шедевр декоративного искусства, выполненный в резном золоченом дереве, достоин гения Растрелли.
Вся эта масса превосходной резьбы была выполнена русскими мастерами. Архивные документы сохранили имена художников — резчиков по дереву: Григория Курицына, столяра Сухого, Антона Якова с тридцатью шестью товарищами. Работали здесь и охтенские плотники, с петровского времени славившиеся мастерством деревянной резьбы, которой они одинаково щедро украшали кормы кораблей и церковные иконостасы. Завершает картину этого замечательного ансамбля типично-«елизаветинская» живопись образов — яркая и нарядная, лишенная всякой мистики.
Воскресенская церковь сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Утрачены практически все образа иконостаса, кроме двух – Архангела Гавриила и Архангела Михаила. Живописный плафон центрального зала был фактически уничтожен бомбой, попавшей в перекрытие. Эталонными образцами для воссоздания интерьеров послужили несколько уцелевших деталей: два рожка настенных бра, пристенное ограждение ХVIII в. и часть оконной и дверной фурнитуры. После долгой реставрации при поддержке ПАО «Газпром» в 2019 г. церковь открыта для посещений.
Здесь не так многолюдно как во дворце, а может быть нам особенно повезло, потому что имели возможность находиться здесь около часа в полном одиночестве…
Источники
Н. Никитин Архитектурный ансамбль города Пушкина // Памятники искусства разрушенные немецкими захватчиками в СССР. Сборник статей под редакцией академика Игоря Грабаря, Москва-Ленинград, 1948, С. 284
Материалы ГМЗ «Царское Село» https://www.tzar.ru/restoration/current/churchinterior
Схема проезда
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.