Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Россия, Тверская область, Бежецкий район, Сукромны)

Заинтересовало происхождение топонима, в котором мне настойчиво «мерещилась» скромность. Однако, как выяснилось, приставка «су» в древнерусском языке применялась со значением совместимости (суглинок – «с глиной», сумрак – «с мраком» и т.д.). Вот и в данном случае Сукромна означает слияние «с кромкой», «с краем».

Сукромны Тихвинская церковь

Предыстория

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери высится на пригорке в самом центре села и хорошо заметна с трассы Бежецк-Кесова Гора.…но ни в её внешнем облике, сочетающем барочные элементы допетровской эпохи (основной объем) с элементами классицизма (притвор), ни в её роскошных по убранству интерьерах нет даже намека на скромность…
Когда то на этой возвышенности стоял деревянный культовый комплекс: Никольская (1739) и Тихвинская церкви с колокольней. Тихвинская церковь была разобрана за ветхостью и на ее месте в 1779-85 гг. на средства прихожан соорудили с тем же посвящением, существующую и поныне, каменную. Между 1808-1815 гг. заменили в более долговечном камне и колокольню, — звонница поднялась в высоту на четыре яруса и была увенчана острым шпилем (разрушена в 1939-40-х гг.). Церковь Николая Чудотворца упразднена в 1808 г.

Сукромны Тихвинская церковь
Фото Тихвинской церкви со страницы в Википедии

Скромная барочная красавица

К счастью, один из самых ярких и самобытных памятников барокко восточных районов Тверской области находится в хорошей сохранности, и мы имеем возможность насладиться его неповторимой красотой.…вот только идея запечатлеть и вынести эту красоту на карте памяти зеркального фотоаппарата не представляется возможной без благословения, и здесь мобильник вам в помощь.
Храм представляет собой двустолпный трехсветный четверик с каноническим пятиглавием, к которому примыкают пониженные: с востока — апсида, а с запада трапезная со Скорбященским приделом. Замыкает объемную композицию притвор с крыльцом, сочлененный с трапезной.

Сукромны Тихвинская церковь

Шедевральное убранство

Росписи

Теперь перейду к описанию внутреннего убранства. Клеевые росписи четверика и алтаря, выполненные в стиле классицизма в 1830-40-х гг., — выдающийся по художественным достоинствам и сохранности пример церковной живописи своего времени. «Им присущи обилие архитектурного декора, объединяющего реальную архитектуру с росписями и создающего структуру для расположения сюжетов; светлый, яркий и благородный колорит, разнообразный гризайль. Фон стен и свода центральной апсиды имеет небесно-голубой цвет, жертвенника и южной апсиды — розово-лиловый. Стены главного алтаря отделены от свода широким живописным розовым, под мрамор, архитравом и профилированным карнизом с кронштейнами и розетками. Структуру расположения композиций на стенах четверика формируют рисованные ордерные членения: в нижнем ряду — полуколонны с композитными капителями, над ними — архитрав с геометрическим орнаментом, выше — широкая полоса с пышными гризайльными орнаментальными композициями, во втором ряду — пилястры, несущие ряд из гирлянд, завершенный карнизом, над которым размещен третий ряд. Цокольная часть расписана под бриллиантовый руст.

Сукромны Тихвинская церковь
Благодаря архитектурному декору поверхность стен приобрела сложный пространственный характер: первый и третий ряды композиций имеют выступающие, рельефные рамы, а сюжеты второго яруса, напротив, расположены в перспективно углубленных арках; обратная сторона гирлянд отбрасывает тени, подобно круглой скульптуре. Расположение сюжетов асимметрично, их число на стенах различается (шесть на северной стене, десять — на западной, четыре — на южной) и зависит от количества окон. Все композиции северной и южной стен и большинство на западной стене посвящены сюжетам христологического цикла. Стены, ордерные элементы и декор составляют благородное сочетание нежно-голубого, бело-розового с разводами, серебристо-белого и золотого тонов. Колористический аккорд дополняется насыщенным, глубоким и ярким цветовым решением сюжетов.

Сукромны Тихвинская церковь
Сравнительный анализ Н. Бондаревой фресок Тихвинской церкви в Сукромне и гравюр Ю. Шнорра фон Карольсфельда, выполненных для Библии

Монументальная живопись трапезной и северного придела, выполненная в основном по гравюрам Ю. Шнорра фон Карольсфельда, отличается высоким профессионализмом, тонким колоритом и цельным общим композиционным решением. (Привожу пару примеров («Изгнание торгующих из храма» и «Блудный сын»), подтверждающих идентичность гравюр Карольсфельда и росписей в Сукромнах). Часть живописи на сводах была переписана во 2-й пол. 20 в. Центр свода трапезной занимает «Отечество» в квадратной раме, повторяющее во второй раз в этой церкви композицию главного купола храма Христа Спасителя в Москве.

Сукромны Тихвинская церковь

Иконостасы

Иконостасы храма отражают три основных стилистических направления 18-19 вв.: главный иконостас — барокко и рококо, иконостас северного придела — поздний классицизм с реминисценциями барокко, иконостас трапезной — эклектику. Главный иконостас — великолепный памятник в стиле барокко с элементами рококо, поражающий динамизмом грандиозной композиции и многообразием резного и скульптурного убранства. В настоящее время фон иконостаса выкрашен белой масляной краской; основные декоративные акценты создают золоченые резные рамы для икон и архитектурные детали. Вся поверхность фона иконостаса покрыта тончайшим тиснением по левкасу, которое, как правило, делалось под золочение, как это видно, например, в киотах для икон рассматриваемого храма. Иконостас был также первоначально позолочен целиком, а во 2-й пол. 20 в. позолота фона была закрашена маслом. Высокое «волнообразное» в плане трехъярусное (в шесть чинов) асимметричное сооружение имеет сдвинутые к северу главные царские врата и узкие заглубления по оси боковых входов.

Сукромны Тихвинская церковь
Особую пластичность всей композиции придают два мощных полукруглых выступа по сторонам главных царских врат, подчеркивающие вертикализм средней части. Цокольная часть иконостаса выделяется резными золочеными накладками на прямоугольных филенках. Ярусы отделены друг от друга простыми антаблементами (в нижнем и венчающем — с зубчиками, на выступах — с полукруглыми изгибами). Резной декор, довольно сдержанный вверху, сосредоточен в средней части. Главные царские врата декорированы накладной растительной резьбой. Над ними два скульптурных ангела поддерживают небольшие резные кулисы. Композицию дополняет расположенный выше балдахин с драпировками и кистью — излюбленный мотив декора в эпоху барокко. Изображение более скромных рельефных балдахинов с драпировкой и кистями является также главным элементом декора обоих боковых входов и царских врат южного придела. Несколько уплощенная, рокайльная резьба в форме картушей обрамляет иконы во всех ярусах» — Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Тверская область, ч. 2.

Сукромны Тихвинская церковь

Литература:
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область, ч. 2, М, Наука, 2000, с. 489-500

Схема проезда

icon-car.png
Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери 57.668199, 36.807311 Сукромны. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только