Суздаль. Рождественский собор

Суздаль. Рождественский собор

Суздаль. Богородице-Рождественский собор (Россия, Владимирская область, г. Суздаль, Кремлевская ул.)

Владимиро-Суздальский музей-заповедник

  • Режим работы: с 10 до 18.00, кроме последней пятницы месяца
  • Экскурсионный отдел — ул. Ленина, д. 22 — (49231) 2-09-37
  • Суздальский Кремль — (49231) 2-16-24
  • E-mail: museum@vladmuseum.ru

Главное сооружение древнего Суздаля и Суздальского кремля. Находится в центре кольца земляных валов в излучине реки Каменки. Большой шестистолпный пятиглавый храм соборного типа. Первоначально был построен (Владимиром Мономахом) из плинфы (конец XI — начало XII в.). В середине XII в. (ок. 1148 г.) Юрий Долгорукий возвел на его месте новый белокаменный собор, до нас тоже не дошедший, но сохранившийся в основании (нижний ярус современного собора) до начала аркатурного фриза.
В 1222—1225 гг. владимирский князь Юрий Всеволодович строит на остатках собора 1148 г. третье здание с тремя притворами, аркатурно-колончатым фризом (с женскими масками), резными порталами и растительной резьбой верхнего яруса. Рождественский собор 1222—1225 гг., по-видимому, был трехглавым. В 1445 г. верх собора обрушился (до аркатурного фриза) и в 1528 г. был возведен, но уже из кирпича и без резьбы.

Описание Рождественского собора в Суздале

Рождественский собор в Суздале, планТрехглавие заменено пятиглавием. Большие луковичные главы — плод поновлений XVII в. Южный притвор сохранился от постройки 1222—1225 гг. (примыкает к сохранившемуся основанию собора 1148 г.). Очень широкий по пропорциям, с килевидным завершением, обрамляющим перспективный портал полуциркульного очертания. Перспективный портал состоит из трех пар колонок и прямоугольных выступов между ними. Колонки покрыты растительной резьбой. Базы и капители (в виде параллелепипедов) несут зооморфные мотивы (львы). Резьба архивольта портала и обрамляющей арки едва сохранилась. Над порталом и по сторонам его были рельефы (не сохранились). В резьбе южного портала ромбовидная сетка с пальметтами характеризует достижения русской орнаментики 1220-х гг. (ср. Новгород и др.). Распластанный на две грани капители рельеф льва с выходящей на угол мордой типичен для романского искусства, но по образу и плоскостно-декоративному стилю представляет местную работу. В отличие от южного портала капители колонн западного портала не имеют зооморфной резьбы (это позволяет заключить, что рельефы львов на южном портале являются не столько охранителями входа, сколько княжескими эмблемами). Растительная резьба капителей представляет местную переработку остролистого аканфа, трансформированного в пальметту. Вместо образов льва в резьбу западного портала включено много птичек. Аркатурно-колончатый фриз сохранился (не полностью) от собора 1222-1225 гг. Состоит из более коротких (чем во Владимире) колонок, покрытых более сложной растительной и геометрической резьбой. Опирается на кубовидные базы с резьбой зооморфного характера.

Тяжелые капители в виде опрокинутой усеченной пирамиды отделены от фустов толстыми жгутами. Несут маленькие арочки, выше которых идут две ленты: «городков» с насечками и круговидного плетения с включением пальметт и птиц. Фигурных рельефов между колонками не было изначально. Женские маски собора 1222—1225 гт. находятся (in situ) в основании лопаток второго яруса (кирпичные лопатки надложены над масками). Трехлистная пальметта в прическе указывает, что маски являются своего рода символом Девы Марии (ср. женские маски церкви Рождества Богоматери в Боголюбове). Обрамляющие киоты имеют в вершине выступ, от которого первоначально начиналась полуколонка, входившая в структуру древних лопаток. Четыре больших рельефа львов находятся на углах собора на одном уровне с женскими масками. Белокаменные блоки, на которых они высечены, лежат in situ (выше идет кирпичная надкладка 1528 г.). Подобно львам на капителях южного портала, морды львов выходят на угол, тело же развернуто на две грани углового блока. Резьба львов отличается плоскостно-декоративным характером, по сравнению с владимирской скульптурой романские элементы в ней незаметны. В некоторых аркосолиях и в алтарной части сохранились фрагменты росписи 1233 г., ранее покрывавшей все стены собора. Изображение неизвестного святого в дьяконнике отличается довольно свободной живописью и остротой характеристики, как бы предвещающей живопись XIV в. В ковровой части росписи дьяконника 1233 г., отделявшей роспись апсиды от фигурной росписи вимы, роскошные «крылатые» пальметты свободно трансформируют ближневосточные («сасанидские») образцы. В западном и южном порталах находятся знаменитые «золотые» двери работы начала XIII в. Западные «златые» двери навешены в дверном проеме западной стены нартекса.

Состоят из деревянной основы, обитой медными листами, на которых техникой горячей золотой наводки выполнены (1220-е гг.) сцены христологического и богородичного циклов. Щель между полотнами прикрывает валик с патрональными изображениями. Вместе с дверями южного притвора представляют древнейший монументальный памятник русского дела горячего золочения. Относятся к византийско-итальянскому типу дверей. Ручка в виде головы льва с кольцом в пасти — наиболее романская часть дверей. Вместе с львиными масками на фасадах владимирских и боголюбовского храмов (см. выше) могла означать не только охранителя входа, но и княжескую эмблему. В четырех нижних клеймах дверей изображены в кругах два льва и два грифона, на этот раз, очевидно, именно в значении охранителей. Над ними — собако-птицы (сэнмурвы?) в геральдической композиции. Хвосты грифона и сэнмурвов (добрых существ) переходят в завитковое ленточно-растительное плетение, предвещающее зарождение тератологического стиля. Южные «златые» двери структурно идентичны западным дверям. Роспись южных дверей посвящена ангельским деяниям. По четкости линий и классическим элементам в трактовке фигур выдают руку мастера византийской выучки (?). Южные врата выполнены несколько позже западных. По некоторым данным, они могут быть датированы 1240-ми гг.

Колокольня построена в 1635 г. архиепископом Серапионом. Массивный восьмерик, в нижнем ярусе которого была церковь, увенчан высоким шатром крепостного типа (с «полицей» над карнизом). В конце XVII в. на колокольне установлены часы с колокольным боем (час и четверть часа), который исправлен и функционирует в настоящее время. Колокольня соединяется крытыым переходом с архиерейским домом (переход восстановлен А. Д. Варгановым).

Архиерейские палаты — самое крупное гражданское здание города конца XVII в. Построено суздальским митрополитом Илларионом в 1682—1707 гг. Длинный трехэтажный корпус Г- образного плана вобрал в себя предшествующие епископские палаты с церковью (XV—XVI вв.).
Через крыльцо у северного конца палат, отмеченного шатровым верхом (крыт бирюзово-зеленой черепицей), двухмаршевая широкая лестница ведет в обширную Крестовую палату на втором этаже. Собор, колокольня с переходом в палаты и сами палаты составляют единый ансамбль кремлевской площади — писал историк искусства Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер//Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. Справочник-путеводитель М., 1980, с. 392-394

Собор Рождества Пресвятой Богородицы в г. Суздале, Владимирской губернии

Первоначальное построение церкви относится к 1222 г. По словам летописи, «Вел. Кн. Георгий заложи церковь камену Св. Богородицы в Суздали на первем (прежнем) месте, разрушив старое здание, учала бе разрушаться старостью и верх ея впал бе, та бо церковь создана прадедом его Владимиром Мономахом и епископом Ефремом». «В 1230 г. подписана бысть и измощена мрамором красным разноличным церковь Св. Богоматери в Суждале, которую Юрий создал «Краснейшу первыя». В 1445 г. верх и своды этого собора упали, но при этом стены и алтарь уцелели.
По повелению Вел. кн. Василия Ивановича, Суздальская соборная церковь «о трех верхах» была разобрана и вновь перестроена в 1528 году в пятиглавую.

План храма представляет общий тип древне — киевских церковных построек и состоит из главного четырехугольника с шестью столбами и трехабсидной алтарной пристройки. С северной, южной и западной сторон к храму примыкают паперти. К первым двум из них впоследствии пристроены особые алтари и, таким образом, паперти ныне служат приделами.
В списке с писцовой книги по г. Суздалю значится: «в городе соборная церковь каменая, Рождество Пречистые Богородицы, на палатех, четыре престола: престол Вознесенье Христово, престол Усекновение честные главы Ивана Предтечи, престол архангела Гавриила, престол трех святителей, Василия Великого, Григорья Богослова, Ивана Златоустаго, а в церкви образы, и книги, и ризы…»

Древнейшая часть рассматриваемого храма сохранилась высотою, примерно, до аркатуры. По внешней первоначальной обделке, собор носит на себе характер романской архитектуры и представляет сочетание византийских и романских форм, вылившихся в особый тип церковных построек Суздальского края.
Древняя нижняя часть собора сложена из белого камня. Стены украшены аркатурой на полуколонках, в виде пояса, покрытого мелким резным орнаментом. Порталы собора также покрыты тонкими узорами, высеченными из камня. Среди орнаментов видны изображения птиц и зверей. В южном портале находится весьма интересная медная дверь. Она разделена на квадраты, в которых представлены разные события из священного писания (чеканной работы).

В южной абсиде сохранялось весьма характерное окно с колонками по бокам, но в 6о-х годах оно расширено.
Несколько изваяний в виде голов с волосами, заплетенными в косы, помещенных в рамки, вделаны в пилястры выше пояса церкви. В подобных же местах встречаются изображения львов с хвостами переходящими в орнамент. Находятся ли эти украшения на первоначальном месте — сказать трудно.
Верхняя часть храма носит на себе уже сравнительно поздний характер (XVI ст.). Существующие окна второго яруса главного четырехугольника, показанные пунктиром, вероятно, расширены в XVII ст.; покрытие собора было, очевидно, посводное. Паперти также видоизменены пристройками.

Внутренность Суздальского собора украшена древнею росписью XVII ст. Она сохранилась лишь в барабане, на сводах и частями в других местах храма. На разрезе собора, находятся между отдельными изображениями, по видимому, следующие сюжеты: в паперти, три вселенских собора, видение жены, стоящей на солнце, и успение. На сводах — Преображение (?), Христос у Марфы и Марии, брак в Кане Галлилейской (?) и др. В остальных местах находится поздняя живопись. О времени исполнения стенописи указывается в надписи, изображенной внутри собора на западной и северной стенах внизу, где говорится: «Лета 7144 (1636) при Великом Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержце, при Серапионе Архиепископе Суздальском Собор бысть украшен стенным иконным письмом. 1775 года, оное письмо при преосвященном Тихоне в храме возобновлено. Потом 1818 года при преосвященном Ксенофонте на стенах и столбах вновь расписано, а прежнее письмо от 1636 года осталось только в сводах и главах».
Представленные изображения помещается в правом соборном приделе во имя Суздальских святителей Феодора и Иоанна на своде и частью на западной стене.

Источник:
В.В. Суслов Памятники древнего русского зодчества в. 3 С-Петербург, 1897 Собор Рождества Пресвятой Богородицы в г. Суздале, Владимирской губернии

Панорамы


Схема проезда

icon-car.png
Суздаль. Рождественский собор

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Суздаль. Рождественский собор 56.416703, 40.442884 Суздаль. Рождественский собор

[/tab]
[end_tabset]

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только