Усадьба Воскресенское (Птичное)

Усадьба Воскресенское (Россия, г. Москва, поселение Первомайское, посёлок Птичное)

Некоторое топонимы произошли от названий местных храмов, например Успенское, Никольское, Троицкое… Село Воскресенское, о котором пойдет далее речь – не исключение из этого правила. В годы советской власти оно было переименовано в «Птичное», в честь совхоза.
Церковное место, где прежде стоял храм, упоминается в писцовых документах 1627 г. Неподалеку от него существовала деревушка Тетеревлево. В конце XVI в. оное находилось во владении у Фёдора Мелентьева, а в 1627 г. значилось за Прокофием Патрикеевичем Бестужевым, далее за Михаилом Григорьевичем Бестужевым-Рюминым. В 1678 г. здесь числятся два двора вотчинников, в них 9 человек.

Описание усадьбы Воскресенское (Воскресенки)

Воскресенская церковь (1701 г.) в усадьбе Воскресенское (Птичное)
Воскресенская церковь (1701 г.) в усадьбе Воскресенское (Птичное). Утрачена

После смерти Михаила Григорьевича владение переходит к его сыну – Петру Михайловичу, оставившему заметный след в российской истории. «Из записок графа Миллера видно, что в 1701 году Пётр Михайлович был воеводой в Симбирске.
В 1705 году он был послан Петром в Вену и в Берлин; в 1712 году определён гофмейстером к вдовствующей герцогине Курляндской Анне Иоанновне для заведования и управления её делами.
На этой должности он пробыл год с небольшим, а в 1713 году Бестужеву было велено отправиться в Гаагу для «присматривания», как сказано в указе, политических дел.
В 1715 году он был снова определён обер-гофмейстером к Анне Иоанновне. В 1717 году старался доставить герцогство Курляндское вейсенфельдскому герцогу Иоанну, а в 1718 году бранденбургскому маркграфу Фридриху Вильгельму, но старания его были безуспешны и, кроме неудачи в этих делах, он получил в 1720 году запрещение вмешиваться в дела внутренние, а велено ему было исполнять только свои обязанности, донося о любопытных событиях рижскому генерал-губернатору, князю Репнину.
В 1725 году Бестужеву 4 декабря велено было приехать с герцогиней в Санкт-Петербург. В следующем году Бестужев содействовал избранию Морица Саксонского в герцоги Курляндские, но и тут последовала неудача: Мориц имел соперником всесильного Меншикова. Бестужев был выслан за это из Митавы, и только заступничество Анны Иоанновны спасло его от преследования Меншикова. Тем не менее, в 1728 году он был арестован и под стражею препровождён в Санкт-Петербург. Тогда обнаружилось его корыстолюбие, подтверждавшееся письмом самой Анны Ивановны к Петру II, что «Бестужев-Рюмин расхитил управляемое им имение и ввел её в долги неуплатные». Несмотря на это, за него вступились два сына, бывшие тогда министрами при польском и датском дворах.

По вступлении на престол Анны Иоанновны, Пётр Михайлович был назначен губернатором в Нижний Новгород. Недовольный таким назначением, Бестужев высказывал недовольство, дошедшее до императрицы. Едва приехал он в губернию, как получил приказание отправиться в деревню. По словам Манштейна, несчастие Бестужева произошло благодаря Бирону.
Ссылка его продолжалась до 29 августа 1737 года. В этом году, за верную службу сыновей, дозволено ему жить на свободе в Москве или в деревнях, где пожелает. В 1740 году впал в немилость младший сын Бестужева, но вступившая вскоре на престол императрица Елизавета Петровна пожаловала его вице-канцлером и возвела вместе с отцом и братом в день коронования своего 25 апреля 1742 году в графское достоинство. Вскоре после этого граф Бестужев скончался» — http://ru.wikipedia.org/.

*Архивное фото: Воскресенская церковь (1701 г.) в усадьбе Воскресенское (Птичное). Снимок 1930-х гг.

«При Петре Михайловиче на землю бывшего погоста предъявил претензии московский Симонов монастырь. Дело тянулось почти четверть века и после долгих разбирательств патриаршего Казенного приказа с властями Симонова монастыря, Бестужев стал, наконец, в 1698 г. «вечным» владельцем данных угодий с условием, что он за два года поставит на этом месте храм». Церковь во имя Воскресения Христова (1701 г.) была выстроена за два года, точно в срок.
К церковной земле вскоре примкнуло село Воскресенское, Тетеркино тож (известное нам как Тетеревлево).
Сыновья Петра Михайловича после его кончины, разделили земельные угодья между собой. «Воскресенское с деревней Алексеевской досталось Михаилу Петровичу Бестужеву-Рюмину – действительному тайному советнику, дипломату, послу России в Стокгольме, затем в Берлине, Варшаве, Вене и, наконец в Париже, где он и умер. Детей у него не было, и его брат Алексей Петрович, крупный государственный деятель, через три года после его смерти продал Воскресенское в 1763 г. Лукьяну Ивановичу Камынину, который владел им почти до конца XVIII в. При нём в 1783 г. к церкви были пристроены колокольня и паперть.
В начале XIX в. Воскресенское покупает дед известного драматурга, философа и математика Александра Васильевича Сухова-Кобылина – секунд-майор Александр Васильевич Сухово-Кобылин.
При отце драматурга, Василии Александровиче (1782-1873) строится тот самый дом в Воскресенском (и флигели), который в искаженном виде дошел до наших дней. Из флигелей сохранился лишь один, церковь же была разрушена в 1938 г.» — пишет в своем очерке Е.И. Македонская. Здесь же можно видеть дом управляющего и два сарая (кирпичный и деревянный?).
Стоит ли говорить, что время и хозяйственная деятельность местного населения изменили усадьбу и её окружение – парк почти перестал существовать. От его большого массива уцелело несколько старых лиственниц и пихт, да фрагмент объездной липовой аллеи.
В Воскресенском семья Сухово-Кобылиных проводила летние месяцы. Самый известный представитель рода – Александр Васильевич Сухово-Кобылин (1817-1903).
Он родился в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, а в подмосковном имении провел детские и юношеские годы, затем, возмужав, занимался здесь хозяйственной деятельностью (обустраивал имение, сооружал заводики: стеариновый и паточный). В Воскресенском бывал со своей возлюбленной, смерть которой сделала его глубоко несчастным. Здесь же — увлеченно занимался литературой, оттачивая свой мастерство.
«В 1857 г. А.В. Сухово-Кобылин продал имение купцу Ситникову. Позднее владельцы часто менялись, последним из них был Сергей Васильевич Глинский.
Вехой в истории Воскресенского уже в после революционное время стала организация большого птицеводческого хозяйства, которое дало взамен прежнего новое название этому месту – «Птичное». <…> Построили новые жилые дома, инкубатор. Во время Великой Отечественной войны в помещении последнего размещался военный завод. После ВОВ в бывшем господском доме обосновалось правление совхоза, занимающее особняк по сей день».

По материалам
Е.И. Македонской «Воскресенское» (Птичное)//История сел и деревень М., 1993, в. 2, с. 30-35

Холмогоровы: Воскресения Христова церковь, в селе Воскресенском

Церковь Восресения Христова, изстари существовавшая на погосте, на речке Малой Пахре, вероятно, в начале XVII ст. была уничтожена Литвою. В писцовых книгах Московскаго уезда Гоголева стана, 1627 г., значится: «пустошь, что был погост, а в нем место церковное, что была церковь Воскресения Христова; пашни перелогом и лесом поросло середние земли 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сенa 15 копен». Рядом с церковною Воскресенскою землею лежала пустошь Тетеревлево, на речке Малой Пахре, в 1627 г. — поместье «за Прокофьем Патрикеевым, сыном Бестужевым», что преж сего было за Федором Мелентьевым»; в 1651 г. — за Михаилом Григорьевым Бестужевым — Рюминым и женою Никиты Григорьева Бестужева — Рюмина вдовою Аксиньею; в 1678 г. Тетеревлево — деревня, в ней состояло 2 двора вотчинниковых, в них 9 человек. По смерти Мих. Григ. Бестужева-Рюмина это имение, в 1687 г., досталось его сыну Петру Мих.

В дозорных и описных книгах Патриаршего Приказа, 188 (1680) г., письма и дозора Кириллы Сурмина, написано: «августа в 4 день, по сказке Симонова монастыря, слуги Устинка Фомина, владеют де пустошью, что был погост Воскресенской, Симонова монастыря власти со 182 (1674) году, а почему де владеют и про то он не ведает; а по досмотру на той пустоши, что был погост Воскресенской, на малой Пахре, кладбище и цки знать, а около того кладбища четвертные пашни по смете десятин с 15, да сеннаго покосу копен с 10; а та церковная пустошь едучи с Москвы по дороге Каменке на правой стороне, а в межах в правую сторону думнаго дьяка Василья Семенова — деревни Ширяевой, а по левую сторону Михаила Григорьева сына Бестужева-Рюмина — деревни Тетерки и та церковная земля вся обмежевана; а по сказке Симонова монастыря крестьян Емелки Данилова и Васки Данилова, межевал де тое землю и грани учинил Лука Иванов сын Дубенской, а в приходе та земля в вотчине Ионы митрополита Ростовскаго и Ярославскаго села Клокова, а от Москвы до той земли 30 верст. Села Клокова Воскресенской поп Кирилло руку приложил».

В приходной оброчной книге Патриаршего Казеннаго Приказа, под Загородскою десятиною, за 7189 (1680) год, записано: «октября в 30 день, по указу святейшаго патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, велено: Московскаго уезду, Гоголева стану, с пустовые церковные земли, — что написано в писцовых книгах 135 и 136 (1627 -1628) г. пустошь, что был погост Воскресенской, на речке Малой Пахре, пашни перелогом и лесом поросло 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сенa 15 копен и тою церковною землею со 182 (1674) году владели Симонова монастыря власти-оброчных денег со 182 по нынешний 189 год по 12 алтын по 3 деньги на год взять на властях Симонова монастыря и записать в приходе, а впредыдущие годы имать на них потомуж». Под 1693 г. в оброчной книге отмечено, что «Симонова монастыря архимандрит с братиею, забыв страх Божий, приписал означенную землю к своим вотчинным землям, а ту церковную землю велено отнять и отдать на оброк дьяку Василью Григорьеву Семенову»; а в 1698 г. была отдана из Патриаршего Казеннаго Приказа в вечное владение Петру Михайлову Бестужеву-Рюмину с тем, «чтобы ему на той церковной Воскресенской земле в два года построить храм» и дана благословенная грамота: «Божиею милостью великий господин святейший Кир Адриан, архиепископ Московской и всеа Руссии и всех северных стран патриарх, в нынешнем 207 (1698) году сентября в день бил челом нам святейшему патриарху стольник Петр Михайлов сын Бестужев, а в челобитной ево написано: в Московском уезде, в Загородской десятине, в Гоголеве стану, пустовая церковная земля погост Воскресенской, на речке Малой Пахре, и ныне де он обещался на той церковной Воскресенской земле построить вновь церковь во имя Пресвятыя Богородицы каменную и нам святейшему патриарху пожаловати б ево благословить велеть на церковное строение камень, кирпич, известь, песок, на связи железо и на подвязи лес и вcякиe к тому церковному каменному строению припасы готовить и церковь строить и о том церковном строении дати ему нашу святейшаго патриарха благословенную грамоту.

И аз великий господин святейший Кир Адриан, Божией милостью, архиепископ Московской и всеа Руссии и всех северных стран патриарх стольника Петра Михайлова сына Бестужева пожаловал благословил, велел ему на церковное строение камень, кирпич, известь, песок, на связи железо, и под вязи лес и тес и всякиe к тому церковному строению припасы готовить и в тех припасех в Московском уезде, в Загородской десятине, в Гоголеве стану, на пустоши церковной Воскресенской земле, что на речке Малой Пахре, на старом церковном кладбище, построить вновь церковь во имя Воскресения Христова, а верх бы на той церкви был против прочих каменных церквей, а не шатровой, и олтарь сделать круглой; а в церкви, в олтарной стене, царски двери были б посреди, а по правую их сторону южныя, а по левую — северныя, а подле царских дверей по правую сторону меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы и иные образы по чину; а как та церковь построена и ко освящению со всем изготовлена будет и о священии тоя церкви и о антиминсе и кому святить впредь бить челом нам святейшему патриарху, а для антиминса велеть быть на Москве попу или дьякону, а не простолюдину.

Писан на Москве лета 7207 (1696) октября в 17 день». В конце грамоты приложена красная патриаршая печать и назади грамоты написано: казначей монах Тихон макарьевский; справил Дмитрий Аврамов. Того же года в Патриаршем Казенном Приказе было сделано распоряжение: «а тоя церкви (которая будет построена) на попа с причетники положить дани, по сказке человека ево Бестужева Петрушки Гридцкого с дворов: с попова, с дьячкова, с просвирницына, с приходских — с вотчинникова, с 15 дворов крестьянских средних, да с церковной земли по писцовым книгам с пашни с 15 четьи в поле, а в дву потомуж, сенных покосов с 15 копен но указной статье, 22 алтына, заезда гривна, а построить ту церковь велено в два года и до постройки, или как к той церкви поп благословен будет платить оброком; а после двух лет платить данными деньгами». Церковь Воскресения Христова была построена в 1701 г. и того же года «июля в 10 день (данныя деньги) платил тоя церкви новопоставленный поп Иоанн».

Источник:
В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв.» в. 3, Загородская десятина с. 48

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Воскресенское (Птичное)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Воскресенское (Птичное) 55.518075, 37.226787 Усадьба Воскресенское

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только