Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Знаменское-Раёк

Усадьба Знаменское-Раек
Усадьба Знаменское-Раёк (Россия, Тверская область, Торжокский район, Раек)

Проезд на автомобиле: от Москвы по трассе [М 10]через Клин и Тверь, не доезжая примерно 20 км до г. Торжка, левый поворот в р-не нас. пункта Медное на Знаменское-Раёк (есть указатель)
В Райке я в полной мере ощутила горечь за отношение Государства к своему культурному наследию. Блестящий памятник русского палладианства, доведённый до бедственного состояния теперь передан в долгосрочную аренду генеральному директору компании «Конкор» Владимиру Кононову. Конечно, бриллиант, созданный Н.А. Львовым, нужно спасать, но следует сохранить к ней доступ туристов и любознательных путешественников…
Ансамбль усадьбы Знаменское-Раёк является вершиной творчества зодчего-самородка Н.А. Львова. Его ядро составляет господский дом, четыре флигеля, и триумфальные ворота, объединённые колоннадами. Внутри замкнутой композиции образовался огромный полуовал курдонёра.





Стоит остановиться в его центре (теперь такой возможности нет, ходить по газону строго запрещается, ради его сохранности) и оглядеться по сторонам, что бы почувствовать масштабность и ошеломляющее эмоциональное воздействие архитектуры. Как всегда восхищает безупречный пропорциональный строй сооружений, «лёгкость» построек и их благородная простота.

Почувствуешь, как сердце дрогнет: «Ёк...»
Перед тобой откроется Раёк.
Здесь все, как было сотню лет назад,
И в барском доме — танцевальный зал:
Там подпевают музыке полы,
А на камине — патина золы.
Поместья двор собой являет круг.
И, если встанешь в самом центре круга, —
Опять прижать придется к сердцу руку:
Ты словно в храме оказался вдруг,
Где свод небесный подпирают стены,
Где ты душой светлеешь постепенно
И где Господь местечко приберег,
Чтоб люди основали в нем Раёк.

Стихи Т. Карякина
Какое наслаждение бродить по старинному парку и искать следы исчезнувшей старины: гроты (когда-то их было 17), следы беседок и валунных построек, которыми зодчий-самоучка украсил свой английский сад. Сегодня почти ничего не сохранилось.
«Несомненно, исходя из Палладио, испытал Львов влияние Ч. Камерона, восприняв его архитектурную грацию, характер его мягкого и изящного классицизма. От себя же внёс архитектор то, что составляет иногда самое ценное в его дилетантском творчестве — выдумку. По-видимому хозяин Райка (генерал-аншеф, крупный земельный магнат Фёдор Иванович Глебов) предоставил художнику полную свободу действия. <…>Роскошно разрослись липы старого сада, время наложило своеобразную патину на весь „ландшафтный парк“- разрушаясь, поглощаются природой произведения искусства, — и, верно, поэтому стала действительно близкой к „натуре“ всё же всегда ощутимая искусственность английского сада» — писал искусствовед А.Н. Греч, побывавший в Райке в 1920-х гг.
В доме роскошно отделанном, частично сохранились интерьеры и настенные росписи, порой скрытые под десятками слоёв покраски…
Входная плата за проход на территорию для взрослых — 100 руб., дети бесплатно. 

Наталья Бондарева


1. Усадьба Знаменское-Раек, коммуна
2. Усадьба Знаменское-Раек, павильон-беседка (разрушена в 1960-х гг.)
3. Усадьба Знаменское-Раек, беседка-ротонда (утрачена в 1991 г.)
4. Усадьба Знаменское-Раек, парадный зал
5. Усадьба Знаменское-Раек, парковый павильон. Чертеж Н.А. Львова, 1790-е гг.
6. Усадьба Знаменское-Раек, парковый павильон. Чертеж Н.А. Львова, 1790-е гг.
7. Усадьба Знаменское-Раек, план усадьбы. Обмеры А.М. Харламовой, 1957 г.
8. Усадьба Знаменское-Раек. Боковой фасад главного дома. Чертеж А.М. Харламовой, 1955—1960 гг.
9. Усадьба Знаменское-Раек. Боковой фасад флигеля и колоннады. Чертеж А.М. Харламовой, 1955—1960 гг.
10. Усадьба Знаменское-Раек. Въездные ворота. Чертеж А.М. Харламовой, 1957 г.
11. Усадьба Знаменское-Раек. Главный дом, обмеры дверных проемов. Чертеж А.М. Харламовой, 1957 г.
12. Усадьба Знаменское-Раек. Главный дом, продольный разрез. Чертеж А.М. Харламовой, 1960 г.
13. Усадьба Знаменское-Раек, беседка-ротонда (утрачена в 1991 г.)
14. Усадьба Знаменское-Раек. Фото Е.А. Крупиновой 1960-е гг.
15. Усадьба Знаменское-Раек. Фото Е.А. Крупиновой 1960-е гг.
16. Усадьба Знаменское-Раек. Панорама ансамбля. Фото А.М. Харламовой, 1960-е гг.

1. Дом, 2. Южные флигели с оранжереей, 3. Северные флигели с каретной, 4. Парные ворота и колоннада, 5. Готический павильон — колодец, 6. Знаменская церковь, 7. Погреб — ротонда, 8. Валунный грот, 9. Парк с каскадами прудов
План усадьбы Знаменское-Раек


А. Толстихина. Жизнь в усадьбе, №4, 2006

ВОЗВРАЩЕННЫЙ РАЕК (отрывок)

Знаменское-Раек — удивительно цельное произведение. Архитектура усадьбы, ее интерьеры и окружающий ландшафтный парк как будто были написаны на одном полотне по единому порыву вдохновения. Интерьер отличался пышностью и богатством отделки: красные двери, камин темно-красного мрамора, лепнина, многочисленные бронзовые детали. На втором этаже сохранилась парадная анфилада залов, украшенных живописными панно и росписями в технике гризайль. В куполе центрального зала были изображены двенадцать знаков зодиака. Под потолком шел оригинальный фриз из царских и императорских портретов — овальные медальоны в изящных лепных рамках. Галерея портретов начиналась с царя Михаила Федоровича и его супруги, Евдокии Лукьяновны Стрешневой. Так хозяин усадьбы указывал на родство с царской фамилией.
К дому примыкает обширный парк, главная аллея которого ведет к реке. Там, где «надобность столько же, сколько и красота, определила им место», были устроены многочисленные павильоны и беседки, на прудах — арочные мостики из дикого камня, купальни и пристани. До 1991 года на искусственном пригорке из валунов стояла изящная беседка-ротонда с расписными сводами. Под беседкой был подземный грот. Беседка-грот служила и прохладным убежищем, и погребом для хозяйственных нужд. Этот прием Львов повторил во многих своих усадьбах.
Сам Ф.И. Глебов не дожил до окончания полной отделки усадьбы. Его сын, П.Ф. Глебов-Стрешнев, гусарский офицер, погиб в Бородинском сражении. Усадьбу продали. У последующих ее владельцев не всегда хватало денег на содержание огромного комплекса. В годы Советской власти от времени и временных хозяев усадьба стала приходить в упадок, парковые постройки исчезали. Последней потерей стала беседка-ротонда, обвалившаяся в 1991 году.
Жизнь в усадьбу начала возвращаться лишь совсем недавно, с приходом новых хозяев — усадебный комплекс взяла в долгосрочную аренду строительно-инвестиционная группа «КОНКОР».
Cегодня усадьба постепенно раскрывается перед нами и, помимо архитектурного взгляда на это место, появляется другое измерение, другое ощущение — это ощущение какой-то всеобъемлющей красоты. Люди создавали не просто дом, удобный для жилья, — люди создавали красоту. Поразительна глубина их творческого потенциала: в интерьере нет ни одного сантиметра пространства, в котором не было бы своей геометрии, своих красок, своего рисунка, в зависимости от тематики комнаты. Красота открывается постепенно, пласт за пластом. В некоторых комнатах мы вскрыли до четырех слоев живописи, в каких-то — до 15, а в какой-то было 27 слоев. Появляющиеся перед нами краски удивляют смелостью решений, от которых мы, люди сов¬ременные, уже отвыкли. В интерьерах есть бирюза, терракот, оливковые цвета. Цвета и рисунки не открытые, прямые, а очень сложные, сложно-сочиненные. Когда из-под слоев выходит это буйство мысли, краски и вообще творчества: неоднократных обсуждений, переживаний — это передает огромную энергию, перенесенную через сотни лет.
Из литературы мы узнали, что приусадебный парк был английским, идеально спланированным и правильно взращенным. Это был парк любви и парк затей. Круглый год к столу подавались выращенные здесь экзотические фрукты: персики, ананасы, апельсины и лимоны. В целом для Райка вообще свойственно стремление к экзотике. Глебов увлекался лосями, привозил их в специальный парк со всех концов России. Существовал и другой небольшой зверинец, где можно было увидеть экзотических птиц вроде страуса, живших в специальных клетках круглогодично.
Но самое интересное — это каскад из трех прудов. На верхнем пруду Глебов провел эксперимент, актуальный и для нашего времени. В центре озера был создан искусственный остров, на котором была посажена сосна. С самого момента посадки сосну начали подрезать, подобно тому, как китайским девочкам с рождения надевают на ноги деревянную обувь, чтобы ножка не росла. Сосне не давали расти в высоту, а только в ширину. И вот сегодня мы имеем совершенно уникальное, фигурное дерево, которое служит напоминанием о неуемном характере первого владельца усадьбы. Есть и фруктовый сад, где до сих пор растут яблони, груши, сливы, вишни. В своем нынешнем состоянии он навевает чеховские настроения... Некоторые работы по парку уже ведутся, но системно мы будем им заниматься после реставрации зданий.


Проезд на автомобиле: от Москвы шоссе [М 10]на Санкт-Петербург. Поворот на Раёк находится на отрезке пути между Тверью и Торжком. Минуем населенный пункт Марьино со скромной церковью по правую сторону от дороги, за границей села пересекаем едва заметную под шоссе речку Логовеж, слева виден указатель «Знаменское-Раёк — 3 км». Дорога сама приводит к воротам имения.

icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Знаменское-Раёк

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Знаменское-Раёк 56.955459, 35.254226 Усадьба Знаменское-Раёк

Рубрика: Торжокский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: