Музей-усадьба Василёво

Архитектурно-этнографический музей Василёво

  • Адрес: 172068, Тверская область, Торжокский район, д. Васильево
  • Проезд: Автобус №119 от автовокзала г. Торжка до остановки «Санаторий «Митино-2»
  • Режим работы: со среды по воскресенье с 11.00 до 18.00, вход заканчивается в 17.00. Понедельник, вторник — выходные дни
  • Телефон: (48250) 2-27-30, 8-910-930-10-79 (мобильный)
  • Описание:
    Музей создан на территории усадьбы помещиков Львовых к. XVIII-нач. XIX вв. в 1976 г. Находится у д. Василёво Большесвятцовского сельского поселения Торжокского района в 4 км к северу от Торжка.
    Состоит из 2-х частей: остатки усадьбы (оранжерея к. XVIII в — неоднократно перестроена), парк с каскадом прудов, валунный трехпролётный мост; 13 памятников сельского деревенского зодчества: церкви клетские — 2, часовни клетские — 2, амбары, пожарное депо, трактир, жилой дом карельского типа с размещением по секторам — среднерусский, карельский
  • Здания и сооружения:
    — Валунный трёхпролётный мост к. XVIII-нач. XIX вв. — арх. Львов Н.А. — часть архитектурно-ландшафтного комплекса Василево-Митино-Прутня
    — Деревянные церкви клетского типа сер. XVIII в.
    — Памятники гражданского строительства — двухэтажный трактир к. XIX в., пожарное депо 1912 г.

Я не ожидала, что Василёво так прекрасно. Огромная территория музея-заповедника, со сложным рельефом, изрезанным небольшими параллельно текущими речушками с плотиной, валунным и деревянными мостами, с одной стороны ограничена широкой лентой Тверцы. Громадные роскошные хвойники — формируют тенистый лесопарк, протяжённая же липовая аллея — остаток от регулярной парковой части поместья. От барской усадьбы, основанной в конце XVIII столетия служивыми дворянами Львовыми, уцелел двухэтажный флигель — перестроенная оранжерея, и уникальная гидротехническая система.
Создателем архитектурно-паркового комплекса был архитектор Н.А. Львов (1751-1803) — однофамилиц владельцев.

Описание усадьбы Василёво

Его замыслу принадлежит каскадная система прудов, а также великолепная каменная симфония — стометровый арочный мост с двумя гротами — вольерами, прозванный местными жителями «Чёртовым». Состоящий из насухо сложенных валунов, держащихся лишь с помощью силы тяжести — он потрясает смелостью инженерного решения.
Этнографический музей был создан в 1976 году. Сюда, из разных районов Тверской области были перевезены шедевры деревянного зодчества. Кольцевой маршрут включает около двух десятков памятников народной архитектуры первой половины XVIII — начала XIX вв. В некоторых из них развёрнуты экспозиции.
Уникальная церковь Преображения (1732) клетского типа привезена из глухих оршинских болот Калининского р-на, из погоста Спас на Сози. Типологически ей близки Знаменский храм (1742) и часовня Архистратига Михаила (середина XVIII в.).
Интересны и своеобразны гражданские и хозяйственные постройки, среди которых видное место занимает пожарное депо из деревни Лаптиха Бежецкого р-на. Если никуда не спешить, в Василёво можно провести целый день: бродить по тропинкам и дорожкам, любоваться памятниками деревянного зодчества и живописными окрестностями, предаваясь раздумьям о вечном и бренном. Это место настолько притягательно, что вам обязательно захочется вернуться сюда снова. Я уже ощутила его силу на себе.

Усадьба Василёво — архивные фотографии и материалы

1. Чертов мост в усадьбе Василево. Рисунок А.М. Харламовой, 1955 г.
2-3. Чертов мост в усадьбе Василево, старые фотографии
4. Большой каменный мост в усадьбе Василево. (Обмеры группы студентов МАРХИ под руководством А.М. Харламовой. Фасады, планы, разрез)
5. Водопад нижнего пруда. Фото из семейного архива И.С. Новоселова, 1910-е гг.
6. Фонтан среднего пруда. Фото из семейного архива И.С. Новоселова, 1910-е гг.
7. Татьяна Петровна и Александр Петрович Балавенские. Фото нач. 1900-х гг.
8. В Василёве. Слева направо сидят: Мария Николаевна Новоселова, Екатерина Яковлевна Новоселова, Мария Ефремовна Уткина с внуком, Игорь и Настя Новоселовы, Глафира Яковлевна, стоят: третья — Александра Яковлевна, шестой — Василий Ефремович. Фото из семейного архива И. С. Новоселова. 1910-е гг. (Публикуется впервые)
9. Василий Ефремович Новосёлов в Василёве. Фото из семейного архива И. С. Новоселова. 1910-е гг. (Публикуется впервые)
10. Теннисный турнир в Василёве. Корт по дорожке к дому не доходя прудика «Тритон».
Слева направо сидят: вторая — Ольга Яковлевна, седьмой — Василий Ефремович, стоят: вторая — Глафира Яковлевна. Фото из семейного архива И. С. Новоселова, потомка последних владельцев Василёва. 1910-е гг. (Публикуется впервые)
Фото 5-10 из книги Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб», 2008, И.А. Бочкарева

К вышесказанному следует добавить, что многие памятники этномузея давно требуют реставрации, этой проблематике была посвящена моя статья в журнале «Мир музея» №10 2010 г., с. 21-24. Особенно меня беспокоила судьба уникального для России валунного моста, давшего трещину, в следствии чего это редкое инженерное сооружение могла обрушиться. В 2011 г. памятник отремонтирован, в чем я лично убедилась, побывав в усадьбе в августе 2014 г.

План усадьбы Василево

План усадьбы Василево

Существующие постройки:
1. Оранжерея, службы; 2. “Чёртов мост”
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Элементы ландшафта:
3. Аллея бальзамического тополя; 4. Липовая аллея; 5. Пруд садок; 6. Каскад прудов, устроенный на ручье; 7. Плотина; 8. Грот; 9. Подпорная стенка; 10. Партер
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Не сохранившиеся постройки:
11. Усадебный дом; 12. Теплица; 13. Молочный завод; 14. Каменная беседка; 15. Белая башня; 16. Красная башня; 17. Ткацкая мануфактура

Родословная дворян Львовых

Подчеркиванием выделены владельцы усадьбы Василево
Родословная дворян Львовых

Митино-Василёво

И.А. Бочкарева Н.А. Львов. Очерки жизни. Венок новоторжских усадеб, Торжок, 2008. С. 90-100
Львова считают создателем эталонных провинциальных усадеб. К таким усадьбам относятся Митино и Василево. Архитектор проявил себя как новатор, создавший крупнейший усадебный комплекс, в который были включены ранее созданные усадебные сооружения, погост Прутня, шлюз и река Тверца, своей долиной объединяющая все это. Когда Н.А. Львов приступил к проектированию усадеб Митино — Василёво в 80-е — 90-е гг. XVIII в., архитектору предстояло увязать парковые и хозяйственные постройки с существующими уже господскими домами. Митино и Василево создаются архитектором как комплекс, в котором единство композиции усиливается общностью художественного решения: широким использованием камня-валуна и зрительными связями между усадьбами.

Следует отметить, что эти земли были заселены с давних пор, потому что здесь проходили древние пути на Новгород. Импульс развитию усадеб был дан в XVIII в. созданием Вышневолоцкой водной системы, составной частью которой стала река Тверца.
Усадьбы Митино и Василево принадлежали дальним родственникам Н.А. Львова. Известно, что Дмитрий Перфильевич Львов в 1626, 1627 гг. являлся помещиком Новоторжского уезда. Позднее (в 1687 г.) за участие в Чигиринском походе его сыну Ивану Дмитриевичу Львову (?- 1689 г.) были пожалованы в вотчину земли верстах в семи от Торжка, по обе стороны Тверцы. От Ивана Дмитриевича поместья будут переходить трем поколениям Иванов Ивановичей Львовых: его сыну, полковнику Ивану Ивановичу (ум. 1736), его единственному внуку, капитану Ивану Ивановичу (ум. 1739 или 1745) и его правнукам Ивану (1724 — 1793) и Дмитрию (1726 — 1782).

В конце XVII в. на правом берегу реки, близ дороги на Новгород, появилось сельцо Василево. В середине XVIII в. на левом берегу Тверцы, в полуверсте выше по течению от Василёва, уже существовало и сельцо Митино, владельцем которого значился прапорщик Иван Львов. Приказчиком в обеих усадьбах был Марк Иванов. Эти вотчины еще предыстория усадеб. Известно, что в 1760-е гг. Дмитрий владел родовым гнездом — Василевом, Иван был владельцем сельца Митина. Дмитрий Иванович, после смерти первой жены, 50-летним женился на Марии Федоровне Тыртовой (1752 — 1822). У них было два сына: Иван (1778 -1817) и Сергей (1781-1857). После смерти Дмитрия Ивановича владелицей Василёва, при малолетних сыновьях, стала его супруга. При Марии Федоровне велось интенсивное строительство в Василёве.

Проезжавшие по Петербургскому тракту занимались “рассматриванием правого берега, а особливо прекрасного дома Госпожи Львовой”.
Владелец Митина Иван Иванович был бездетным, поэтому в 1804 г. по разделу имущества его усадьба перешла к племяннику Сергею Дмитриевичу. Василёво получил Иван Дмитриевич, который был бездетным. После его смерти брат Сергей Дмитриевич становится владельцем двух усадеб.

Усадьба Василёво

Первый барский дом в Василёве — “старая усадьба” — на правом берегу Безымянного ручья, вероятно, был построен в начале XVIII века. По обычаю того времени (до реформы 1762 г.), хоромы дворян были очень скромными и мало отличались от крестьянских, стояли они на местах “худших из всей усадьбы, а наилучшие места были заняты огородами и скотными дворами”. Вскоре все изменилось, и усадебные дома заняли самые выигрышные позиции.

XVIII в. в Василёво из Торжка можно было добраться по сухопутной дороге — по правобережью Тверцы — и по реке. Приезжающие в экипажах с Петербургского тракта из Митина переправлялись через Тверцу на пароме или в лодке. И сегодня просматривается место василёвского причала. От него пологий пандусный подъем ведет к въездной аллее бальзамических тополей. Тополей осталось очень мало; они, как старые служаки, еще стоят на своем посту. Подъездная аллея делает поворот и переходит в усадебную парковую аллею двухсотлетних раскидистых лип. По ней гости подъезжали к дому. Новый господский дом был поставлен на левом берегу ручья, на возвышенности верхней террасы. Слева от аллеи на пологих террасах раскинулся партерный парк, газоны и стриженый кустарник которого создавали широкие визуальные перспективы: дом, фасадом обращенный к реке, и другие парковые сооружения хорошо просматривались с Тверцы. Барский дом не сохранился. Нам представляется вероятным, что дом построили в 1771 г.

Исследователи усадьбы Василёво не обращали внимания на гранитный камень с высеченной датой: “17 июля 71”. Возможно, памятная дата — строительство дома — была увековечена владельцами усадьбы таким образом.
Дом был деревянный, одноэтажный, на высоком фундаменте. Нам представляется возможным, что спустя лет двадцать, в конце века, создавая генеральный план усадьбы с парковыми и хозяйственными сооружениями, архитектор Н.А. Львов предложил несколько обновить, модернизировать дом: расширить его симметричными боковыми пристройками, украсить фронтоном с римско-дорическим портиком и, маскируя дерево, оштукатурить.
Пристроенные под прямым углом два крыла образовали парадный двор — курдонёр, к нему вела подъездная дорога из Торжка.0 перестройке дома в конце XVIII века свидетельствуют и найденные при обследовании обломки изразцов, изготовленных в разное время. Обновленный дом уравновесил масштаб сооружаемых парковых и хозяйственных построек. С севера от дома были построены, возможно, по проекту Н. Львова, два корпуса хозяйственных служб, соединенные оранжереей. Вдоль восточного фасада дома до служебного корпуса, ограждая первую террасу парка, проходила подпорная стенка из камня-валуна, фрагментарно сохранившаяся и сегодня.

Усадебный парк и сад в конце XVIII — начале XIX вв., несомненно, представляли больший интерес, являлись визитной карточкой владельцев, признаками хорошего вкуса хозяина, на устроение их тратились огромные средства.
Одним из непременных парковых украшений того времени были искусственно созданные каскады прудов. В Василёве с южной стороны от дома, на Безымянном ручье, Львов спроектировал уникальную парковую водную систему, состоящую из террасных прудов. Вода прудов поддерживалась плотинами, которые украшались затейливыми гротами-каскадами и мостами. Особенно выразителен стометровый пятиарочный мост из камня-валуна, замыкающий систему каскадных прудов. Это непревзойденное инженерное сооружение, которому два века, можно назвать “каменной симфонией” Львова. Снаружи мост кажется полностью выполненным из камня-валуна, но за камнем находятся кирпичные стены и своды.

Стороны моста различны: фасад, обращенный к каскаду прудов, наделен богатой архитектурной пластикой арок, ниш, контрфорсов; сторона, обращенная к западу, к хозяйственному пруду, представляет собой глухую стену из камня-валуна. Это интереснейшее архитектурное сооружение гидропарка было многофункциональным: по нему проходила дорога из Торжка, в крайних нишах моста были устроены псарни, а в средних арках располагались вольеры для лебедей и уток. Оформление вольеров оригинально: в большую арочную нишу из крупных валунов с замковым камнем архитектор вписывает три окна: верхнее — арочное, два других оконных проема отделены от входа своеобразными колоннами — вертикально поставленными валунами, капителями и базами которых являются камни. Перилами-ограждением моста также служат камни-валуны, между которыми натянуты кованые цепи.

Верхний пруд, самый большой, был хозяйственным, вода из него через центральную арку моста поступала во второй пруд, который замыкался первой плотиной. В ней был устроен грот, “своей красиво найденной аркой напоминающий римские античные мосты”. Эта трехметровая арка из камня-валуна образовывала глубокую нишу. Войти в грот можно было с берега, по каменным ступенькам, через боковой проем. В прохладном гроте вы оказались бы перед радужной водной завесой. Средний пруд каскада завершался плотиной с небольшим гротом с аркой из разноцветного камня-валуна. По верху лотка были уложены камни разной величины. Потоки воды, проходя через них, создавали впечатление журчащего ручья. Через плотину сброс воды производился на террасу нижнего, самого маленького пруда, откуда вода выходила протокой, над которой был переброшен одноарочный валунный мост. Несколько валунов образовывали небольшой водопад, затем ручей спокойно впадал в Тверцу. Если смотреть на каскад со стороны реки, то видно увеличение объемов и усложнение архитектурных форм гидросооружений от небольшого одноарочного мостика к завершающему систему прудов пятиарочному мосту.

На северном берегу второго каскадного пруда была беседка, главным фасадом обращенная к пруду. Называли ее “Храмом любви”, по форме: “полуциркульная, под аркой лоджия с двумя вписанными в нее тосканскими колоннами, держащими антаблемент…”.
С южной стороны от нижнего пруда когда-то находись фонтаны. Исследователи обнаружили остатки деревянных труб напорного водопровода, идущего от верхнего пруда и массивную, выдолбленную из гранита чашу фонтана. В архиве потомков последних владельцев Василёва сохранилась фотография фонтана нижнего пруда с каменной скамьей.

Планировка Василевского парка, заложенная в основном Н. Львовым, сохранилась частично. Парковый партер с южной и северной сторон был обрамлен рядом скульптур и вазонов, которые сходились к дому под углом, что зрительно удлиняло перспективу со стороны реки. В нижней части партера находились два парковых сооружения: Красная башня (с севера), одна стена которой была выполнена в виде арок, и Белая башня (с юга), кубическое основание которой переходило в цилиндр — архитектурной формой она напоминала арпачёвскую колокольню в миниатюре.

Барский дом прожил век. Во второй пол. XIX в. дом сгорел, тогда перестроенный восточный хозяйственный корпус стал барскими покоями. В те годы владельцем Василёва был старший сын Сергея Дмитриевича — Дмитрий. Он в 1826 г. закончил с серебряной медалью Благородный пансион Московского университета, где обучался искусствам и языкам. Служил в Департаменте внешней торговли. Во времена своей молодости Дмитрий Львов был нередким гостем в семье Олениных в Петербурге и на даче в Приютине. В 1828 году в своем дневнике Анна Алексеевна Оленина неоднократно вспоминает “ленивого, но сентиментального” кузена Львова, который читал барышням стихи и, как верный рыцарь, готов был исполнить любую просьбу. Наверное, трудно было не исполнить любое желание Аннет… Он остался холостяком, много путешествовал, подолгу жил в Париже и мало интересовался ведением хозяйства.

Так и остался сентиментальным чудаком: собирал раковины и кораллы, любил читать французские романы. “Любимым занятием было вырезание из белой бумаги тончайших ажурных рисунков, наклеивание их на черный фон, что в рамке под стеклом давало очень приятные декоративные украшения…”, — таким запомнила его внучатая племянница. И трудно было представить ей, что этот старый и одинокий человек в “неизменно теплом красном жилете, нюхающий табак и вытирающий нос красным клетчатым платком”, он всегда “один в маленьком шарабане” приезжал навестить сестру в их дом на Ямской в Торжке, слыл когда-то щеголем. Именно таким запечатлел его Александр Брюллов: в модном костюме, вьющиеся кудри напомажены и модно уложены… При первом взгляде на портреты очевидно сходство — Дмитрий был очень похож на отца, Сергея Дмитриева.

Приспособленный под дом флигель был соединен с оранжереей, в которой выращивали персики и ренклоды, а над оранжереей “в утепленном помещении водилось 18 штук павлинов, частью обыкновенных, сине-зеленых с золотом, частью белых. Павлины взлетали на старую высокую липу и громким, довольно неприятным криком возвещали о том, что на противоположном берегу Тверды кто-то взывает о перевозе”.
Дмитрий Сергеевич умер на 93 году жизни, его погребли на родовом кладбище в Прутне, а имение он завещал племяннице Татьяне Петровне Балавенской.
Прошлое усадьбы еще остро ощущалось: в книжных шкафах сохранялись тома на французском языке, пушкинские альманахи и дуэльный кодекс.

Она пыталась вдохнуть новую жизнь в старую усадьбу, но ей это не удалось. Начиналась эпоха заката русской усадьбы. Татьяна Петровна перезакладывала Василево, но удержать не смогла.
На рубеже столетий, особенно после революции 1905 г., дворянские усадьбы были обречены. На смену романтичному, философствующему дворянству приходит новый класс — нарождающаяся буржуазия, как правило, выходцы из купечества, многие из них получили университетское образование, были энергичны и предприимчивы. Последним владельцем усадьбы стал Василий Ефремович Новосёлов, представитель новоторжской купеческой династии. Его жена — Глафира Ефремовна, урожденная Новосёлова, приходилась ему двоюродной сестрой. Новоселовы “усыновили малолетних мальчика и девочку из соседней деревни”, в приличном состоянии поддерживали дом и парк с каскадами прудов.

По воспоминаниям потомков, Василий Ефремович перед домом, на террасе партерного парка, устроил теннисный корт, где проводились соревнования между друзьями и соседями. Он сам был отличным теннисистом и, как истинный новотор, азартным голубятником, завоевывал гран-при на голубиных садках в Монте-Карло. По политическим убеждениям слыл либерал- демократом.
В усадьбе летом устраивались музыкальные вечера, которые не обходись без участия музыканта-виртуоза Александра Александровича Волкова, закончившего консерваторию по классу органа с золотой медалью. Так продолжала существовать русская усадебная культура.

Ныне сохранилось ничтожно мало. Из построек: валунный мост, который в народе называют «Чертов мост», полуразрушенная каскадная система прудов т восточный хозяйственный корпус, когда то перестроенный под дом. Перед домом – затянутый ряской небольшой пруд «Тритон». Несколько замшелых каменных ступенек ведут к дому, рядом лежит камень, на нем высечено: «17 июль 71». Исследователям ещё предстоит раскрыть тайну этой надписи.

Панорамы усадьбы Василево



Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Василёво

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Василёво 57.096349, 34.965084 Усадьба Василёво

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только