Антониев Краснохолмский монастырь (Россия, Тверская область, Краснохолмский район, с. Слобода)
Монастырь возрождается, планируется воссоздание Никольского собора, руины которого находятся под защитным навесом.
Как добраться? На автомобиле из Твери на северо-восток области через Рамешки и Бежецк до нас. пункта Слобода, что располагается примерно в километре от пос. городского типа Красный Холм. Монастырь хорошо заметен слева от шоссе
Обитель эта удивительна, и в первую очередь не церковными чудесами или историей, а архитектурным памятником. Речь идёт конечно же о Никольском соборе, который потрясает воображение даже в руинированном виде.
Однако по порядку. Зарождение пустыни относится к периоду широкой монастырской колонизации северных земель – XIV-XVI вв. В летописях даже сохранилась точная дата – 1461 г. Основателем был выходец из Белозёрья старец Антоний. Придя в Бежецкий Верх Антоний обратился к владельцу здешних земель боярину А.В. Нелединскому-Мелецкому с прошением поставить часовню «для пропитания» и келью «для упокоения», согласие было получено.
Описание Антониева Краснохолмского монастыря
План Антониева Краснохолмского монастыря
- Руины Никольского собора (1480-е гг.)
- Церковь Покрова (трапезная) (1590-1594 гг.)
- Братские кельи (1685 г.)
- Церковь Вознесения (1690 г.)
- Братский малый корпус под проездными воротами (1690-1697 гг.)
- Северо-восточная башня (1697 г.)
- Настоятельские кельи (1748 г.)
Пустынножительство Антония продлилось не долго, известие о нём разнеслось по округе, и вскоре к отшельнику стал стекаться народ. Выстроили первый деревянный храм Николы.
Известно, что Антонию покровительствовали не только бояре Нелединские-Мелецкие, но и князь Андрей Большой, брат Ивана III. Щедрые приношения позволили начать каменное строительство. В 1481 г. был заложен Никольский собор, строительство которого завершилось уже после смерти старца (умер в 1482 г.), его приемником Германом. Чуть позднее в обители возводится трапезная палата с церковью Дмитрия Солунского (1494 г.), в последствии разобранная из-за ветхости.
«Наличие в монастыре к концу XV в. двух каменных зданий – собора и трапезной палаты с теплой церковью – ставит его в один ряд с наиболее крупными и известными московскими обителями тех лет. Не многие из них могли в то время «похвастать» несколькими каменными зданиями. Лишь такие крупнейшие монастыри, как Троице-Сергиев, Чудов и Симонов, имели тогда, кроме собора, ещё и каменную палату для трапез с храмом при ней» — писал в «Памятниках русской архитектуры и монументального искусства» В.П. Выголов. Данное обстоятельство позволяет прояснить, насколько был высок статус Краснохолмской обители.
1. Слобада. Антониев Краснохолмский монастырь (старая открытка)
2. Антониев Краснохолмский монастырь, Никольский собор. Фото нач. XX в.
3-4. Никольский собор. Фото 1970-х гг.
Дальнейшее развитие архитектурный ансамбль получил только к концу XVI и XVII вв.
Вот что интересно! В тверских землях, довольно далеко от крупных удельных центров вдруг возникает храм, принадлежащий к московской школе зодчества и с целым рядом конструктивных и декоративных элементов-итальянизмов. Объясняется это просто – Бежецкий Верх в XV столетии принадлежал к землям Московского княжества, а сам князь Андрей Большой, брат Василия III имел возможность привлекать к строительным работам фряжских мастеров.
Собор представлял собой крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидных храм без подклета. Его четверик в плане имел почти квадрат: 16, 43м х 16,20м, с высотой до закамар 9,60м. Ширина стен достигала 1,7 м. Кладка бутовая (когда между двумя рядами блоков засыпались каменные обломки, залитые известью), с применением кирпича.. «Московская архитектура, как известно, в середине XV в. отказывается от прежней, белокаменной техники возведения зданий, типичной для раннемосковского зодчества, заменяя его новой кирпичной. Этот переход к кирпичному строительству, однако, не был столь быстрым резким: он значительно затянулся, захватив всю треть века. В это время и появляются здания, в которых белый камень нередко сочетается с кирпичом», как в данном случае.
«Такие элементы, как крестовые своды, пониженные подпружные арки, полуциркульные закомары и карнизы, отрезающие их от поля прясел, а также полочки – карнизы в основании пят арок в интерьере – всё это для московского зодчества второй половины XV в. представляло собой явное новшество. Ряд этих новых деталей и приёмов был буквально только что перед тем введён в строительную практику Московской Руси при сооружении Успенского собора. Собор Антониева монастыря как бы подхватывает их и развивает, идя дальше по новому пути. Он во многом предвосхищает архитектуру XVI столетия, концентрируя в себе те новые приёмы и формы, которые нашли широкое распространение лишь с начала следующего века».
Весьма печально, что эта незаурядная постройка в 1930-е гг. подверглась варварскому разрушению. 3 стены храма возвышаются в окружении монастырских построек как траурный триптих. Обитель по прежнему заброшена и представляет собой живописный комплекс, удачно расположенный в ландшафте, при слиянии двух рек: Неледины и Могочи. Совсем рядом с обителью, располагается жильё, и часть построек пустыни используются под хознужды, например в церкви Вознесения – сеновал.