Москва. Дом Перцовой (Россия, г. Москва, Курсовой пер. 1)
Координаты: 55.742519, 37.606309
Если прогуляться по Пречистенской набережной от Крымского моста в сторону Кремля, то сначала на глаза попадется расцвеченный изразцами особняк в русском стиле банкира Ивана Цветкова, который и указал Петру Перцову лучшее место для строительства, напротив храма Христа Спасителя…
Инженер и меценат
Доходный дом Перцовых – это здание 1886 г., дополненное новыми объемами, надстроенное и реконструированное в 1907 г. по эскизам художника С.В. Малютина. В реализации идеи принимал участие архитектор Н. Жуков, работами руководил инженер Б. Шнауберт.
Почти сразу «Дом-сказка», сверкающий громадными майоликами с фантастическими растительными орнаментами, превратился в архитектурную диковинку первопрестольной.
Создатель и владелец «Дома-сказки»
Петр Николаевич Перцов служил инженером путей сообщения, и был причастен к строительству свыше 1000 километров железных дорог по всей России: Самаро-Уфимской, Симбирской, Уфа-Златоустовской, Екатеринбург-Челябинской, Тимирязево-Нижегородской и др., честно и достойно зарабатывая на подрядах.
Как многие предприниматели того времени, увлекся современным искусством и коллекционированием, приобретая на вернисажах работы начинающих мирискусников и признанных мастеров, таких как Васнецов, Левитан, Репин…
Свое понимание красоты и эстетических идеалов он сполна воплотил в постройке на Пречистенской набережной с видом на Кремль, понимая знаковость места. По итогам частного конкурса заказчик выбрал С.В. Малютина (II место), но не его ампирный проект, а один из малютинских теремных эскизов.
Фасад как книжный разворот…
«Мотив русского терема был любим художником. Во всех видах его творческой деятельности — живописи, прикладном искусстве, книжных иллюстрациях к сказкам, архитектуре – можно увидеть множество его вариантов» – писала Л.Г. Михайлова.
Ю.В. Расулаева в своей диссертации отмечает, что занятия архитектурой у него «обнаруживают генетическое родство с иллюстративным и декоративно-прикладным творчеством – своеобразным «листом» становятся и стены, и потолок, и наличники; отсутствует принципиальная разница между архитектурным проектом и прикладным искусством».
Фасады дома Перцова, с большими плоскостями стен, художник превратил в живописное полотно или художественную иллюстрацию, насытив их однотонной керамикой, сочными декоративными деталями и майоликовыми панно (отделку выполнили мастера артели «Мурава»). На терракотовой поверхности стен красочным ковром расцвели невиданные растения, здесь поселились животные – любимцы народных сказок, языческие божества. Монотонность протяженной композиции Малютин разбавил высотными акцентами – острыми щипцами и шатрами на кровле. Настоящий фурор производят гипертрофированные формы огромных щипцов и летящая ввысь на скошенной грани здания декоративная башенка с балконом и игольчатым шпилем…
Жильцы
Строительство, с трудоемкими декоративными изысками и новейшей инженерно-технической начинкой длилось рекордные 11 месяцев, и вскоре дом стал приносить доход.
Квартиры сдавались в наем и значительно ранжировались по стоимости (от фешенебельных до сравнительно дешевых, арендуемых художниками), сам владелец с семьей занимал вместительные трехэтажные апартаменты. В полуподвальном этаже своего детища поселился и Сергей Малютин. Наводнение 1908 г., стало для него роковым. Жилище с мастерской сильно пострадало. Супруга художника, спасавшая живописные полотна из затопленной квартиры простудилась и вскоре умерла, после чего Малютин с детьми съехал…
Петр Николаевич прожил в своем доме до 1922 г., но после выступления против национализации церковного имущества (являлся одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя) был приговорен к пяти годам заключения. Отбыв год наказания, в свой сказочный терем он уж не вернулся – особняк национализировали. В уникальных интерьерах разместились партийцы высшего звена (в том числе и Лев Троцкий), последовали варварские внутренние переделки.
С 1970-х гг. и по настоящее время здание занимает Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел РФ.
Источники:
М. Нащокина Сто архитекторов московского модерна. Творческие портреты. М., 2000. С. 185
Перцов П.Н. Воспоминания. М.: Кучково поле, 2017. С. 313
М.В. Нащокина Русская усадьба конца XIX – начала XX века. Образ и стиль. М., 2021 С. 95
ЕОАХ, 1906, вып. 1, с. 70-73; 1907 г., С. 64-71; 1908 г. С. 79-83
ЕМАО, 1909, вып. 1, С. 53-54
Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII – начала XX века. Поиски национального стиля. — Москва: Белый город, 2009. С. 455—457
Л.Г. Михайлова Поиск национального стиля в архитектуре С. В. Малютина
Ю.В. Расулаева Композиционные проблемы наследия художественной традиции в архитектуре «неорусского стиля». Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры М., 1993. С. 59-61