Нижний Ландех. Храмовый комплекс церкви Троицы и Рождества Богородицы (Россия, Ивановская область, Пестяковский район, Нижний Ландех)
Нижний Ландех на протяжении нескольких лет был одним из самых желанных для меня объектов, но маршруты по разным обстоятельствам пролегали то в Питер, то в Вологду, то в Польшу… Наконец я спланировала большую поездку по Ивановской области, и в аккурат перед отпуском ужесточили въезд в регион из-за пандемии. Планы сорвались, но я не хотела упускать долгожданную возможность побывать в Ландехе. Мы решили провести отдых в Нижнем Новгороде и оттуда добраться до пункта мечты.
«Полистав» всемирную паутину поняла, что ничего путного по истории села в сети не найти, и отправилась в электронные закрома РГБ: уж лучше старый добрый Василий Гаврилович Добронравов (Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии, вып. 5), чем интернет-компиляторы.
«По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 г. село Нижний Ландех значится вотчиной Дмитрия Михайловича Пожарского, данной при царе Василии Ивановиче Шуйском за московское осадное сидение <…>», а по переписным книгам 1678 г. Нижний Ландех с многочисленными деревнями и починками значится вотчиной князя Юрия Ивановича Пожарского. Царь Федор Алексеевич пожаловал вотчину кн. Черкасскому; в нач. XIX в. имение перешло к графу Владимиру Григорьевичу Орлову, который отдал его в приданное своей дочери, вышедшей замуж за графа Панина; далее селом владел Александр Никитич Панин. Имение также стало приданным для дочери сановника — кн. Софьи Александровны Щербатовой, и числилось за ней до 1861 г.
Храмовый комплекс возвели на месте деревянных предшественниц (Троицкая деревянная сгорела в 1755 г., во имя Рождества Пресвятой Богородицы — в 1762 г.) и состоит из зимней Троицкой церкви (1755-1763), летней церкви Рождества Богородицы (1785-1805) и колокольни (1774-1775). От каменной ограды, некогда окружавшей постройки, сохранились только трехчастные ворота. В конце XIX ст. на территории построили церковно-приходскую школу, и чуть восточнее церквей, ближе к дороге — часовню.
Не смотря на высокие художественные достоинства, культовый ансамбль, названный в искусствоведческих источниках «самым ярким по архитектуре в Ивановской области» продолжает разрушаться на протяжении десятилетий. В 2005-2009 гг. была предпринята попытка возрождения, но она не увенчалась успехом. Если сравнивать современное состояние построек и фото в своде СПАМИР (Ивановская область, т. 2, с. 724-734, 2000) – налицо многие утраты, и самая печальная — это практически исчезнувшие росписи и стремительно погибающий декор в интерьере церквей. На полу Рождественского храма, среди пыльных обломков кирпича и алебастра можно обнаружить головки херувимов с отбитыми носами и крыльями, фрагменты завитков капителей и растительных орнаментов…
Каждый из памятников обладает редкими индивидуальными особенностями, например Троицкая церковь – едва ли не лучший образец барокко типа «восьмерик на четверике» в регионе, колокольня единственная в своем роде, имеющая оригинальный декор, покрывающий стены сплошным ковром, и состоящий собственно из филенок, ритмично расположенных на широких пилястрах. Завершение кампанилы также неординарно: её восьмигранный шатер врезан непосредственно в 4-х скатную кровлю звонницы. У меня вообще сложилось впечатление, что она должна быть выше, ведь звонница – за редким исключением это вертикальная доминанта, но по какой-то причине отказались от возведения еще одного яруса.
Церковь Рождества Богородицы и её убранство
Наибольший интерес вызывала церковь Рождества Богородицы, вернее ее громадный, великолепно исполненный 4-х ярусный иконостас. Церковь, которую мне постоянно хочется называть собором барочная, а вот ее экстерьер уже в большей мере отвечает раннему классицизму, это и изящные гирлянды на накладных досках под окнами, угловые розетты оконных ниш, волнообразный фриз в антаблементе четверика и алтарной апсиды.
Когда я переступила порог этой громадины, и увидела перед собор величественное резное чудо, то поняла – я минимум здесь на пару часов… Чтобы показать все его естество, а этому препятствовали две массивные колонны, поставленные относительно близко к алтарной преграде, так что даже широкоугольный объектив не особенно помогал, мне пришлось прибегать ко всевозможным ухищрениям, я гнула свой штатив так, словно он гуттаперчевый…
Понять структуру этого рукотворного великолепия не сложно, иконостас, кроме западной, словно растекаясь, охватывает до восточных откосов оконных ниш часть северной и южной стены (впервые сталкиваюсь с таким приемом). Центральная часть представляет собой трапециевидную в плане нишу. Преграда членится по вертикали витыми и каннелированными колоннами, по горизонтали сильно раскрепованным антаблементом во всех ярусах, имеющим над пряслами иконостаса арочные возвышения – архивольты. На недосягаемой высоте уцелела часть икон, но живописный слой отстал от дерева и по большей части осыпался. Каркас иконостаса скрыт, буквально увит, усыпан всевозможными деталями и филигранной резьбой.
От былого великолепия, даже сегодня вызывающего неподдельный восторг с каждым годом остается все меньше, что же у нас за страна такая, в которой ничего не нужно и никого не жалко?…
Литература:
В.Г. Добронравов. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: Вып. 5 Шуйский и Ковровский уезды. Вязниковский и Гороховецкий уезды. – 1898, c.485-489
СПАМИР Ивановская область, т. 2, 2000, с. 724-734