Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня (Россия, Ивановская область, Палехский район, п. Палех, ул. Ленина, 16А)
Координаты: 56.802616, 41.854765
Если вы бывали в Палехе, то знаете, что наиглавнейшая и самая популярная достопримечательность поселка – Воздвиженский собор, высокая колокольня которого хорошо обозрима с разных точек поселения. Церковь построена в 1762-1774 гг. мастером Егором Дубовым, увековечившим своё имя на западной стене храма. Культовое сооружение во времени претерпело ряд изменений: отдельно стоящая колокольня получила по сторонам нижнего яруса палатки и была соединена переходом с трапезной, которую расширили, и сверху надстроили для устройства третьего придела (всего их четыре: Крестовоздвиженский, Казанский, Никольский и Михаила Архангела).
Искусствоведческий источник относит памятник к редкой типологии нарышкинского стиля с аттиковым ярусом (и здесь мне вспомнилась Владимирская церковь (1797 г.) в Чечкино-Богородском, с похожей объемной композицией четверика).
У меня возник вопрос, почему храм был завершен в 1774, а расписан только в начале XIX в. (если точнее, то с 1807 до 1812 г.)? Монументальную живопись выполнили местные мастера предположительно под руководством художников П. и М. Сапожниковых. Как возможная причина называлась занятость/загруженность палехжан сторонними заказами, но это вряд ли, потому что сроки четко прописывались при заключении подряда…
*Профессор А.В. Бакушинский на основании надписи в храме считал, что, храм расписан артелью Сафонова (Софонова). Вдоль панели стен главного храма существует следующая надпись вязью: «В лето 1807 написася сей храм Воздвижения Чтнаго крта Гдня <…>. Сия стенопись возобновися усердием потомств. почетн. гражданина местнаго иконописца Николая Мих. Софонова…»
Современный исследователь Н.Н. Исаева полагает, что стенописи исполнены мастерами П. и М. Сапожниковыми в сотрудничестве с местными палехскими иконописцами А. Беляевым и С. Вечериным.
Иконописцы Петр и Михаил Сапожниковы
«Крестьяне из Борисоглебских слобод Ростовского уезда Ярославской губернии, крепостные графа В. Г. Орлова, потомственные иконописцы Петр Иванович и Михаил Иванович Сапожниковы работали в последней трети XVIII – начале XIX вв. На рубеже веков они обосновались в Москве, имели собственную мастерскую у церкви Спаса на Спасском валу. В Москве они были известны как борисоглебцы, а за ее пределами – как московские мастера. После 1812 г. артель возглавили сыновья Петра Сапожникова – Владимир и Иван. Обширный ареал распространения их стенописных и иконописных работ (Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Вологда, а также Ярославская, Саратовская, Владимирская и Архангельская губернии) указывает на востребованность практикуемого мастерской «греческого письма» – Н.Н. Исаева.
«Подряд Сапожниковых на роспись Крестовоздвиженской церкви в изобилующем собственными иконописцами Палехе свидетельствует об особом признании их мастерства коллегами. Участие двух местных «иконников» в исполнении работы подтверждает стилистическую совместимость мастеров в манере написания сюжетных композиций.
Система росписи палехской церкви (пять ярусов клейм на стенах) и оформление клейм тонкими рамами традиционны для многих храмов, расписанных несколько ранее, на рубеже XVIII–XIX вв. Разбивка стен на ярусы не вполне соотнесена с архитектурой. На северной и южной стенах верхний ярус клейм перетекает со стены на свод, внизу его прорезают амбразуры окон. Оси клейм не совпадают с осями оконных проемов. Такие сбои в нарезке клейм еще более заметны в росписях алтаря, где композиции произвольно перетекают с одного архитектурного элемента на другой. Оригинальной выглядит роспись сомкнутого свода, равномерно заполненного круглыми клеймами.
Однако ковровый принцип декора приводит к эффекту размывания границ архитектурной формы: стрела подъема свода не выражена, он выглядит как плоский плафон» – Н.Н. Исаева.
Библия К. Вайгеля и росписи Крестовоздвиженского собора
А теперь внимательно посмотрим на живописное убранство храма, которое профессор Анатолий Васильевич Бакушинский назвал: «последней великой стенописью, завершающей цикл развития древнерусской религиозной живописной традиции».
Начало XIX в. – это период господства в русской архитектуре классицизма, а в церковной живописи Владимирской глубинки (ранее Палех входил в Вязниковский уезд Владимирской губернии) – показательный консерватизм, крепкая связь с московской и строгановской традицией и сила сопротивляемости натиску внешних воздействий, главным образом со стороны светского искусства, сознательное следование каноническим образам. Но уже отчетливо проступают перемены не только в иконном пейзаже, но и новой классицистической традиции включать в росписи орнаментальные и архитектурные мотивы. Один из них – изображение в технике гризайль курительницы или фимиамницы с гирляндой под аркой, украшенной розетками и характерными зонтичными мотивами по сторонам (верная примет ампира).
Что касается сюжетов, то здесь мастера опирались на изображения «четверочастной»* Лицевой Библии Кристофа Вайгеля, хотя многие композиции авторски-переработаны, зеркально отражены или дополнены. Мне захотелось выявить аналоги и их сопоставить, приведу пару примеров.
*Названа так русскими мастерами, по расположению на каждом листе 4-х гравюр
Восточный тимпан: 1. изображение «Отечества» — троичного бога, окруженного ангелами, четырьмя евангелистами и благословляющего мир.
Над иконостасом две картины: 4. Следствие грехопадения (Бытие, III, 8); 5. Изгнание из рая (Бытие, III, 24).
Южный тимпан: 1. Сотворение неба и земли (1-й день); 2. Светил и тверди (4-й день); 3. Рыб и птиц (5-й день).
Западный тимпан: 1. Сотворение тверди и воды (2-й день); 2. Сотворение человека (6-й день); 3. Первые люди в раю.
Северный тимпан: 1. Сотворение растений (3-й день); 2. Сотворение человека (6-й день); 3. Грехопадение.
Источники:
Н.Н. Исаева Церковные стенописи Т. А. Медведева и мастеров его круга // Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Вып. 8: XII — XX вв. М., 2010 С. 409-438
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России, Ивановская область, ч. 2, Москва, 2000. С. 682-689
А.В. Бакушинский Искусство Палеха, ACADEMIA, 1934, С. 55-84