Церковь Рождества Христова (Россия, Ивановская область, Комсомольский район, село Седельницы)
Координаты: 57.143734, 40.545653
Рождественская церковь в Седельницах
Я уже рассказывала о купце и фабриканте Михаиле Алексеевиче Павлове (1846—1915), уроженце с. Седельницы близ Писцово Нерехтского уезда. Это весьма противоречивая личность: с одной стороны благотворитель, попечитель образовательных и богоугодных заведений, с другой – расчётливый коммерсант и бессердечный эксплуататор, сколотивший на бесправном и тяжелом труде рабочих многомиллионный капитал.
«Михаил Алексеевич говорил про себя: «Я плотник из Седельниц Костромской губернии»; а в конце своей жизни — это крупный коммерсант-мануфактурист, имевший высокий чин, хорошо знакомый с торговым заграничным миром, побывавший в Париже и в Берлине, в Гамбурге и в Вене, который так же хорошо знал «заграницу», как и свою Шую, — человек с одинаковым достоинством умевший держать себя и в бедной крестьянской избе, и в кабинете министра и в салоне графини. В начале это бедный человек, нуждавшийся в помощи других, а в конце — это богатый щедрый благотворитель, учредитель богаделен, приютов, кормитель бедных нескольких деревень, строитель и благоукраситель многих храмов, и, вообще, человек чутко отзывавшийся на всякую истинную нужду.
Сам прошедши суровую школу бедноты, он понимал истинную нужду и всегда охотно шел ей навстречу. В начале — это плохо обученный грамоте деревенский человек, а в конце это покровитель науки и искусства» — из речи Архиепископа Владимирского и Суздальского Алексия на похоронах М.А. Павлова.
В России принято говорить «о мёртвых либо хорошо, либо ничего», а заключительные слова этой фразы «кроме правды» — не договаривают, как будто их не существует в известном латинском изречении. Так и в речи владыки, было много лести и гипербол. Что касается высокой образованности и внутренней культуры фабриканта, так это опровергается воспоминаниями современников, давших ему меткую характеристику — «самодур русского купечества».
Человек с большими средствами жаждал увековечивания. Вероятно из этой потребности и возникла идея создать в своем родном селе нечто выдающееся, дабы оставить память о себе потомкам. Созданная им мужская второклассная церковно-приходская школа и столярно-токарная ремесленная мастерская заслужила благодарность сельчан, но хотелось большего…
В проведенных поисках мне не удалось найти каких-либо конкретных документов, касаемых строительства храма Рождества Христова – вероятно, эти сведения скрыты в местных архивах, мне же доступны только московские…
Протопит архитекторов Андрея Гуна и Морица Гримма
Но вот что любопытно, у культовой постройки в Седельницах существует прототип, и я попытаюсь это обосновать. В 1903 г. в журнале Зодчий был опубликован проект арх. А. Гуна и М. Гримма Воскресенской церкви у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге. Она сооружена между 1904 и 1908 гг., с значительным упрощением наружного декора. А теперь предлагаю взглянуть на церковь в Седельницах (1905-1910 гг.), и её боковой фасад.
+ Колокольня: абсолютно одинаковое по форме и числу количество ярусов с той же формой окон и пропорциями; идентичный, редко встречающийся в отечественной архитектуре конусовидный шатер.
— Трапезная изменена (одноэтажная, длиннее по продольной оси и с традиционными арочными окнами).
+ Сам храм: компоновка пятиглавия и организация продольных фасадов. Боковые ризалиты, углы которых во втором ярусе срезаны и превращены в своеобразные постаменты для глав. Завершение фасадов карнизом с полуглавием и килевидной арочкой по центру. На северном и южном фасаде огромное, той же формы и размера окно с двумя висячими гирьками.
+ Боковые входы в храм соответствуют входам на изначальном проекте.
+ Ряды кокошников, украшавших барабаны купола и глав.
Кроме того привожу наложение планов, из которого явствует тождественность пропорций основного объема.
Как не сложно заметить, есть существенные отступления от проекта Гуна и Гримма (апсида, выступы по сторонам звонницы, высота трапезной, наружный декор и др.), но в целом довольно точно воспроизведены объемы колокольни и четверика.
В постройке были применены последние инженерные достижения того времени, например, калориферное отопление. В оконных переплетах, отделке и декоре широко использовался металл, художественная ковка. Стены покрывала клеевая живопись с обилием позолоты, от нее остались лишь незначительные фрагменты.
Конечно, М.А. Павлов оставил о себе память грандиозным по сельским меркам храмом, но сельчане не оценили этот дар. После революции собор был превращен в хранилище, а потом и вовсе заброшен. Спустя много лет предпринята попытка возродить церковь, но восстановительные работы замерли в 2008-2009 гг., после обрушения купола. Кадры смятого купольного каркаса, лежащего внутри храма облетели соцсети, и на этой локации не побывали разве что самые ленивые.
Источники
Павлов Михаил Алексеевич — Шуя — История — Каталог статей — Любовь безусловная
Зодчий №49, 7 декабря, 1903 г., Л. 58-60
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область, ч. 2, Москва, 2000, С. 548-551