Александрия – дворцово-парковый ансамбль Петергофа (Россия, Ленинградская область, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект), вход рядом с д. №121, к.2
Парк Александрия
Телефон для справок:
+7 (812) 450-56-52, (812) 450-52-87, (921) 922-14-79 (с 10.00 до 20.00 без выходных)
Открыт для посещений:
с 9.00 до 22.00 – вход 200 р. (с 17.00 вход бесплатный),
кассы: с 9.00 до 17.00
Кроме того для каждой экспозиции следует приобрести отдельный билет:
Фермерский дворец с 10.30 до 17.00 – вход 250 р.
Дворец «Коттедж» с 10.30 до 17.00 – вход 300 р. и др.
Сайт: https://peterhofmuseum.ru/objects/aleksandriya
Парк Александрия и его достопримечательности
Ах Александрия, как ты прекрасна! Ты до сих пор в моих воспоминаньях… Мы оказались в резиденции в понедельник, все экспозиции были закрыты, но парк доступен для прогулки. К тому же в тот год дворец-коттедж (1826-1829 гг. арх. А. Менелас) и Капелла – церковь Александра Невского (1830-1834 гг. арх. К.-Ф. Шинкель, под руководством А. Менелас и И. Шарлеманя) находились на реставрации.
План парка
Готическая Капелла – гармония благородства и утонченности
В архитектуре придворной церкви заметно влияние немецкой архитектуры, что неудивительно — проект был заказан в 1829 г. зодчему Шинкелю – немцу по происхождению, который разработал три варианта фасадов и планов. В итоге, в 1830 г. был утвержден вариант, отличавшийся наибольшим богатством скульптурного убранства и филигранной трактовкой декора. Постройку капеллы поручили арх. А. Менеласу, который начал строительство в 1831 году. Модели кронштейнов, балдахинов и орнаментальных поясков выполнил лепщик М. Соколов. Мастера Л. Суханов, С. Копылов и И. Абрамов вырубили гранитные ступени для крылец порталов. В сентябре 1831 г. после смерти Менеласа строительство Капеллы продолжил арх. И. Шарлемань. фасадов и планов. В итоге, в 1830 г. был утвержден вариант, отличавшийся наибольшим богатством скульптурного убранства и филигранной трактовкой декора. Постройку капеллы поручили арх. А. Менеласу, который начал строительство в 1831 году. Модели кронштейнов, балдахинов и орнаментальных поясков выполнил лепщик М. Соколов. Мастера Л. Суханов, С. Копылов и И. Абрамов вырубили гранитные ступени для крылец порталов. В сентябре 1831 г. после смерти Менеласа строительство Капеллы продолжил арх. И. Шарлемань. В 1832 г. литейные работы были закончены. Мастера Александровского литейного завода по моделям, изготовленным на основе рисунков Менеласа и Шарлеманя, отлили из чугуна около тысячи разнообразных художественных деталей. В том же году по 12 моделям В.И. Демут-Малиновского на Александровском заводе из медных листов были выбиты 43 статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и богоматери с младенцем. В пер. пол. 1833 г. на Петербургском стеклянном заводе по специальным шаблонам выполнили цветные зеркальные стекла для витражей, установленных в розетках над порталами, а в следующем году все работы были завершены.
В том, что мы приехали в выходной – была своя прелесть – отсутствие групп туристов… мы уже так привыкли к толчее соотечественников и путешественников из поднебесной в питерских музеях, что я не могла представить себе, что бывает по другому… А здесь – куда не кинь взор – везде пустынные аллеи и луговины, идиллия! Вероятно, именно из-за этого парк Александрии показался мне таким уютным и умиротворенным.
Расстояния между музейными объектами довольно внушительные (к слову сказать, площадь парка составляет 115 га), тем, кто не любит много ходить пешком — рекомендую воспользоваться экскурсионными паровозиками.
Меня приводило в восторг здесь буквально все: бесконечные, аккуратно подстриженные газоны и луга, порой простирающиеся если уж не до самого горизонта, то до самой лазури морского залива; громадные кряжистые дубы с великолепными раскидистыми кронами; пруды, связанные протоками, поросшими осокой и кувшинками; обилие цветов… В Александрии все масштабно и величественно, но без показной роскоши. Этакий сельский шик, поражающий размахом. Нет помпезных фонтанов, сверкающих позолотой чопорных павильонов… вместо них с умело расставленными архитектурными акцентами широко раскрытые просторы, или волнующийся рельеф в зеленых кулисах парка…
История
В давние время эта местность принадлежала сподвижнику Петра Великого Александру Даниловичу Меншикову, который повелел строить дворец «Монкураж», затем его заклятым политическим противникам Долгоруковым. Однако «пустые долгоруковские места» так и остались неосвоенными, хозяева попали в опалу, а вот императрица Анна Иоановна нашла им применение (1733 г.). Она устроила здесь свой охотничий сад («Ягд-Гартен») с егерской слободой, загонами для животных и деревянным павильоном «Темпель» (откуда собственно и стреляла по зверью, согнанному в долину).
В зверинце содержали различных животных: от привычных на Руси зайцев, кабанов и оленей до экзотических буйволов, песцов, барсов, росомах, и тигров…
В 1825 г. хозяином владений стал император Николай I, он преподнес землю в дар своей супруге Александре Федоровне (в честь нее парк и получили свое название).так и остались неосвоенными, хозяева попали в опалу, а вот императрица Анна Иоановна нашла им применение (1733 г.). Она устроила здесь свой охотничий сад («Ягд-Гартен») с егерской слободой, загонами для животных и деревянным павильоном «Темпель» (откуда собственно и стреляла по зверью, согнанному в долину).
В зверинце содержали различных животных: от привычных на Руси зайцев, кабанов и оленей до экзотических буйволов, песцов, барсов, росомах, и тигров…
В 1825 г. хозяином владений стал император Николай I, он преподнес землю в дар своей супруге Александре Федоровне (в честь нее парк и получили свое название). С этого момента ландшафт резиденции стал оформляться на принципах живописности (паркостроитель П.И. Эрлер трудился над его созданием 20 лет), он был распланирован на две террасы: на верхней – расположились все основные постройки. Интересна история его создания: «Посадки вели садовые мастера Ф. Вендельсдорф. П. Родионов, А.И. Гомбель, и затем упомянутый выше П.И. Эрлер. В 1826 г. у подножия склона были выкопаны два пруда и поставлены для подъема воды деревянные плотины. В том же году высажено около двух сотен больших и 10000 молодых деревьев, трех тысяч кустарников; из Таврического сада были доставлены 9000 кустарников. В следующие два года в парке высадили еще 23500 деревьев и кустарников».
Дворец-коттедж
Императрица очень любила дворец-коттедж, называла его своей обителью. Обитель, кстати, строил шотландский архитектор Адам Менелас, усердно бросавший в почву русской архитектуры зерна европейского средневековья и готики. В Александрии они прижились и вполне уместны. Росписи в интерьере частично выполнены живописцем В. Додоновым в 1827-1829 гг., частично художниками А. Носковым, О. Коробовым, К. Селезневым и др. под руководством академика живописи Д.-Б. Скотти.
Поблизости от дворца находятся два двухэтажных корпуса – это служебное здание и великокняжеский домик.
Фермерский дворец
Еще один дворец «родился» из небольшой идиллической сельской постройки – так называемой Фермы (1829-1831 гг., арх. А. Менелас), и по нему получил название – «Фермерский». Маленький домик был перестроен А.И. Штакеншнейдером (неоднократно переделывался, вплоть до 1859 г.) и стал свадебным подарком Николая I для новобрачных: его сына цесаревича Александра (в будущем Александр II) и немецкой принцессы Максимилианы-Вильгельмины-Августы-Софии-Марии.
Он то как раз и стал объектом моего пристального внимания. Не смотря на то, что пришлось снимать из-за ограды – мне удалось многое! Головокружительная, чарующая красота, особенно остро ощущаемая в уединении…
Архивные чертежи и фотографии
№5-16 фото 1893 г., источник www.andcvet.narod.ru
- Проект Фермы в Александрии (архитектор А. Менелас)
- Парк Александрия, генплан (А – пристройка кабинета для Государя Императора; В – отдельный домик для Государя Наследника Цесаревича)
- Парк Александрия, архивный генплан
- Нижняя дача в Петергофе (акварель)
- Дворец Коттедж в Александрии, Петергоф
- Дворец Коттедж, вид на террасу с балконом
- Парк Александрия, дворец Коттедж
- Фермерский дворец, Петергоф
- Веранда Фермерского дворца в Петергофе
- Дворец Коттедж
- Готическая капелла в парке Александрия
- Скамейка-беседка в саду дворца Коттедж
- Нижняя дача в Петергофе (сохранилась в руинированном состоянии)
- Деревянный домик в парке Александрия
- Статуя в саду Фермерского дворца
- Фермерский дворец, лестница в сад
Литература:
Е.Д. Юхнёва Прогулки по Петергофу и Стрельне XIX в., СПб издательство «Паритет», 2015, с. 44-68.
А.Ф. Гейрот Описание Петергофа СПб «Крига», 2018, с. 231-242.