Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль Александрия

Александрия – дворцово-парковый ансамбль Петергофа (Россия, Ленинградская область, Петергоф, Санкт-Петербургский проспект), вход рядом с д. №121, к.2

Парк Александрия

Телефон для справок:
+7 (812) 450-56-52, (812) 450-52-87, (921) 922-14-79 (с 10.00 до 20.00 без выходных)
Открыт для посещений:
с 9.00 до 22.00 – вход 200 р. (с 17.00 вход бесплатный),
кассы: с 9.00 до 17.00
Кроме того для каждой экспозиции следует приобрести отдельный билет:
Фермерский дворец с 10.30 до 17.00 – вход 250 р.
Дворец «Коттедж» с 10.30 до 17.00 – вход 300 р. и др.
Сайт: https://peterhofmuseum.ru/objects/aleksandriya

icon-car.png
Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль Александрия

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль Александрия 59.879796, 29.938838 Петергоф. Дворцово-парковый ансамбль Александрия

Парк Александрия и его достопримечательности

Ах Александрия, как ты прекрасна! Ты до сих пор в моих воспоминаньях… Мы оказались в резиденции в понедельник, все экспозиции были закрыты, но парк доступен для прогулки. К тому же в тот год дворец-коттедж (1826-1829 гг. арх. А. Менелас) и Капелла – церковь Александра Невского (1830-1834 гг. арх. К.-Ф. Шинкель, под руководством А. Менелас и И. Шарлеманя) находились на реставрации.

План парка

1. Верхняя караулка
2. Служебный корпус
3. Кухонный корпус
4. Дворец-Коттедж
5. Адмиральский домик (нижняя караулка)
6. Руинный мост
7. Руины нижней дачи
8. Готический колодец
9. Фермерский дворец
10. Могила садовника П.И. Эрлера
11. Императорский телеграф
12. Новая ферма
13. Церковь Александра Невского (Готическая капелла)

Готическая Капелла – гармония благородства и утонченности

В архитектуре придворной церкви заметно влияние немецкой архитектуры, что неудивительно — проект был заказан в 1829 г. зодчему Шинкелю – немцу по происхождению, который разработал три варианта Архитектор А. Менеласфасадов и планов. В итоге, в 1830 г. был утвержден вариант, отличавшийся наибольшим богатством скульптурного убранства и филигранной трактовкой декора. Постройку капеллы поручили арх. А. Менеласу, который начал строительство в 1831 году. Модели кронштейнов, балдахинов и орнаментальных поясков выполнил лепщик М. Соколов. Мастера Л. Суханов, С. Копылов и И. Абрамов вырубили гранитные ступени для крылец порталов. В сентябре 1831 г. после смерти Менеласа строительство Капеллы продолжил арх. И. Шарлемань. Скульптор В.И. Демут-Малиновскийфасадов и планов. В итоге, в 1830 г. был утвержден вариант, отличавшийся наибольшим богатством скульптурного убранства и филигранной трактовкой декора. Постройку капеллы поручили арх. А. Менеласу, который начал строительство в 1831 году. Модели кронштейнов, балдахинов и орнаментальных поясков выполнил лепщик М. Соколов. Мастера Л. Суханов, С. Копылов и И. Абрамов вырубили гранитные ступени для крылец порталов. В сентябре 1831 г. после смерти Менеласа строительство Капеллы продолжил арх. И. Шарлемань. В 1832 г. литейные работы были закончены. Мастера Александровского литейного завода по моделям, изготовленным на основе рисунков Менеласа и Шарлеманя, отлили из чугуна около тысячи разнообразных художественных деталей. В том же году по 12 моделям В.И. Демут-Малиновского на Александровском заводе из медных листов были выбиты 43 статуи: фигуры ангелов, апостолов, евангелистов и богоматери с младенцем. В пер. пол. 1833 г. на Петербургском стеклянном заводе по специальным шаблонам выполнили цветные зеркальные стекла для витражей, установленных в розетках над порталами, а в следующем году все работы были завершены.

В том, что мы приехали в выходной – была своя прелесть – отсутствие групп туристов… мы уже так привыкли к толчее соотечественников и путешественников из поднебесной в питерских музеях, что я не могла представить себе, что бывает по другому… А здесь – куда не кинь взор – везде пустынные аллеи и луговины, идиллия! Вероятно, именно из-за этого парк Александрии показался мне таким уютным и умиротворенным.

Расстояния между музейными объектами довольно внушительные (к слову сказать, площадь парка составляет 115 га), тем, кто не любит много ходить пешком — рекомендую воспользоваться экскурсионными паровозиками.

Меня приводило в восторг здесь буквально все: бесконечные, аккуратно подстриженные газоны и луга, порой простирающиеся если уж не до самого горизонта, то до самой лазури морского залива; громадные кряжистые дубы с великолепными раскидистыми кронами; пруды, связанные протоками, поросшими осокой и кувшинками; обилие цветов… В Александрии все масштабно и величественно, но без показной роскоши. Этакий сельский шик, поражающий размахом. Нет помпезных фонтанов, сверкающих позолотой чопорных павильонов… вместо них с умело расставленными архитектурными акцентами широко раскрытые просторы, или волнующийся рельеф в зеленых кулисах парка…

История

В давние время эта местность принадлежала сподвижнику Петра Великого Александру Даниловичу Меншикову, который повелел строить дворец «Монкураж», затем его заклятым политическим противникам Долгоруковым. Однако «пустые долгоруковские места» Император Николай Iтак и остались неосвоенными, хозяева попали в опалу, а вот императрица Анна Иоановна нашла им применение (1733 г.). Она устроила здесь свой охотничий сад («Ягд-Гартен») с егерской слободой, загонами для животных и деревянным павильоном «Темпель» (откуда собственно и стреляла по зверью, согнанному в долину).
В зверинце содержали различных животных: от привычных на Руси зайцев, кабанов и оленей до экзотических буйволов, песцов, барсов, росомах, и тигров…
В 1825 г. хозяином владений стал император Николай I, он преподнес землю в дар своей супруге Александре Федоровне (в честь нее парк и получили свое название).Императрица Александра Федоровнатак и остались неосвоенными, хозяева попали в опалу, а вот императрица Анна Иоановна нашла им применение (1733 г.). Она устроила здесь свой охотничий сад («Ягд-Гартен») с егерской слободой, загонами для животных и деревянным павильоном «Темпель» (откуда собственно и стреляла по зверью, согнанному в долину).
В зверинце содержали различных животных: от привычных на Руси зайцев, кабанов и оленей до экзотических буйволов, песцов, барсов, росомах, и тигров…
В 1825 г. хозяином владений стал император Николай I, он преподнес землю в дар своей супруге Александре Федоровне (в честь нее парк и получили свое название). С этого момента ландшафт резиденции стал оформляться на принципах живописности (паркостроитель П.И. Эрлер трудился над его созданием 20 лет), он был распланирован на две террасы: на верхней – расположились все основные постройки. Интересна история его создания: «Посадки вели садовые мастера Ф. Вендельсдорф. П. Родионов, А.И. Гомбель, и затем упомянутый выше П.И. Эрлер. В 1826 г. у подножия склона были выкопаны два пруда и поставлены для подъема воды деревянные плотины. В том же году высажено около двух сотен больших и 10000 молодых деревьев, трех тысяч кустарников; из Таврического сада были доставлены 9000 кустарников. В следующие два года в парке высадили еще 23500 деревьев и кустарников».

Дворец-коттедж

Императрица очень любила дворец-коттедж, называла его своей обителью. Обитель, кстати, строил шотландский архитектор Адам Менелас, усердно бросавший в почву русской архитектуры зерна европейского средневековья и готики. В Александрии они прижились и вполне уместны. Росписи в интерьере частично выполнены живописцем В. Додоновым в 1827-1829 гг., частично художниками А. Носковым, О. Коробовым, К. Селезневым и др. под руководством академика живописи Д.-Б. Скотти.
Поблизости от дворца находятся два двухэтажных корпуса – это служебное здание и великокняжеский домик.

Фермерский дворец

Еще один дворец «родился» из небольшой идиллической сельской постройки – так называемой Фермы (1829-1831 гг., арх. А. Менелас), и по нему получил название – «Фермерский». Маленький домик был перестроен А.И. Штакеншнейдером (неоднократно переделывался, вплоть до 1859 г.) и стал свадебным подарком Николая I для новобрачных: его сына цесаревича Александра (в будущем Александр II) и немецкой принцессы Максимилианы-Вильгельмины-Августы-Софии-Марии.
Он то как раз и стал объектом моего пристального внимания. Не смотря на то, что пришлось снимать из-за ограды – мне удалось многое! Головокружительная, чарующая красота, особенно остро ощущаемая в уединении…

Архивные чертежи и фотографии

№5-16 фото 1893 г., источник www.andcvet.narod.ru

  1. Проект Фермы в Александрии (архитектор А. Менелас)
  2. Парк Александрия, генплан (А – пристройка кабинета для Государя Императора; В – отдельный домик для Государя Наследника Цесаревича)
  3. Парк Александрия, архивный генплан
  4. Нижняя дача в Петергофе (акварель)
  5. Дворец Коттедж в Александрии, Петергоф
  6. Дворец Коттедж, вид на террасу с балконом
  7. Парк Александрия, дворец Коттедж
  8. Фермерский дворец, Петергоф
  9. Веранда Фермерского дворца в Петергофе
  10. Дворец Коттедж
  11. Готическая капелла в парке Александрия
  12. Скамейка-беседка в саду дворца Коттедж
  13. Нижняя дача в Петергофе (сохранилась в руинированном состоянии)
  14. Деревянный домик в парке Александрия
  15. Статуя в саду Фермерского дворца
  16. Фермерский дворец, лестница в сад

Литература:
Е.Д. Юхнёва Прогулки по Петергофу и Стрельне XIX в., СПб издательство «Паритет», 2015, с. 44-68.
А.Ф. Гейрот Описание Петергофа СПб «Крига», 2018, с. 231-242.

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только