Музей-усадьба Поленово

В усадьбе функционирует Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова

  • Часы работы: в ЗИМНИЙ период — с 11.00 до 16.00, в ЛЕТНИЙ период с 11.00 до 17.00. Понедельник, вторник — выходные дни, последний четверг каждого месяца — санитарный день
  • Адрес музея: 301011 Россия, Тульская область, Заокский район, п/о Страхово
  • Телефон/Факс: (487 34) 2 1180

В летний период – с мая по октябрь включительно – по субботам и воскресеньям музей работает по предварительным заявкам!

Как добраться?

  • На автомобиле, двигаясь из Москвы по Симферопольской трассе [М-2] за мостом через р. Оку сверните на указателе «Заокский, Поленово» и далее следуйте информационным щитам, не заблудитесь
  • Общественным транспортом: от Серпухова — автобусом № 105 до Поленово
  • На электричке — до станции «Тарусская», на автобусе — до Поленово

Недалеко от Таруссы, на высоком холме над Окой, более ста лет стоит красивый трёхэтажный белый дом с крутыми скатами кровли. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Он построен в 1892 г. Василием Дмитриевичем Поленовым, выдающимся русским пейзажистом. Знаменитый «Дом над Окой» строился как музей и мастерская для работы живописцев — друзей и учеников Поленова… Ещё в 1887 г. художник мечтал о Доме-музее в деревне, в котором он мог бы сосредоточить все ценности, собранные, как он говорил, четырьмя поколениями.

Описание усадьбы Поленово

План усадьбы Поленово

План усадьбы Поленово

1. Дом-музей, 2. Флигель, 3. «Аббатство», 4. Фахверковый сарай, 5. Дом управляющего, 6. Коровник, 7. Конюшня и каретный сарай, 8. Сенной сарай, 9. «Адмиралтейство», 10. Банька (Дом С. Прокофьева), 11. «Игральный» домик, 12. Погребница, 13. Дровяной навес, 14. Дом садовника, 15. Служебный флигель, 16. Въездная аллея, 17. Сосновая аллея, 18. Березовая аллея, 19. Омшанник

В восьмидесятых годах позапрошлого столетия на берегу Оки, над зарослями орешника, в зелени вязов, дубов и клёнов, чуть виднелись соломенные кровли приютившегося здесь небольшого села Бехово, со старой деревянной церковью и заброшенной усадьбой обедневшей помещицы Саблуковой.
Это живописное и глухое место привлекло внимание Василия Дмитриевича, проплывавшего мимо на пароходе осенью 1887 г. Здесь он задумал исполнить свою давнишнюю мечту — приобрести уголок земли и построится на нём по своему вкусу.

1. В.А. Поленов (дед художника)
2. Портрет В.Д. Поленова (И.Е. Репин, 1877)
3. В.Д. Поленов в детстве
4. Н.В. Поленова (жена художника). Н.Д. Кузнецов, 1885 г.
5. Слева направо: П.О. Ковалевский, И.Е. Репин, Г.Ф. Урлауб, К.А. Савицкий, Е.К. Макаров. Стоят: В.Д. Поленов, М.А. Кудрявцев
6. В.Д. Поленов в лодке на Оке, 1911 г.
7. В.Д. Поленов с детьми у западной террасы, 1907 г.
8. В.Д. Поленов с женой на ярмарке в Тарусе, 1908 г.

Летом 1889 г. Поленов снова побывал в Бехово для окончательного решения о покупке саблуковского имения и выбора места для будущего строительства. В начале 1890 г. купчая была оформлена, а весной того же года семья художника переехала во временно поставленный двухэтажный бревенчатый флигель.
Усадебный дом Поленова не был типичной помещичьей постройкой с колоннами, антресолями и балконами. Этот бревенчатый дом отличается простотой фасадов, и разнообразием перспектив и ракурсов. Вся его красота — в удивительных интерьерах, в которых даже дверные ручки выполнены по эскизам Поленова. Белое кирпичное здание мастерской с угловой башенкой под красной черепичной кровлей было построено в 1904 г. Оно удачно вписалось в архитектурный ансамбль усадьбы.

Сам Василий Дмитриевич называл архитектуру своих построек «скандинавской», но теперь мы знаем, что верно было бы назвать её «поленовской»… В здании Аббатства, неповторимом и эклектичном, просматриваются черты романского стиля. Скромная постройка в глубине парка с громким названием «Адмиралтейство» — всего лишь лодочный сарай.
Ныне, всё это — Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова. Режим работы: с 11.00 до 17.00. Выходные: понедельник и вторник. Сан. день: последний четверг каждого месяца. (С 15 апреля по 1 мая музей закрыт на сезонную уборку.)
В 1,5 км от музея, в селе Бехово находится Троицкая церковь, близкая по архитектуре усадебным постройкам Поленово.

Парк усадьбы Поленово

По материалам буклета-путеводителя «Поленово» Мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника, б/г.
В восьмидесятых годах прошлого века (прим. в 1890-х гг.) над зарослями прибрежного ивняка и густыми чащами черемухи, над заливным лугом у слияния маленькой Скнижки с полноводной Окой, над молодым березовым перелеском с кустами орешника и бересклета поднимался совершенно голый холм — сжатое ржаное поле с одиноким кустиком можжевельника посередине. Василий Дмитриевич, очень чуткий и внимательный к окружающей природе, сохранил этот куст, назвав его «хозяином» здешнего места. Он обрубил нижние ветви куста, оставив ствол-проводник. Можжевельник быстро пошел в рост и через несколько десятилетий превратился в высокое стройное дерево, видом своим напоминающее кипарис. С него и началось создание будущего парка.
От двух каменных столбов ворот главного въезда в усадьбу ведет в сторону дома сосновая аллея — одна из первых посадок, сделанных Поленовым на бывшем ржаном поле.
Привычными в старинном парковом и усадебном строительстве были липовые и березовые аллеи. Поленов предпочел сосну, напоминавшую ему родной север, правильно решив, что на открытом месте с песчаным грунтом сосна будет быстро и хорошо развиваться.

При входе в усадьбу растут несколько старых вязов, высаженных сыном художника в 1915 году. Правее, вдоль ограды, — лиственницы и ели.
Прямо перед воротами, в глубине на фоне зелени, стоит здание Аббатства. Правее Аббатства, напротив Большого дома, под разросшимися березами Поленовым была выстроена избушка для детских игр. Косогор за избушкой засажен березой. Выше березового косогора сын художника Д.В. Поленов посадил «римскую рощу», в которой стремился собрать как можно больше пород и сортов деревьев и кустарников, характерных для Верхней Оки. По краям «римской рощи» посажены березы, ветлы и дубы, далее — у северо-восточной границы усадьбы — аллея из лип и елей. Сохранились остатки лесопитомника, высаженного в начале 1900-х годов сыном художника.

От центра усадьбы вниз к Оке ведет дорожка. Здесь стоят столбы каменных ворот, крытые черепицей, — северный вход в усадьбу. Вся усадебная земля была обнесена декоративной изгородью из местного камня — известняка, по типу тех, которые напоминали художнику Вель и были запечатлены им на многочисленных этюдах.
Дорожка от центра усадьбы до северных ворот ведет к березам, под которыми стояла любимая скамейка Василия Дмитриевича. В последние годы жизни художник совершал ежедневные прогулки к этому месту. Отсюда он любил смотреть на излучину реки за беховским перекатом. В конце дорожки, ведущей к Оке, находилось здание «Адмиралтейства», в настоящее время восстановленное.

В летние месяцы Поленов мало занимался живописью, большую часть времени проводил на реке. Несколько лет он строил каменную дамбу, с помощью которой хотел восстановить старую песчаную отмель правого берега. Каменную дамбу во время каждого половодья затягивало песком и илом, она стала зарастать лозняком, а с северной стороны, обращенной к окскому стрежню, появились вскоре у ее берега заросли камыша. Образовалась заводь-протока от берега до дамбы шириной около десяти метров, а с восточной стороны потянулась от дамбы песчаная коса, переходящая в маленькую отмель.
У подножия холма, поросшего смешанным лесом, — небольшой бревенчатый домик, названный сейчас «домом Прокофьева». В 1930-е годы композитор Сергей Сергеевич Прокофьев писал здесь музыку к балету «Ромео и Джульетта». В «дом Прокофьева» и сейчас приезжают жить и работать художники, писатели, композиторы, артисты.

Тропинка от «дома Прокофьева» идет вверх к Аббатству. В западной части парка по тропинке можно спуститься вниз, к подножию холма. Здесь В.Д. Поленов устроил смотровую площадку с широким обзором на Оку от беховского переката до Тарусы.Из окон Большого дома через широкую просеку открывается прекрасный вид на Оку. Просека эта служит границей между лиственным и хвойным лесом: за ней начинается сосновый бор, давший первоначальное название всей усадьбе — Борок.Широкая поляна, примыкающая к западному фасаду дома, раньше замыкалась саженым сосновым бором. Постепенно поднимаясь, деревья закрыли вид на Тарусу и затемнили нижние комнаты музея. Василий Дмитриевич стремился восстановить этот изумительный по красоте вид, но осуществить свой замысел не успел. После смерти художника это сделал его сын — Д.В. Поленов. У южной террасы дома находится эспланада с разбитыми на ней цветниками. Эта полукруглая насыпная площадка выступом обращена в сторону Оки. По краям эспланады были высажены декоративные кустарники.
Уникальный мемориальный парк музея-усадьбы был создан руками человека — большого художника, умевшего видеть через десятилетия. Сейчас в нем ежегодно производятся санитарные и ландшафтные рубки, ведутся лесопосадки. Это — тоже традиция Василия Дмитриевича Поленова, стремившегося всеми доступными человеку средствами добавить красоты окружающему миру.

Архивные фотографии усадьбы Поленово

1-11. Фото Э. Стейнерта

Схема проезда

icon-car.png
Усадьба Поленово

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Поленово 54.747805, 37.235434 Усадьба Поленово

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только