Церковь Николая Чудотворца в Руднево (Россия, Тульская область, Ленинский район, с. Руднево)
Координаты: 54.355211, 37.809000
Остались только предания… и погибающая церковь…
Церковь от села отделяет цепь каскадных прудов, на аэро-фото съемке еще видны ровные линии аллей, формировавшие регулярный парк. Среди зелени, в пустующем квадрате, угадывается место бывшего двухэтажного барского дома. Время всё поглотило, сгладило, остались только предания, пожелтевшие листы архивных документов и прекрасная, погибающая церковь…
По некоторым данным имение было основано в середине XVIII в. И.С. Игнатьевым, затем принадлежало его наследникам, в XIX столетии отставному поручику Николаю Степановичу Еропкину (1821-1893) и его дочери Варваре, в 1900-х гг. – вдове уездного предводителя дворянства коллежской советнице Варваре Павловне Херодиновой (урожденной Воейковой) – А.Б. Чижков.
После Игнатьевых называют и других владельцев: П.И. Давыдову, М.В. Раевскую, Стрекаловых. Я не знаю, чья точка зрения здесь верна, но должно быть документальное подтверждение. В отношении, например, Еропкина оно имеется в «Дворянском сословии Тульской губернии»…
По данным Ф. 1354 РГАДА в 1777 г. владение «Руднево село с деревнями, при майорши Афимьи Ивановой жены Игнатьевой с прочими. Душ мужского пола по ревизии 174. Земли удобной 1254 д. 398 саж. Неудобной 30 д. 1760 саж. Всего 1225 д. 1198 саж.»
Если связывать возникновение усадьбы с постройкой церкви, то датировка требует уточнения. В справочнике П.И. Малицкого указано: «Лета от сотворения мира 7263 году, от Рождества Христова 1755 году построен сей храм Божий тщанием и трудами полковника Ивана Степанова Игнатьева». Но по мнению искусствоведа А.В. Чекмарева по стилистическим особенностям церковь можно отнести к нач. XVIII столетия. Тогда инициатором её постройки мог быть отец выше упомянутого помещика – С.Л. Игнатьев (1688-1747).
По роду своей деятельности Степан Лукич проживал в Санкт-Петербурге, и как принято — владел угодьями в разных губерниях России. Выходец из незнатного дворянского рода, он прошел путь от сержанта лейб-гвардии Семеновского полка до Вице-президента Военной коллегии (1741), главноначальствующего Санкт-Петербурга (1744) и коменданта Петропавловской крепости (1734—1747). Его наследник (сын), вероятно решил дополнить храм узкой трапезной с приделами, и поставить колокольню.
В 1875 г. храм «усилиями» губернского архитектора Рота обрастает новыми объемами более широкой трапезной с приделами и примкнувшей с востока апсидой. Поздние пристройки практически скрыли древнее ядро от зрителя, превратив его в заурядный памятник.
Однозначно шедевр!
Что же такого особенного в этой культовой постройке, заслужившей эпитет «шедевр»?
Храм принадлежит к группе центрических церквей рубежа XVII-XVIII вв. (в данном случае это «октаконх», т.е. имеющий восьмилепестковый план), в котором органично соединились европейская объёмно-планировочная схема, классический ордер, и белокаменный декор экстерьера в духе нарышкинского стиля.
«Большинство храмов этой иконографической линии являлись вотчинными или ружными, то есть были привилегированными и строились знатными заказчиками в своих загородных имениях исключительно для себя и своей семьи. Функция храма – частной капеллы вполне соответствовала архитектурной композиции небольшого центрического башнеобразного здания, изящного, красивого и предназначенного лишь для немногих избранных молящихся. В начале XVIII в. практика строительства индивидуальных церквей была весьма распространена, однако в дальнейшем Пётр I начнёт бороться с домовыми, ружными или «бесприходными» храмами и будет запрещать их» — писал в своей диссертации А.Н. Яковлев.
«Тип октоконхов просуществовал сравнительно недолго: уже к последней четверти столетия он угас. Распространение его было связано с конкретной иконографией и конкретной исторической подоплёкой, связанной с возвышением юного царя Петра. Всего насчитывается пятнадцать храмов, связанных с иконографией многолепесткового плана. Из них двенадцать относятся к раннему этапу зарождения центрических композиций, а три более поздние появились в период барокко и классицизма. Шесть памятников, выстроенных примерно в начале столетия, почти дословно цитируют прототип.
Наиболее ранним подражанием явилась церковь Знамения в селе Перово (1690–1705) в Москве, заказанная кн. Петром Алексеевичем Голицыным» — А.Н. Яковлев. (Прототипом для неё послужил храм Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря в Москве)
Наружная отделка фасадов собственно храма по каким-то причинам так и осталась незавершенной, а декорация интерьера, выполненная в весьма изысканной манере, возведена в ранг высокого искусства. Поражает, как с помощью профилированных пилястр, карнизов, тяг и обрамлений модульонов в пространстве создается ритмичный ажурный рисунок, подчеркивающий устремленность ввысь. Капители нижнего яруса здесь трактованы очень свободно и представляют собой грозди винограда, экзотические фрукты и цветы, собранные между волют, и обрамленные листьями аканта.
Источники
Мурзанов Н. А. Правительствующий Сенат (Господа сенат). 22 февраля 1711−22 февраля 1911. Список сенаторов. − С.-Петербургъ: Сенатская типография, 1911. C. 21
П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Тульский уезд, стр. 684
А.В. Чекмарев Забытый шедевр Никольская церковь в селе
А.Н. Яковлев Ротондальные храмы России XVIII – первой четверти XIX века: формирование и распространение устойчивых архитектурных типов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. М., 2022, С. 87-90
А.Б. Чижков Тульские усадьбы, Тула, 2011, С. 106-107
РГАДА, Ф. 1354 Планы дач генерального и специального межевания, 1746-1917 гг. Тульская губерния, Тульский уезд
И.В. Северцева Лепестковый храм села Руднево // Архив Наследия – 2011. Научный сборник. М.: Институт наследия, 2012. С. 53.
В.И. Чернопятов Дворянское сословие Тульской губернии. — Тула : Тип. Губ. Правления, 1912, Т. 7 (16) : «Некрополь» С. 58