Церковь Спаса Преображения на Ковалеве (Россия, Новгородская область, Ковалево). Расположена в 4 км к востоку от Великого Новгорода, за р. Малый Волховец (по дороге к храму Спаса на Нередице)
По свидетельству летописей, каменная церковь сооружена в 1345 г. неким Акинфом (Онцифором) Жабиным, вероятно, богатым боярином, не занимавшим, однако, высоких официальных должностей (как одно время считалось). Одновременно или чуть ранее здесь основан мужской монастырь. В 1380 г. храм расписан по заказу Афанасия Степановича и его «подружи» Марии. Примерно в это же время к основному объему пристроен южный притвор, в котором при исследованиях обнаружен целый ряд погребений, в том числе и в каменных саркофагах — по-видимому, захоронений заказчиков строительства и росписи храма. Памятник возведен в период поисков в новгородском зодчестве, поэтому он во многом не похож на другие храмы своего времени. Это невысокая кубическая постройка средних размеров (11,5 х 11 м без апсиды), с позакомарным завершением, крупной главой и сильно выступающей апсидой.
Описание
С трех сторон к зданию примыкают пониженные притворы, отличающиеся друг от друга размерами, формами, а также назначением: западный притвор, самый маленький, служил входным тамбуром, северный удлиненный и двухэтажный не сообщался с храмом и использовался для хозяйственных нужд, а его верхний арочный проем — как звонница (возможно, уникальный пример для данного периода); южный, более поздний притвор, являлся усыпальницей, а потом приделом.
Кровли были сделаны из свинцовых листов. Фасады расчленены лопатками только в верхней части, лишены окон и декора (за исключением стрельчатой ниши на южной стене, позднее оказавшейся внутри притвора, и карниза из зубцов). На фасадах притворов отсутствуют даже лопатки, и только стены южной пристройки украшены пятью каменными вкладными крестами. Внутри храма четыре квадратных в сечении столба придвинуты к стенам, освобождая центральное пространство. В западной трети вверху размещены хоры и тесные каморы в углах, куда ведет внутристенная лестница.
Особенностями интерьера являются наличие ниш-печур (тайников?) в стенах, полукоробовые («четвертные») своды в западных углах, не соответствующие позакомарному покрытию, и необычно малое количество оконных проемов. Первоначально имелось восемь больших окон в барабане, окно на южном фасаде, маленькое оконце в диаконнике и, может быть, одно или два окна в апсиде.
Во время росписи и строительства южного притвора были заложены четыре окна в барабане и южное окно, а позднее — остальные окна барабана и одно в апсиде. Затемненность интерьера была связана с аскетическими философско-богословскими представлениями и мистическим отношением к свету, распространившимися в это время в монашеской среде. Образ памятника и некоторые его формы (позакомарное завершение) тяготеют к древности, к архаике; скорее всего, образцом для подражания мастерам послужили расположенные неподалеку церкви Спаса на Нередице (1198) и Благовещения на Городище (1342-1343).Остальные здания Ковалева монастыря (колокольня, кельи, ограда, хозяйственные строения) долгое время оставались деревянными. В XVI в. была сооружена каменная трапезная с церковью св. Николая. Монастырь, как и большинство небольших пригородных обителей, упразднен в 1764 г.; главный храм обращен в приходской, а остальные постройки постепенно разобраны.
Спасская церковь на Ковалеве. Архивные фото, чертежи
- План на уровне входов
- Разрез
- Архивное фото 1917 г.
- Архивное фото нач. XX в.
- Фото 1947 г.
- Фото 2000 г.
- Фото И.Ф. Борщевского
- Фото В.Н. Максимова
Церковь Спаса не подвергалась крупным перестройкам, лишь ее кровли переделаны в XIX в.
В годы Великой Отечественной войны храм оказался на линии фронта и был превращен вражеской артиллерией в руины (сохранилось примерно 30% кладки). В 1962 г. начались археологические раскопки и работы по расчистке завалов с целью определения состояния конструкций и фресок, чтобы решить дальнейшую судьбу памятника. Руины были законсервированы, над ними устроено временное покрытие и начата работа по подбору фресковых композиций, которую с 1965 г. возглавил художник-реставратор А.П. Греков. Одновременно проводились натурные исследования руин (Л.E. Красноречьев), обмеры (Н.Н. Кузьмина) и разработка проектных предложений. Когда появились обнадеживающие результаты в подборке фресок, было принято решение восстановить храм и экспонировать собранные композиции в интерьере, на прежних местах. В 1968-1969 гг. подготовлен проект реставрации с частичной реконструкцией на первоначальную дату (Л.E. Красноречьев).
При его разработке использованы данные натурных исследований нижних частей памятника, многочисленные фотографии и рисунки довоенного времени, обмеры 1913, 1922 и 1930-х гг. Утвержденный проект осуществлен в 1970-1974 гг. При воссоздании храма использован подлинный материал, извлеченный из завалов. На фасадах оставлена извилистая борозда, показывающая границу сохранившейся древней кладки (сигнация). Несмотря на тщательно проведенные научные исследования, нужно иметь в виду, что для воссоздания верхних частей памятника и некоторых форм достоверных данных было недостаточно и существующий облик здания является в какой-то мере гипотезой.
Качество строительных работ оказалось невысоким из- за плохих материалов (кирпич, известь, песок). Для ускорения просыхания стен вскоре сбита сделанная при реставрации штукатурка на фасадах, еще позднее сбита штукатурка на северной стене внутри основного объема.
В силу ряда причин возрожденные фресковые композиции не удалось разместить на стенах храма и они экспонируются в залах Новгородского музея-заповедника. В интерьере церкви остались лишь уцелевшие нижние части фресковой живописи (орнаментальные «полотенца» по периметру и голгофский крест в нише жертвенника) — В.А. Ядрышников (Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, Спб, 2008, с. 415-418)
Источник:
Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области, Спб, 2008