Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Коростыни (Россия, Новгородская область, Шимский район, с. Коростынь)
Координаты: 58.188596, 30.995271
Использование любых материалов сайта nataturka.ru без письменного разрешения автора запрещено!
Некоторые памятники архитектуры порой хранят невероятные истории, как например, церковь в Коростыни… Я побывала здесь еще в 2015 г., но фото храма «легло в долгий ящик и там пылилось», пока я не увлеклась изучением барокко. И вот по прошествии 9 лет, в свете открывшихся новых знаний, я решила о ней рассказать.
Постройка связана с именем итальянского архитектора Гаэтано Киавери (Кьявери 1689-1770). Он родился в семье торговца винами, в Риме, и после короткого изучения «художественного письма» отец доверил юношу доблестному архитектору, который нашел его настолько одаренным, что взял с собой в Санкт-Петербург.
Первым документом о деятельности Киавери в России является договор (первоначально на два года), который граф П.А. Толстой от имени Петра Великого подписал с ним в северной столице в августе 1718 года: зодчий должен был ежегодное получать жалование в размере 1100 рублей.
Учитывая, что в рассматриваемый период на службу при русском дворе поступил только римский архитектор Никола Микетти, можно предположить, что Киавери был определен под его начало, и стал помощником при проектировании замка в Стрельне и Кронштадтской крепости на острове Котлин. Среди реализованных работ зодчего некоторые исследователи называют среднюю часть Кунсткамеры с вогнутым фасадом.
27 октября 1720 г. итальянец был назначен членом Петербургской Императорской строительной канцелярии. Через год попросил разрешения поехать на родину, но к 1722 году уже вернулся. Перед отъездом он получил от супруги Петра I — императрицы Екатерины, поручение построить усадебную церковь в своих владениях, в Коростыни. Немецкий исследователь Эберхард Хемпель (1955) обнаружил в Альбертине в Вене два чертежа этой невыполненной церкви, датированных 1722 годом, с надписями Киавери.
Весьма странно, но этот оригинальный проект, пронизанный выразительной пластичностью, был чертежом католического храма, и не подходил для культовой православной постройки. Иконостасы не были нанесены на план, вместо них по латинскому обычаю имелись престолы.
Гаэтано Киавери видимо хотел произвести впечатление на царицу эффектным дизайном центрическим, с треугольным планом сооружением, фасад которого имел протяженность 75 м, но мнение венценосной особы на этот счет осталось неизвестным…
Как бы то ни было зодчий уехал из России, работал при польском дворе, а затем в Германии, где венцом его творчества стала великолепная Хофкирхе в Дрездене (Hofkirche). Только с придворной католической церковью Киавери добился реализации своих архитектурных идей; с этим шедевром позднего европейского барокко он утвердился в мировой архитектуре.
Строительство Успенской церкви было начато только в 1726 года и вместо треугольного плана с центральным куполом и тремя башнями по углам здание получило вполне традиционную базиликальную планировку, с внедрением нескольких интересных приемов, таких как выпукло-вогнутый западный фасад, план и форма колокольни (отмечу, этих элементов не было в замысле Киавери).
Кроме храма в селе сохранился Путевой дворец, сооруженный в 1820-х гг. по проекту архитектора В.П. Стасова. Я застала его в полуразрушенном состоянии, теперь он отремонтирован и функционирует как музейное пространство.
Источники
E. Hempel «Gaetano Chiaveri», Dresden, 1955, С. 16-17, 25
CHIAVERI, Gaetano — Enciclopedia — Treccani https://www.treccani.it