Введенье. Николо-Шартомский монастырь

Николо-Шартомский мужской монастырь в Введенье (Россия, Ивановская область, Шуйский район, с. Введенье. В 15 км от г. Шуи, возле д. Пупково)

Фотосъемка на территории монастыря запрещена!

Мы неоднократно бывали в Дунилово, оттуда до Введенье по приличной грейдерке около 6 км. Из Введенье так же по лесной дороге без покрытия мы добирались до Шуи. Места там довольно глухие, нет не только автозаправок или магазинов, даже жилья вблизи тракта. Так что заблаговременно запасайтесь всем необходимым.
Монастырь Николо-Шартомский, сер. XVII — I-я пол. XIX в. Заложен в кон. XIV в. при впадении р. Шартома, от которой он и получил название, в р. Молохта, в 3 км выше современного местоположения. Вскоре после закладки деревянные сооружения были смыты половодьем к с. Пупки, где и произошло его окончательное основание. Авторитет этого крупнейшего и наиболее богатого монастыря Шуйского региона закрепила несудная грамота, выданная в 1506 г. великим князем Василием Ивановичем и подтвержденная в 1553 г. Иваном Грозным. Среди вкладчиков обители числились последние суздальские князья Горбатые, из их владений в монастырь были пожертвованы в 1535 г. дер. Чернцы, а в 1553 г. дворцовая вотчина Горицы.

Описание Николо-Шартомского монастыря в с. Введенье

В его синодике поминались казненные в 1537 г. Иваном IV князья Пепинские, Хованские, Пронские, Палецкие. Монастырь владел соляными варницами в посаде Нерехта, кожевенными подворьями и крепостными в Пулковской волости.
Сооружения монастыря, бывшие до сер. XVII в. исключительно деревянными, вначале сильно пострадали от литовского разорения в 1609 г., а затем погибли во время пожара 1645 г. Первым после пожара в 1649-51 гг. в центре территории появился кирпичный Никольский собор, сооруженный при содействии архимандрита Иоасафа и келаря Варлаама. Его монументальные формы во многом ориентированы на архитектуру предшествующего столетия. Вскоре на южной границе монастыря, несколько западнее собора, на высоком подклете была поставлена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери (1678) с примкнувшей к ней с запада церковью Григория Аграгантийского, ставшей впоследствии братской трапезной. Рядом с ними в XVII в. находился третий, деревянный, храм, перестроенный впоследствии в каменный во имя Дмитрия Солунского. Позднее он был упразднен, а на его месте в западной части здания устроено помещение ризницы, библиотеки и архива.

Деревянные Святые ворота с церковью Алексия-митрополита, расположенные в западной части ограды на одной оси с собором, были заменены впоследствии кирпичными, с церковью Сретения над ними. Тогда же к северо-западу от собора была поставлена колокольня с кельями в первом и втором ярусах. Таким образом, основная композиция ансамбля сложилась уже к кон. XVII в. В дальнейшем территория монастыря расширилась к северу и северо-востоку за счет стен и деревянных монастырских построек. Баня и другие хозяйственные сооружения были вынесены за южную стену ограды на берег реки.

Своего расцвета монастырь достигает в 1-й пол. — сер. XVIII в., когда в его подчинении находились восемь монастырей, среди которых такие, как приписанный в 1724 г. Троицкий в Шуе и приписанная в 1755 г. Воробьева пустынь близ с. Дунилово. Однако уже в 1764 г. большинство этих владений отбирается в казну, а сам монастырь по новым штатам переводится в третьеклассный. Пожар 1783 г. послужил поводом к обновлению комплекса. Особенно затянулось строительство на месте Сретенской церкви надвратного храма Преображения, оконченного только в 1813 г. В его композиции отразились как влияния барокко, так и позднего классицизма. К южному фасаду надвратной церкви примкнул одновременный настоятельский корпус, соединенный с ней внутренним переходом и соприкасающийся углом торцового фасада с церковью Григория Аграгантийского. С севера к надвратной церкви примыкает скромный двухэтажный корпус братских келий, построенный в кон. 1830-х гг. и переделанный в 1859-62 гг.

Перестроенные в 1-й пол. 19 в. ярусы звона колокольни, а также новая каменная ограда с четырьмя невысокими угловыми башнями (из них уцелела лишь одна) принадлежат к заключительному, классицистическому этапу формирования монастыря.
Сохранившиеся до настоящего времени постройки занимают юго-западную часть обширной, трапециевидной в плане территории монастыря, обнесенной оградой. Крупнейший архитектурный комплекс южного (владимирского) региона Ивановской обл., включающий ценнейшие постройки сер. XVII — 1-й пол. XIX в.
Собор Никольский — основное и наиболее древнее сооружение монастыря. Великолепный образец культового зодчества сер. XVII в., самый ранний памятник архитектуры области, созданный под влиянием ярославской школы зодчества. Первоначальное завершение глав и кровли с позакомарным покрытием заменено в XVIII в. Стены побелены по обмазке.

К массивному основному объему, увенчанному мощным пятиглавием, примыкают три пониженные апсиды алтаря. Архитектура здания еще во многом связана с образцами монументальных монастырских сооружений XVI в. Плоскости боковых фасадов разделены относительно узкими лопатками на три прясла, отвечающих внутреннему членению собора; их ширина убывает с запада на восток. Верхняя часть прясел с дугами закомар (в средних помещены киоты), опирающихся на профилированные завершения лопаток, отделена несколько пониженным и раскрепованным на лопатках пояском. В центре каждого прясла помещены узкие арочные окна верхнего света, заглубленные в такой же формы амбразуры. В отличие от них, нижние проемы восточных прясел и окна апсид обведены рамочными наличниками с треугольными и килевидными завершениями. Главный вход в центре западного фасада выделен массивным арочным притвором с крупными ширинками на пилонах и поясками-полуваликами по краю цоколя и в архивольте. Арочный перспективный портал входа отличается от аналогичных на боковых фасадах большей нарядностью: он декорирован терракотовыми резными дыньками и профилированной базой. Высокие барабаны глав с небольшими полукруглыми кокошниками в основаниях обработаны аркатурно-колончатыми поясками и прорезаны узкими щелевидными окнами по сторонам света.

Интерьер крупного четырехстолпного храма производит впечатление двустолпного благодаря тому, что восточные столбы, как в ярославских храмах этого времени, слиты с алтарной преградой. Центральная глава опирается на продольные подпружные арки и дополнительные арочки, идущие в поперечном направлении. Для устройства малых глав в угловых ячейках также выложены маленькие арочки, примыкающие к стенам и основным подпружным аркам. Рукава креста перекрыты коробовыми и крестовым (западный) сводами. Апсиды алтарной части, сообщающиеся между собой, отделены от основного пространства невысокой стеной с тремя арочными проемами. В основании сводов проходит профилированный лепной карниз классицистического профиля, тянутые профили обрамляют проемы. Пол выстлан квадратными керамическими плитками.
На восточной стене и в алтаре сохранилась клеевая роспись 1-й пол. 19 в. Основной объем расписан масляными красками в посл, трети 19 в. Утрачены некоторые композиции на стенах и почти все на сводах.

Первоначальная роспись — выразительное произведение монументального искусства, в котором соединены барочные и классицистические черты. Живопись характеризуется тонкой манерой письма и изысканным колоритом, построенным на интенсивных фиолетово-красных, синих и золотисто-охристых тонах. В конхе центральной апсиды — композиция “Царь царем”, в северной апсиде — “Великая жертва”. На восточной стене в центре написана “Новозаветная Троица”, а по сторонам от нее на охристом фоне — необычные гризайльные композиции “Распятие” и “Тайная вечеря” в серо-коричневых и бледно-фиолетовых тонах. На восточной стене изображены два евангелиста, два других — на западных гранях восточных столбов.

Живопись в основном объеме — интересный пример росписи в духе позднего академизма. Сюжетным сценам здесь присущи грамотные уравновешенные композиционные построения, проработанные фоны и неяркий холодный колорит, в котором преобладают разбеленные синие, зеленые и желтые цвета. Более традиционны изображения святых, написанные фронтально в статичных позах. На стенах композиции расположены в три яруса. В верхнем (в люнетах) сохранились только “Коронование Богоматери” и “Рождество Богоматери”. В среднем и нижнем ярусах помещены евангельские композиции и сцены из жития св. Николая. На западных столбах — изображения святых (в нижней части утр.); склоны арок и обрамления композиций декорированы орнаментальной плетенкой.

Церкви Казанская и Григория Аграгантийского соединены в одном здании расположенном вдоль берега реки в южной части ансамбля. Теплая Казанская церковь с галереями и крыльцами на высоком подклете распространена к западу церковью Григория Аграгантийского с братской трапезной. Несмотря на значительные переделки (разрушена галерея и перетесан ряд проемов), здание сохранило первоначальный облик. Его композиция в целом напоминает тип поставленной на высокий подклет трапезной церкви в скромных формах суздальской архитектуры XVII — XVIII вв. Казанская церковь выделена слегка повышенным, растянутым по оси север-юг глухим четвериком с декоративной главкой над пологой четырехскатной кровлей, а церковь Григория Аграгантийского отмечена только главкой как придел трапезной. Трехчастная апсида восточного фасада здания опирается на прямоугольный выступ подклета.

Скромное убранство фасадов составляют лопатки, отмечающие углы и членения основных объемов, ряд декоративных кокошников в завершении Казанской церкви и рамочные со щипцовым завершением наличники небольших арочных окон.
Интерьер основного этажа Казанской церкви перекрыт поперечным лотковым сводом. Три арочных проема объединяют четверик с алтарной частью, перекрытой поперечным цилиндрическим сводом с лотками в торцах и конхами в апсидных нишах. Западная часть одностолпной трапезной перекрыта сложной системой коробовых сводов. В подклете своды коробовые, в западной части они опираются на мощный четырехгранный столб. Существовавшие ранее коробовые своды над западным притвором утрачены.

В XVII в. стены Казанской церкви были расписаны, в 1858 г. производилось поновление росписей.
Церковь Преображения (надвратная) построена из кирпича и оштукатурена. Почти кубический объем с двумя арками ворот в первом ярусе завершается крупным восьмериковым барабаном (диагональные грани сужены) с граненым куполом и маковичной главкой. Остальные четыре глухие главы, также на граненых барабанах, размещены по углам основного четверика. Архитектура здания в основном характерна для эпохи классицизма, но граненые формы завершения и круглые окна указывают на устойчивость барочных приемов в провинции.
Основу декоративного убранства западного фасада составляет двухъярусная композиция: над четырехколонным дорическим портиком с треугольным фронтоном в центре слабо развитого ризалита расположено трехчастное полукруглое окно (ризалит также завершается фронтоном). Алтарь на дворовом фасаде выделен ризалитом со скругленными углами. В первом ярусе ризалит прорезает широкая арка и окно нижнего света, вписанные в двухпилястровый фронтонный портик, во втором ярусе помещено полукруглое окно. Широкий гладкий пояс охватывает фасады под окнами второго света. Углы выделены пилястрами на высоту первого яруса. По обе стороны от центральной композиции на восточном и западном фасадах расположены круглые окна, обрамленные плоскими наличниками.

Колокольня расположена в северной части монастыря. При общей традиционной и даже несколько архаизированной композиции представляет собой памятник позднего классицизма. Об этом свидетельствует убранство фасадов и спокойное завершение. Два верхних восьмерика звона прорезаны арочными проемами, декорированными дорическими полуколонками и пилястрами. В остальном внешнее убранство состоит из лопаток, огибающих углы, и межъярусных поясков. Внутри ярусы связаны узкой внутристенной лестницей. В четверике основания устроена келья, перекрытая сомкнутым сводом.
Кельи братские, примыкающие с севера к Преображенской церкви, — двухэтажное, прямоугольное в плане здание, обращенное к селу протяженным фасадом в семь осей окон. Пропорции и ритм фасадных членений характерны для позднего классицизма. Интерьер корпуса утратил первоначальную планировку.

Настоятельский корпус вытянут вдоль западной границы монастыря к югу от Преображенской церкви. Выстроен из кирпича, фасады оштукатурены и побелены. Двухэтажный прямоугольный объем под вальмовой кровлей выполнен в формах позднего классицизма. Суховатый, хотя и не равномерный ритм девяти осей окон оживляют каннелированные пилястры и контрфорсы (на первом этаже). Интерьер корпуса не сохранил первоначального убранства. На втором этаже в центре расположена крупная палата, в торцах — небольшие помещения, связанные с ризницей и надвратной церковью.
Ограда, окружающая территорию монастыря, — кирпичная, относительно невысокая стена — выполнена в скромных формах зрелого классицизма. Широкие прясла разделены простыми лопатками с раскрепованным над ними фризом-пояском вверху. Из четырех угловых башен сохранилась только северо-западная. Массивная, двухъярусная (восьмерик на четверике), она завершена низким пологим шатром со шпилем. Нижний ярус до половины своей высоты декорирован широкими парными пилястрами по сторонам арочной ниши. Над ними помещены ромбические филенки. Грани четверика завершают треугольные фронтоны. Карнизы объемов состоят из нескольких прямых полочек — Свод памятников архитектуры и монументального искусства России.

Источник:
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3, М., с. 558-564

С.В. Булгаков Шартомский Николаевский монастырь

Шартомский Николаевский монастырь, 3 класса, в 13 верстах от города Шуи, около села Пупкова. Основан до 1425 года. Существует предание, что монастырь основан по случаю явления иконы святого Николая чудотворца при великом князе Василии Темном. Соборный храм в честь святого Николая чудотворца построен в 1650 году. Здесь находятся два древние образа святого Николая чудотворца — один на дереве, другой — изображенный на каменной доске, и особо чтимая Казанская икона Божией Матери; с этими иконами совершается хождение по домам жителей города Иванова-Вознесенска для поклонения. Из памятников старины замечательны: царские резные ворота в церкви святого Григория; напрестольный деревянный крест в серебряной оправе, по преданию, дар святого Алексия, митрополита Московского; Острожская Библия, печатанная в 1580 году, и прочее.

Источник:
С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995

Схема проезда

icon-car.png
Введенье. Николо-Шартомский монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Введенье. Николо-Шартомский монастырь 56.965567, 41.338077 Введенье. Николо-Шартомский монастырь

Related Images:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Нататурка.Ру - Памятники Архитектуры и Не Только