Памятники Архитектуры Подмосковья

Александров. Успенский монастырь

Александровская слободаСвято-Успенский монастырь в Александрове (Россия, Владимирская область, г. Александров, Музейный проезд, 20)

Из С.В. Булгакова: «Успенский монастырь, 1 класса, в городе Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви, построенной еще Иоанном Грозным, который в 1564 году, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались неисправленными. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в половине XVII века женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители отец Корнилий (игумен Лукиановой пустыни*), скончавшийся в 1681 году. 





Памятниками пребывания здесь Иоанна Грозного сохранились две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывают «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, с своеобразного вида высокой колокольней; в этом соборе замечательны входные так называемые «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 году в Новгороде для Софийского храма по повелению архиепископа Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570 году, после разгрома города. Здесь же находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора погребен отец Корнилий, память о котором доныне жива в монастыре, где ежегодно в день его кончины (11 августа) совершается по нем заупокойное богослужение. Ризница заключает в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII веков, в библиотеке не мало рукописей и синодиков XVI и XVII веков. При монастыре школа и рукодельная мастерская (с 1889 года), больница и странноприимный дом».

*Лукианова пустынь сохранилась до наших дней. Она находится ~ в 12 км к северу от г. Александрова, в населенном пункте Лукьянцево.

Наталья Бондарева

Литература:

С.В. Булгаков Русские монастыри в 1913 г.// Русские монастыри. Центральная часть России, М., 1995.
Александровская слобода. Буклет Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода», Александров, без г/в. Авторы: А.С. Петрухно, Н.И. Шириня, С.А. Глейбман, О.В.Завгородняя. Научный рецензент: А.И. Скворцов.

Александровская слобода, план Успенского монастыря 1. Троицкий собор
2. Успенский собор
3. Церковь Сретения Господня
4. Надвратная церковь Феодора Стратилата
5. Покровская Церковь 
6. Распятская церковь-колокольня
7. Часовня 
8. Дом настоятельницы
9. Келейные корпуса
10. Ограда с башнями

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА

Александровская слобода. И в памяти оживают яркие страницы истории нашего государства, связанные с именем первого русского царя, государя всея Руси. Это он, Иван Грозный, в середине XVI столетия неожиданно избирает Слободу опричной столицей и почти двадцать лет правит отсюда Россией. Но первым свое внимание на Александровскую обратил его отец — Великий московский князь Василий III, определив ее судьбу на многие столетия.
Время правления этих двух крупнейших государственных деятелей вошло в историю как становления молодых европейских государств, в том числе и Российской державы, которая играла все более заметную роль в этих процессах, В водоворот бурных политических событий оказалась втянута и Александровская Слобода. Василий III по примеру западно-европейских монархов решил построить «русский Версаль» и выбрал для этого Александровскую слободу. Очарованный красотой ее природы, богатством охотничьих угодий и близостью к духовной обители месту своего крещения — Троице-Сергиевой Лавре, Великий московский князь направил в Слободу лучших русских и итальянских мастеров, гением и руками которых был создан Московский Кремль, в кратчайший срок, с 1508 по 1513 гг., они возвели роскошный «европеизированный» загородный дворец, Запись об основании главного храма новой резиденции — Покровской церкви — и завершении строительства всего Государева двора положила начало летописной истории Александровской Слободы. Василий III приезжал сюда для увеселений, загородных пиров, отдыхал во время богомольных разъездов, руководил канцелярией, принимал послов казанского хана Сафа-Гирея.

Александров. Успенский монастырьПосле смерти Василия III Александровская Слобода переходит во владение его жены-красавицы Елены Глинской. Иван Грозный, рано потерявший родителей, венчавшийся на русский престол в семнадцатилетнем возрасте, по-особому относился ко всему, что было связано с ними. В Слободе царь решал важнейшие государственные дела: в 1558 г. чествовал отличившихся в Ливонской войне, в 1563 г. встречал посланника из Ливонии от польского короля Сигизмунда II, отсюда отправлял посольства в земли Ногайскую и Черкесскую. За год до введения опричнины по приказу царя в Александровскую Слободу был доставлен ящик с документами, касающимися внешней политики русского государства.
В декабре 1564 г. загородная правительственная резиденция становится столицей Российского государства. Это было связано с отъездом Ивана IV из Москвы, где все сложнее было осуществлять реформы, пребывать в окружении, ограничить самодержавную власть. В одном из посланий к Андрею Курбскому царь заметил, что жил в Московском Кремле «аки червь во пламени». Летописи донесли подробности «большого царского поезда», В Александровскую Слободу государя сопровождали избранные бояре и дворяне, приказные люди, 40-тысячное конное войско, имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Целый месяц (с 3 декабря по 3 января) москвичи пребывали в неведении относительно последующих шагов Ивана IV. Этот месяц «недоумения» в обострившейся политической борьбе сыграл свою роль. Когда гонец прибыл в Москву с грамотами от царя, в Слободу была поспешно собрана делегация. Челобитная, которую привезли представители высшего духовенства и боярства, была принята царем с условием: «двор и весь обиход сделать особый», так было положено начало опричнине.

Становление России, ее государственности, самодержавной власти и православия проходило в ожесточенной политической борьбе, отмеченной огнем, мечом, кровью, неслыханной жестокостью. В Александровской Слободе, центре опричнины, государственные дела чередовались с изуверскими пытками, казнями, разорительными походами на Новгород, Тверь, Торжок, Клин. Но Слобода вошла в историю не только как «кровопийственный град». Под влиянием византийских идей и обычаев, носителем которых была бабка царя Софья Палеолог, московский государь, приняв титул самодержца всея Руси, старался облечь его в соответствующие царские формы. Ярчайшим примером этого стал «русский Версаль». Здесь жили и творили лучшие иконописцы и зодчие, воздвигнувшие удивительный по красоте и величию дворцово-храмовый ансамбль, который уступал своим великолепием лишь Московскому Кремлю. Светские и церковные постройки были украшены выдающимися образцами русской монументальной живописи — фресковыми росписями, изысканными резными белокаменными розетками. В Александровской Слободе была открыта первая в стране провинциальная печатня, где ученик Ивана Федорова — Андроник Тимофеевич Невежа — выпустил в 1577 г. «Псалтырь Слободскую». В год празднования 480-летия Александровского кремля на территории музея-заповедника был установлен памятный знак, посвященный этому важному для России событию. При Государевом дворе работала книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. Иван Грозный, будучи человеком просвещенным, имел одну из богатейших библиотек, основу которой составляли редчайшие книги, доставшиеся в наследство от Софьи Палеолог. Знаменитое собрание древних книг до сих пор не найдено. Многие склонны считать, что следы знаменитой Либерии 
Грозного затерялись именно в Александровской Слободе.

В Александровской Слободе была основана первая в России консерватория, куда по указу царя со всех концов страны были свезены лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера хорового пения — Иван Нос и Федор Христианин. Сам государь также принимал участие в «сочинительстве» музыки. Сохранились созданные им стихиры с надписью: «Творение царя Иоанна».
Государев двор в Слободе включал в себя царские хоромы, дворцы бояр и дворян, хозяйственные постройки, царский сад, уникальную систему прудов и шлюзов, заполнявшую водой оборонительный ров. В В Александровской Слободе работали различные дворцово-казенные ведомства, опричная Дума, царский суд, шло управление иностранными делами и дипломатической службой. В новой царской резиденции Иван IV принимал послов из Швеции (1567 г.), из Австрийской империи (1572 г.), из Речи Посполитой, только Слобода ведала сношениями с Англией. Здесь впервые после многовекового ордынского молчания был осуществлен прорыв в Европу.
Особый интерес представляют российско-датские отношения. Иван IV попытался укрепить дипломатические связи с Данией брачными узами.

Александров. Успенский монастырьТринадцатилетняя дочь Владимира Старицкого (двоюродного брата царя) Мария была выдана замуж за сына датского короля герцога Магнуса. После неудачной попытки стать королем Лифляндии, опасаясь преследований членов его семьи со стороны Грозного, Магнус перешел на сторону поляков. Неудачный исход сделки с Магнусом не укрепил российско-датских отношений, В обстановке неприкрытой враждебности датский посол Якоб Ульфельдт прибыл в 1578 г. в Россию и был принят царем в Александровской Слободе, где подписал договор между Россией и Данией. Эта поездка стала личной трагедией посла: Фредерик II отказался ратифицировать договор. Впечатления об Александровской Слободе, о русском царе — «жестоком фараоне», посол отразил в своей книге «Путешествие в Россию датского посланника Якоба Ульфельдта». Она иллюстрирована гравюрами, на одной из них — единственное известное изображение Александровского кремля. На другой показан обряд «крестного целования», который Ульфельдт подробно описал: «после зачтения трактатов повелел царь положить их в чашу, поверх трактатов положил он распятие, которое и поцеловал в знак того, что будет соблюдать их».
Одним из известнейших изображений первого русского самодержца является портрет из собрания Национального музея г. Копенгагена (Дания).

Его копию, наряду с хорошо знакомым бюстом Ивана Грозного, выполненным М. М, Герасимовым, и уникальной парсуной царя XVII в. можно увидеть в нашем музее.
Незаурядная и противоречивая личность русского царя всегда привлекала внимание соотечественников, иностранцев, вызывая многовековые споры. С одной стороны Иван IV — выдающийся государственный деятель, один из просвещеннейших европейских монархов, талантливый военачальник, писатель-публицист, с другой — один из жесточайших правителей средневековья. «Характер Иоана... есть для ума загадка» — писал Н. М. Карамзин, готовый «усомнился в истине самых достоверных о нем известий». Блистательные и страшные страницы российской истории, неотделимые от Александровской Слободы, отразились не только в записках иностранцев, русских летописях, но и в исторических песнях, произведениях живописи, литературы, музыки. Наиболее известными стали роман «Князь Серебряный» А. К. Толстого, опера Н. А. Римского-Корсакова «Царская невеста», картина И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
С Александровской Слободой связано множество легенд и преданий. Одно из них — о Никитке Холопе, дерзнувшем впервые в истории человечества пролететь над землей на деревянных крыльях. Часто исторические события, происходившие в Слободе, обрастали домыслами, былями и небылицами. Так, например, бытует множество версий, связанных со смертью старшего сына царя — Ивана. По наиболее распространенной версии — Иван погиб от удара железного посоха, которым во время ссоры царь ранил сына в висок; по другой — молодой царевич умер после продолжительной болезни. Смерть старшего сына стала причиной отъезда царя из Александровской Слободы. Никогда он более не возвращался в Слободу, которая впоследствии уже не имела былого значения в политической и культурной жизни страны. Александровская Слобода на долгие годы стала обычным дворцовым селом. В годы польско-литовской интервенции в Слободе находился укрепленный лагерь русских войск под командованием замечательного полководца М. В. Скопина-Шуйского. В Смутное время дворцовый ансамбль был значительно разрушен и разграблен. 

Первый царь из рода Романовых — Михаил Федорович, всегда подчеркивавший свое родство с Иваном IV (он приходился внучатым племянником царице Анастасии), вскоре после избрания на престол обратил внимание на резиденцию в Александровской Слободе: «быть здесь государеву хоромному строению». В Слободе ремонтируются государевы палаты, царские конюшни, нанимаются мастера для поновления иконостаса в Покровской церкви. Спустя столетие после бурных событий грозненского времени, в середине XVII в., на этом историческом месте начинается строительство Успенского женского монастыря, вобравшего в себя постройки бывшего Государева двора. На одном из медальонов настенной росписи в Успенской церкви изображена Богоматерь на троне с коленопреклоненными иеромонахами Лукианом и Корнилием. Отец Лукиан изображен со свитком в руках. Он был послан к царю Алексею Михайловичу за разрешением об основании в Слободе женской обители. Его преемник, Корнилий, почти в течение двадцати лет руководил монастырским строительством. Часть уникальных сооружений царского дворца была тогда разобрана и перестроена для нужд монастыря.
Александров. Успенский монастырьВ Успенском женском монастыре, связанном с установлением самодержавия в России, побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I занимает особое место. Во время стрелецкого бунта в Москве в 1689 г. Петр Алексеевич, пережидая бурные события в столице, укрылся за стенами обители. Через монастырь прошло огромное количество продовольствия, поставляемого купцами и помещиками, поддерживавшими государя, для прокормления нечаянных гостей. Вскоре после подавления мятежа царь грозно расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в местный монастырь под именем Маргариты, Марфа Алексеевна прожила в монастыре на положении узницы почти десять лет, скончавшись в 1708 г. В ее палатах сохранились необычайно интересные настенные росписи и прекраснейший образец печной майолики XVII в, -изразцовая печь, составляющие неотъемлемую часть музейной экспозиции. Сегодня здесь можно познакомиться с документами, отражающими историю Успенского женского монастыря, с подлинными вещами царевны Марфы, уникальными произведениями иконописи. Среди них выделяется икона «Страшный суд», на полях которой указано, что «писан сей образ в Успенский девичьем монастырь при жизни блаженной памяти благочестивой государыни Маргариты Алексеевны...»

Судьба дочери Петра Великого Елизаветы также оказалась тесно связана с Александровской Слободой. Она унаследовала ее как личные владения от Екатерины I. В 1730 г. Елизавета Петровна была сослана в Слободу. Заступничество Бирона помешало Анне Иоанновне заточить ее в монастырь. Жизнь царевны, вначале протекавшая в охотах, пирах, стала скромнее и благопристойнее. Много времени она уделяла конному двору. На протяжении XVII и почти всего XVIII вв., Слобода оставалась дворцовым селом, хозяйство которого было представлено садом и конным заводом. К услугам Елизаветы были Конюшенная слобода, Охотный двор с сокольней и малой псарней. В 1740 г. дочь Петра покинула Александровскую Слободу и венчалась на царство. Впоследствии она часто вспоминала Слободу. Так, фавориту Алексею Разумовскому было подарено сто лошадей из Александровского и Тайнинского конных заводов.
В 1778 г. дворцовая Александровская Слобода получила статус города. Это обычный провинциальный город Владимирской губернии. Он делился рекой на две части — Посад и Заречье. Посад – торгово-промышленная часть, где стояли 93 торговые лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовый заводы. На посадских улицах стояло 165 купеческих и 200 мещанских домов. В одной из экспозиций музея-заповедника каждому посетителю предоставляется редкая возможность окунуться в атмосферу провинциального городка конца XIX-начала XX вв., и побывать в обстановке дома предприимчивой горожанки. Находящиеся в прихожей, гостиной, примерочной мебель, одежда, музыкальные инструменты создают особый колорит эпохи.

В другой части города — в Заречье — возвышался Успенский монастырь. Ниже, вдоль по течению стояло 95 лавок, 5 питейных, 5 кожевенных и солодовых заводов, 68 купеческих и мещанских домов, 43 кузницы. Население городка занималось торговлей, различными ремеслами. Особое место занимал кузнечный промысел, что нашло отражение в изображении на гербе города. Часто заказчиком на изготовление различных изделий из металла выступал Успенский монастырь. Так, Василий Федорович Жижимонтов, представитель одной из известных и почитаемых династий кузнецов, насчитывающей более трехсот лет, выковал и вызолотил девять железных крестов для Успенской церкви. Не исключено, что умелыми руками александровских мастеров были выполнены и кованые флюгеры, изображающие трубящих ангелов, которые до сих пор украшают четыре башни каменной ограды монастыря.
Наряду с кузнечным ремеслом традиционным для Александровского уезда было бумаготкацкое производство. Толчком для развития промышленности стало строительство железной дороги, которая была проложена от Москвы на север через Александров. Заметно оживилась жизнь города, строились одна за другой кожевенные, красильные, бумаготкацкие фабрики. Старейшая Троицко-Александровская бумаготкацкая мануфактура была основана в 1846 г. Товарищество Александровских мануфактур Барановых неоднократно получало почетные дипломы, а в 1874 г, было удостоено права изображать государственный герб. Продукция мануфактур пользовалась спросом на многочисленных ярмарках — Нижегородской, Ирбитской, в Москве, Харькове и других городах России.
Но славу древней Александровской Слободы не суждено было затмить никаким более поздним историческим событиям и свершениям, как ни один из памятников города не сможет сравниться с бессмертным творением мастеров прошлого — Александровским кремлем.

Александровская слобода. Буклет Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода», Александров, без г/в. Авторы: А.С. Петрухно, Н.И. Шириня, С.А. Глейбман, О.В.Завгородняя. Научный рецензент: А.И. Скворцов.
Фото С.М. Прокудин-Горский

КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ СЛОБОДЫ

Памятники Александровской Слободы — редчайший, хорошо сохранившийся древнерусский дворцово-храмовый ансамбль. Он необычайно гармоничен и царственно величав. Древние памятники ансамбля принадлежат великокняжескому строительству XVI в, — времени великих перемен в жизни государства Российского. События, связанные с глобальными преобразованиями в стране, с именами величайших политических деятелей, дух эпохи XVI столетия нашли отражение в архитектуре уникальной царской крепости — Александровской Слободы.
Крепость по сей день во многом сохранила планировку своей парадной части. До нас дошли сооружения, когда-то поражавшие своей роскошью немало видевших иностранцев. «Крепость пространная и великолепная, сделанная из камня и рвами окруженная, имеющая три богатых храма», — так описал загородную царскую резиденцию датский посол Якоб Ульфельдт, принятый в одном из ее дворцов Российским самодержцем Иваном Грозным.
Ансамбль, в строительстве которого принимали участие русские и итальянские зодчие, удивляет и наших современников неординарными архитектурными открытиями. Над изучением памятников царского строительства работали искусствоведы и архитекторы многих поколений, благодаря чему сооружения Александровской Слободы заняли достойное место в русском искусстве XVI в. И все же много удивительного и до конца не открытого оставили нам древние зодчие и художники.

ТРОИЦКИЙ СОБОР

В центре ансамбля возвышается дворцовый храм царской резиденции — ныне Троицкий собор, самое грандиозное и величественное сооружение Александров¬ской Слободы, Строительство его восходит к началу XVI в., когда Великий московский князь Василий III начинает в Слободе возведение роскошной укрепленной загородной резиденции. Мощный куб собора, опирающий своды на четыре столпа, поставлен, как на постамент, на высокий подклет. Некогда с трех сторон — севера, запада и юга — его окружала открытая галерея. Внешний облик собора был рассчитан на эффектное сочетание красного кирпича и белого камня, из которых он выстроен. Сохранился в первозданной красоте западный портал собора. По богатству, по сочности белокаменной резьбы перед нами предстает один из лучших порталов русского зодчества XVI в. Над ним резной белокаменный киот, от которого расходятся орнаментальные пояса, окружающие храм с четырех сторон. Белокаменная отделка храма делала его в свое время исключительно нарядным, богатым и торжественным.

ИНТЕРЬЕР ХРАМА

Внутреннее убранство большого храма соответствует тем событиям, которые происходили здесь в средневековье: важные политические и духовные церемонии в присутствии царствующих особ и их приближенных, пышные венчания грозного царя на Анне Васильчиковой и Марфе Собакиной, выбранной государем здесь же, в Слободе, из многочисленных боярских красавиц, привезенных со всех концов России.
Стены, своды, столпы собора, как богатым ковром, сплошь покрыты фресковой росписью. Поздние поновления не изменили начальной иконографии росписи XVI в. Несколько больших клейм южной стены повествуют об Успении Богоматери. Такой подробный изобразительный рассказ о земной жизни Богородицы — редчайшее явление в русском монументальном искусстве. Включены в роспись собора композиции, посвященные Акафисту Богоматери, Большую идейно-смысловую нагрузку несет цикл фресок об истории и чудесах Лиддо-Римской иконы Богоматери, Культ Богоматери-покровительницы, особо почитавшейся в России, упрочил тезис «Москва — третий Рим», выдвинутый в XVI в. в период укрепления могущества государства. Роспись главного храма царской резиденции глубоко символично. Она отвечала и духовно-художественным устремлениям своей эпохи, и глобальной политике российских самодержцев, вершившейся в этих стенах.
Южный портал собора замыкают Васильевские врата — один из шедевров русского декоративного искусства XIV в. Уникальный памятник, выполненный в технике огневого золочения, был создан новгородскими мастерами в 1336 г. по заказу архиепископа Новгородского Василия. 28 медных пластин расписаны золото. Здесь и композиции на хорошо известные евангельские сюжеты, и сложные орнаменты, и апокрифические сюжеты — «Китоврас и Соломон» и «Притча о сладости мира сего», что говорит о необычности подбора сюжетных клейм, о неординарном церковном мышлении вольного Новгорода.
Грозненская эпоха тоже оставила о себе память на вратах. На центральном столбике врат в XVI в, появляется изображение Иоанна Предтечи — святого покровителя самодержца.
В убранстве собора выделяется еще одно замечательное произведение древнерусского декоративного искусства — Тверские врата (XIV в.), закрывающие главный западный вход в храм. Деревянные их створы одеты в торжественно-строгое облачение из массивных металлических пластин. Лишь одна пластина имеет резное изображение Ветхозаветной Троицы с отличительной редкой деталью — слегка склоненной женской фигурой в в окне башни, Изящество и самобытная непо¬средственность, соединенные в гравировке, придают памятнику ту индивидуальность, которая характерна для произведений высокопрофессионального искусства. Появление Тверских и Новгородских врат в главном храме царской резиденции отвечало древнему обычаю — украшать свой собор.

ДВОРЦОВЫЕ ПАЛАТЫ

1513 год, ставший датой освящения дворцового храма Александровской Слободы, был временем, когда, по исследованиям московского архитектора В. В. Кавельмахера, был закончен отделкой «второй после Московского Кремля по величине, красоте и богатству Государев двор или дворец с тронной палатой, подклетями, погребами, множеством деревянных палат и переходов между ними». В Александровской Слободе великокняжескую семью всегда ждали дворцы и терема, просторные и удобные для проживания с многочисленной прислугой и приближенными, и для пышных официальных приемов. О сказочной красоте александровских дворцов говорит сам факт приема в них иностранных посольств. По русским обычаям, они принимались лишь в лучших столичных дворцах.
В Слободе сохранились обширные дворцовые погреба и малые палаты с красивыми сводами и резными замковыми розетками. Фрагменты царских дворцов стали составной частью более поздних построек, возникших на их месте.

РАСПЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ-КОЛОКОЛЬНЯ

Архитектурной доминантой дворцового комплекса Александровской Слободы и по сей день остается Распятская церковь-колокольня. Могучая, устремленная ввысь архитектура ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского строительного искусства. Появление подобных объединяющих архитектурных вертикалей в древнерусском комплексе явилось отражением новых веяний в жизни страны, связанных с объединением государства, усилением единовластия.
Огромный, свыше пятидесяти метров в высоту, восьмигранный столп, завершенный шатром, имеет внутри небольшую, очень уютную церковь. Величественный снаружи архитектурный колосс окружен мощными пилонами, несет два яруса галерей. Оригинальность форме придают три ряда отступающих кокошников под площадкой верхнего звона. С этим памятником связана древняя легенда о холопе Никите, мечтавшем взлететь на крыльях в небеса, «аки птица свободная».

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Ансамбль Александровской Слободы оригинален тем, что на его территории находится сразу два каменных шатровых памятника XVI в. В нескольких десятках метров от колокольни стоит Покровская церковь. Древнее ядро памятника — великокняжеский домовый храм — сооружение сложной формы, торжественное и строгое. Покоится оно на высоких подклетах, под которыми находятся загадочные белокаменные подвалы с красивыми сводами. Церковь выстроена из большемерного кирпича и белого камня. Отделкой порталов храма занимались итальянские мастера. В 1990-е гг., под толщей поздних наслоений было обнаружено первоначальное резное убранство западного входа в храм. Через столетия вновь открылось взору людей то, что завораживало современников одного из крупнейших европейских монархов.

ФРЕСКИ ШАТРА

Огромный интерес представляют росписи шатра храма, выполненные в пору пребывания в Александровской Слободе Ивана Грозного.
Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер XVI в. Он поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Все это позволяет сделать предположение о персональном заказе русского самодержца, для которого этот храм был местом уединенных молитв и раздумий о судьбе государства. Изображения русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею Богоизбранности московского царя и России.

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Длительное пребывание в Александровской Слободе царской семьи оставило о себе память еще одним древним храмом — Успенской церковью, построенной в XVI в. Небольшая по объему, изысканных пропорций, она, как и Покровский храм стоит на высоком подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба — надежные хранилища московских государей Василия III и Ивана IV. Материалы постройки — белый камень и кирпич, характерные для всех сооружений Александровского кремля. Южный портал храма сохранил изначальную белокаменную резьбу из отдельных, рисунка, цветов.

ПАМЯТНИКИ ПОЗДНЕГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Древние сооружения Государева двора сейчас представляют собой целые комплексы разных по времени построек. Российская история более позднего времени — XVII-XIX вв. — оставила на них свой след, Девичьему монастырю, основанному в XVII столетии на месте резиденции царя, необходимы были самые разные службы (помещения) как хозяйственные, так и парадные.
Так, в XVII в, у главного храма царской резиденции Троицкого собора, видимо, и получившего такое название (первоначальное название — храм Покрова Богородицы), появляются пристройки: были забраны кирпичом стены галерей с севера и юга, расширены приделы. Тогда же к Покровской и Успенской церквам пристраиваются обширные, с красивым интерьером трапезные и шатровые звонницы с каменными крыльцами.
Из памятников позднего связанного с историей женского монастыря, особую ценность представляют кельи XVII в. Такой же архитектуры и Больничный монастырский корпус.
Он примыкает к более ранней Сретенской церкви. Это небольшой одноглавый храм рубежа XVII в., под которым находится усыпальница сестер Петра I царевен Марфы Алексеевны и Феодосии Алексеевны.
Все памятники Александровской Слободы, относящиеся к различным периодам ее истории, выглядят как единый ансамбль сооружений, прекрасно дополняющих друг друга. Весь ансамбль окружен высокими стенами второй половины XVII в, с четырьмя угловыми башнями и надвратной церковью Федора Стратилата над главным входом. Три ряда бойниц и аркатурно-колончатый пояс — это лишь декоративная отделка стен, которые не имели оборонного значения, а только ограждали монастырь от мирской суеты.
В этих стенах по сей день сохраняются музеем «Александровская Слобода» памятники великолепной, таящей еще много загадок, средневековой царской резиденции. Ее культурная и художественная ценность непреходяща.
______________________

Прекрасные творения мастеров прошлых столетий, хранящиеся в музее, оказывают неизгладимое впечатление на посетителей, которых становится все больше и больше. Неизмеримо вырос за последние годы интерес к богатейшему наследию Александровской Слободы.
Сотни тысяч туристов посещают музей-заповедник, занимающий особое место в Золотом кольце России. Его ежегодно обновляющиеся экспозиции знакомят с яркими страницами истории и культуры нашего государства, дают возможность прикоснуться к истокам Великой России, пробуждают желание вновь вернуться в этот удивительный город.
 

Александровская слобода. Буклет Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская слобода», Александров, без г/в. Авторы: А.С. Петрухно, Н.И. Шириня, С.А. Глейбман, О.В.Завгородняя. Научный рецензент: А.И. Скворцов.


Уже много лет на монастырской территории соседствуют действующая женская обитель и учреждение Министерства культуры РФ Музей-заповедник «Александровская слобода».

Адрес: 601652, Владимирская обл., г. Александров, Музейный проезд, 20.
Телефон/Факс: (49244) 2-1774, 2-0397 (экскурсионный отдел), моб.тел. 8 (915) 753-8262.
Официальный сайт: музей-заповедник «Александровская слобода»
E-mail: muzeum@rambler.ru
Время работы: с 10.00 до 18.00, продажа билетов до 17.30, в пятницу с 10.00 до 20.00, продажа билетов до 19.30, выходной день — понедельник.

ЭСПОЗИЦИИ И ВЫСТАВКИ

Покровская церковь:
— Государев двор
— дворцовые палаты, подвалы

Распятская церковь и колокольня
— «Легенды и были Александровской слободы»
— Успенская обитель XVI-XVII вв.
— Смотровая площадка

Больничный корпус
— «Выставочный зал»
— «В провинциальной гостиной»

Успенская церковь
— «Выставочный зал»
— «В провинциальной гостиной»

Крестьянская изба

ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА САЙТА:

Фотосъемка на территории музея бесплатно, в залах музея (специально оговаривается) только без вспышки (в полутемных помещениях снимки практически обречены быть не резкими). 
На каждую экспозицию отдельный билет, стоимость для взрослых составляет 50 руб., для школьников и льготных категорий граждан 20 руб. Если вы всей семьей посетите 70% выставок — сумма окажется внушительной, при том, что экспозиции крошечные. С Распятской колокольни виды скромные: нет ни панорам, ни поражающих пейзажей.
Примерно без двадцати шесть большая часть музейных работников прекращает работу, а в 17.45 они уже в местном автобусе, так что приезжать в музей следует как минимум за полтора часа до закрытия.
Сувенирная лавка скромна, предложенный товар лишен разнообразия и стоит довольно дорого. Одним словом — музей зарабатывает! 


icon-car.pngFullscreen-Logo
Александров. Успенский монастырь

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Александров. Успенский монастырь 56.400889, 38.740582 Александров. Свято-Успенский монастырь

Рубрика: Владимирская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: