Музей-Усадьба Архангельское

Выдающийся архитектурно — художественный ансамбль конца XVIII в. Над созданием этого шедевра работало несколько поколений талантливых мастеров — архитекторов и художников. В залах музея собрана богатейшая коллекция фарфора и фаянса, а так же западно — европейской живописи XVII — XIX вв.

«Человек непосвящённый, которому попались бы на глаза снимки с Архангельского, ни за что не сказал бы, что перед нами виды Московской губернии. Это Италия… какая-нибудь вилла, пожалуй, ещё какой-нибудь французский замок с его террасами, бесчисленными мраморами, стрижеными аллеями, но не русский барский дом в окрестностях первопрестольной.

Много было возведено барских дворцов и дач в пышный век Елизаветы и Екатерины II, некоторые из них (например, Кусково или Надеждино) ещё грандиознее по размерам, нежели Архангельское, но нигде так удачно не выразился величаво-благородный стиль того времени, нигде так русские копии не приблизились к своим западным образцам, нигде нет такой иллюзии „заграницы“ нежели в Архангельском», — писал русский художник, историк искусства и художественный критик Александр Бенуа.

Информация о музее в Архангельском

  • Как добраться из Москвы на машине: от Москвы — Новорижское шоссе [М 9], на развязке в Ивановском — съезд на трассу А 106 в сторону Ильинского. До поворота на Архангельское — 2,5-3 км.
    Есть указатель
  • Как добраться из Москвы общественным транспортом на метро и автобусе: автобус № 541, 549. М/т № 151 (от ст. метро Тушинская).
  • Телефон: 363-13-75, 561-96-60;
  • Музыкальная афиша: (495) 797-54-09
  • Время работы: ежедневно, кр. пн. и вт., с 10.30 до 17 часов; в выходные и праздничные дни с 10.30 до 18 часов.
  • Парк работает без выходных.

Последняя среда каждого месяца — санитарный день.

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Архангельское

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Архангельское55.787415, 37.284486Усадьба Архангельское

Описание усадьбы

Сельцо Уполозы, известное с 1584 г., стало называться Архангельским после строительства церкви. Небольшой одноглавый храм Михаила Архангела с приделами декорированный рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами, является отголоском средневекового прошлого усадьбы. Он строился по заказу боярина Я.Н. Одоевского в 1667 г. Для церкви выбрали удивительное по красоте место — кромку возвышенности над старицей Москвы-реки. Отсюда по-прежнему открываются нетронутые цивилизацией живописные окрестности. Скрипящие под натиском речных ветров сосны, распространяя смолистый аромат, осыпают ярусы кокошников старинного храма и мраморное надгробие 22-летней Т.Н. Юсуповой дождём пожелтевших хвоинок. Над могилой девушки некогда стояла прекрасная скульптура крылатого «Ангела молитвы» М.М. Антакольского и Н.В. Султанова.

Церковный двор, как сакральную территорию, ограничивает кирпичная стена наподобие монастырской, с большой аркой «Святых ворот» и двумя боковыми деревянными башнями, постройки 1826 г. От церкви, находящейся на периферии усадьбы Архангельское, перенесёмся в её центральную часть.

Основу нынешнего усадебного ансамбля заложил в 1780 г. Н.А. Голицын, после его смерти, в 1810 г. имение за 100 000 рублей приобрёл Н.Б. Юсупов, завершивший начатое здесь строительство. В благоустройстве усадьбы были заняты видные московские архитекторы О.И. Бове, С.П. Мельников, Е.Д. Тюрин, а также талантливые крепостные зодчие: Стрижаков, Борунов, Бредихин, Рабутовский, Шестаков.
Продольно-осевая композиция архитектурно-паркового комплекса Архангельского, отмеченная масштабностью, рассчитана на далёкие перспективные виды. Дворец, лежащий на главной планировочной оси, вознесён на верхнюю террасу французского парка, как на подиум.

  1. Вид на дворец от парадных ворот
  2. Парадная спальня
  3. Зал Тьеполо
  4. Зал Гюбера Робера
  5. Императорский зал
  6. Парадная столовая (горка с китайским фарфором)
  7. Амурова комната

(фото из буклета «Архангельское», из-во «Московский рабочий», 1982 г.)

«Большой дворец в Архангельском (1780—1789) строился по проекту, заказанному Н.А. Голицыным французскому архитектору де Герну, никогда не бывавшему в России», считает искусствовед Л.А. Перфильева. Это высказывание раскрывает непостижимую загадку, так волновавшую А.Н. Греча: «Куда же мог исчезнуть таинственный шевалье?» Ведь кроме как в контексте с Архангельским имя де Герна более нигде в России не встречалось.

Об интерьерах архангельского дворца хочется сказать отдельно. Их участь, да и участь самого здания, печальна. В послеперестроечное время чиновники военного ведомства, которому принадлежит санаторий «Архангельское», одним росчерком пера лишили дворец отопления и электроснабжения. Последствия этого деяния были ужасающими — наборные паркеты вздулись, лепнина отсырела, стены покрылись потёками и плесенью… Посетителей музея встречали обшарпанные фасады и выбитые стёкла, за которыми гибло уникальное убранство залов… Дворец в таком виде простоял не один год. Только в середине 2009 г. во дворце вновь открылось несколько залов…

Тесно связанны с архитектурой дома и флигелей две террасы Джакомо Тромбаро (1790-е гг.), соединённые лестницами по сторонам центрального гротового сооружения. Статуи античных героев и богов, римских императоров и учёных, аллегорические композиции, а также изваяния львов и собак обводят дорожки верхней площадки, украшают балюстрады террас, и партер (70 х 240 м). Отдельные фигуры и бюсты частью дают повторение знаменитых образцов классического искусства, частью являются вполне оригинальными
декоративными скульптурами XVIII в.

В регулярном парке сохранились Розовая беседка-фонтан, памятник Екатерине II в архитектурном обрамлении, а также аллея со статуями, приводящая к памятнику Пушкина. Крайне характерны руинные ворота в духе Гюбера Робера по сторонам Нижней террасы. В противоположной части парка, за корпусами военного санатория (1930-е гг., арх. В.П. Апышков), на насыпном холме, в 1960-х гг. была воссоздана одна из колонных беседок — Миловида.
За дорогой, в английском парке, отдельное здание усадебного театра. Архангельский театр — одна из интереснейших и, вместе с тем, мало замечаемая посетителями постройка.

Усадьба Архангельское на протяжении всего своего существования непрестанно украшалась. Теперь уже трудно представить себе утраченные постройки подчас стилистически разнородные, но в основном, наделённые чертами западно-европейского средневековья.

От хозяйственного комплекса сохранились: двухэтажный конторский флигель, имевший при Голицыне «готический вид» (1822—1823 архитектор Е.Д. Тюрин); «Ворота над оврагом» — двухэтажный с мезонином служебный флигель конца XVIII столетия, также сменивший псевдоготическую стилистическую направленность на классицистическую; деревянный Дом для приезжающих (1810-е гг.).
Одно из последних сооружений Архангельского — храм-усыпальница Юсуповых (1909—1916 гг.). Созданный архитектором Клейном при участии Г.Б. Бархина и А.Д. Чичагова, ансамбль поражает своей объёмно-пространственной композицией. Её центр занимает крестообразный храм на высоком подклете, перекрытый купольной ротондой. К далеко выступающему коринфскому портику сходятся две колоннады дорического ордера из искусственного мрамора, образующие в плане полуовал.

План усадебного комплекса Архангельского

План музея-усадьбы Архангельское

1. Театр
2. Павильон
3. Памятник Екатерине II
4. Колонны-мемориалы
5. «Чайный домик»
6. Дворец «Каприз»
7. Беседка-миловида
8. Памятник А.С.Пушкину
9. Дворец с флигелями
10. Трельяж
11. Розовая беседка
12. Подпорные стенки
13. Усыпальница
14. Дом для приезжающих
15. Ворота над оврагом
16. Конторский флигель
17. Святые ворота
18. Обелиск
19. Церковь
20. Парк

Владельцы усадьбы Архангельское

Музей-Усадьба Архангельское
Князь НИКОЛАЙ БОРИСОВИЧ ЮСУПОВ, 1751—1851, действительный тайный советник, сын князя Бориса Григорьевича и Ирины Михайловны, рожд. Зиновьевой, в детстве был записан в гвардию, 7-и лет произведен в корнеты, 16-и—начал действительную службу. Прослужив 5 года, он 9 лет затем провел за границей и за это время объехал всю Европу. Он много видел и многому научился, познакомился с Дидро и Бомарше, был и у Вольтера, который в письме к Екатерине II выразил свое удовольствие по поводу знакомства с Юсуповым. В отечество он вернулся с репутацией любителя и знатока искусства. 

Императрица очень благоволила к нему. Через 2 года, в 1783 г., он был назначен посланником в Турин, а затем имел дипломатические поручения в Венецию, Неаполь и Рим, где вел переговоры с Ватиканом по поводу вопроса об управлении католической церковью в Poccию. В то же время Юсупов покупал для Екатерины картины и статуи. В 90-х годах, вернувшись в Poccию, он управлял театром и заводами, стеклянным и фарфоровым. При Павле I Юсупов получил чин действительного тайного советника, Андреевскую ленту и командорство ордена св. Иоанна Иерусалимского и был президентом Мануфактур-коллегии, а с 1800 г. заведовал уделами. В 1804 г. Юсупов уехал за границу и только после 1812 г. назначен главноуправляющим Кремлевской Экспедицией и Московской Оружейной палатой, а в 1823 г. членом Государственного Совета, с оставлением в прежней должности. В коронации Павла, Александра I и Николая Павловича Юсупов исполнял обязанности верховного маршала.

Князь Юсупов дожил до глубокой старости и был одним из последних Екатерининских вельмож. С большим природным умом он соединял блестящее образование; потомок татарина XYII века, он был, по своим вкусам и обращенью, европейцем XVIII столетья; приветливый и простой со всеми, он был особенно любезен с дамами: его великолепный парк в Архангельском был доступен для всех, и хозяин вежливо раскланивался при встрече с незнакомыми дамами. Юсупов любил блеснуть своим богатством и роскошью, но это не мешало ему быть расчетливым человеком, слыть даже скупым, благодаря чему он не расстроил, а умножил громадное отцовское наследство; после него осталось более 20/т. душ, и он не знал точно, где и сколько у него имений.

Поклонник искусств, Юсупов за границей завязал сношения с знаменитыми художниками того времени: Грезом, Анжеликой Кауфман, Давидом, Кановой, и начал еще в молодости собирать картины, статуи и бронзу; в обширной библиотеке его находились очень редкие издания. Пострадавшие от пожара в 1820 г. эти богатые собрания и теперь еще украшают Архангельское, где у Юсупова был свой театр с крепостной труппой актеров. Слабость к женщинам была преобладающей страстью Юсупова; в молодости князь пользовался успехом среди женщин, и говорят, что среди головок работы Ротари, украшающих стены целой комнаты в Архангельском, есть много красавиц, даривших Юсупова своей любовью, имен которых преданье не сохранило в своей памяти. Юсупов был воспеть Пушкиным в стихах «К вельможе!».

Князь Н. Б. Юсупов был женат на вдове своего родственника, Татьяне Васильевне Потемкиной, рожд. Энгельгардт, племяннице кн. Потемкина, но вскоре с женой разошелся. От этого брака был один только сын, князь Борис Николаевич. Князь Юсупов умер в Москве, во время холеры, 15июня 1851 года и погребен в подмосковной, в с. Спасском.

(С портрета Лампи, принадлежашем княгине 3. Н. Юсуповой, с. Архангельское Московск. губ.)

Музей-Усадьба Архангельское
Княгиня ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА ЮСУПОВА, 1769—1841, дочь ротмистра Смоленской шляхты Василия Андреевича Энгельгардта и родной сестры князя Таврического, Марфы Александровны Потемкиной, 12-ти лет была уже пожалована фрейлиной. Приехавшая около этого времени в Петербург герцогиня Кингтстон была так очарована молодой красавицей, что хотела сделать ее наследницей своего колоссального состояния, если она поедет с ней в Англию, но Татьяна Васильевна отказалась. Племянница светлейшего князя не нуждалась в миллионах герцогини: подобно своим старшим сестрам, она получила большое приданое, хотя и не играла в жизни дяди такой роли, как те. В 1785 г. она вышла замуж за генерала-поручика Михаила Сергеевича Потемкина, бывшего на 25 лет старше её. Через 6 лет овдовела—муж её утонул, и два года спустя, в 1795 г., сделалась женой блестящего Екатерининского вельможи, богача князя Н. Б. Юсупова. Брак был неудачен, и скоро супруги стали жить врозь.

Княгиня любила деревенское уединение и избегала шумного света; около неё собиралось небольшое избранное общество — Державин, Крылов, Жуковский и Пушкин были её гостями; она покровительствовала артистам и знаменитой Параше Сибирячке. Юсупова обладала практическим умом и умело управляла своими имениями; к опытности её в финансовых делах прибегали другие.

Просто одеваясь и ведя скромный образ жизни, она прослыла скупой; но отказывая себе, она значительную долю доходов тратила на дела благотворения и редко отказывала в помощи. "У Юсуповой была страсть к драгоценным камням, и она составила большую коллекцию камней, камей, сердоликов и ониксов с вырезанными эмблемами и девизами; украшением этой коллекции были бриллиант «Полярная звезда» и жемчужина Филиппа II Испанского „Перегрина“. Княгиня Юсупова умерла 25 Мая 1811 г. и погребена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

(С портрета В. Лебрена, принадлежащего княгине 3. Н. Юсуповой, С.-Петербург.)

Фотографии Архангельского

Архивные фото

Фото 1-6 — неизвестных авторов, фото 7-20 — Иван Александров.

Усадебный парк в Архангельском

Усадьба была заложена в 60-е гг. XVII в. боярином Одоевским. В XVIII в. она долго принадлежала Голицыным, а затем перешла к Юсуповым (в 1810 г.). Основная застройка продолжалась с 1780 по 1831 г. по проекту французского архитектора де Герна. Сейчас во дворце размещается музей и санаторий.
Перед дворцом разбит регулярный парк, террасами спускающийся к Москве-реке. Террасы украшены многочисленными скульптурами, лестницами и боскетами из стриженых лип. Регулярный парк переходит в сосново-березово-липовый лес. Состояние насаждений хорошее, что безусловно является следствием заботливого тщательного ухода. В парке насчитывается 22 интродуцента и 15 местных видов.

Среди интродуцентов преобладают лиственные растения. В хорошем состоянии находятся девять старых сибирских пихт (высота 24 м, диаметр ствола 39 см), аллея лиственницы сибирской (высота 28 м, диаметр ствола 110 см) и пять экземпляров сосны веймутовой (высота 20 м, диаметр ствола 41 см). Наилучшего развития из местных растений достигли: береза плакучая (высота 26 м, диаметр ствола 70 см), ель обыкновенная (высота 28 м, диаметр ствола 70 см), сосна обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), дуб черешчатый (высота 25 м, диаметр ствола 43 см) и липа мелколистная (высота 25 м, диаметр ствола 44 см). Все они обильно плодоносят и встречаются в большом количестве.

Для дальнейшего улучшения состояния насаждений необходимо в новых загущенных посадках провести выбраковку неполноценных экземпляров. Усадьба охраняется государством.

Источник:
М.С. Александрова, П.И. Лапин, И.П. Петрова и др. Древесные растения парков Подмосковья, М., 1997

Панорамные виды дворцово-паркового ансамбля Архангельское


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: