Дом-музей поэта С.А. Клычкова (1889-1937) в деревне Дубровки (Россия, Московская область, Талдомский район, д. Дубровки, д. 24а)
Координаты: 56.706057, 37.520864
Я несколько удивилась, когда не нашла в книге Чижкова «Подмосковные усадьбы» в Талдомском районе имения Дубровки, хотя фото с нарядным эклектичным домом Андрей Борисович подарил мне еще в далеком 2005 году… Не смотря на вполне добротный особнячок с домовой церковью-молельней, владение это было не дворянской, а крестьянской усадьбой, что всё объясняет.
Деревня прежняя! Дубровки, отцовский хутор, палисад…
Отец поэта сапожник-старообрядец Антон Никитич достиг в своем ремесле заметных успехов. Он женился на башмачнице-заготовщице Фекле Алексеевне Кузнецовой, происходившей из талдомских крестьян. Какое-то время молодожены жили в северной столице, а в 1880-е гг. вернулись на родину Феклы – в Дубровки, здесь и поставили деревянный дом.
Когда тот сгорел, выстроили более надежный и долговечный из кирпича (кон. XIX – нач. XX вв.). Особняк сооружен мастерами из Кашина, при непосредственном участии семьи Клычковых, из кирпича собственного производства, изготовленного в ручную.
Родители всё время проводили в трудах и заботах: отец работал в организованной им обувной артели, мать – ходила пешком в Москву продавать готовую продукцию… Мальчик рос с бабушкой Авдотьей, которая по словам поэта, «знала неисчислимое количество сказок и преданий, поэтому слышанный с самого детства народный русский язык стал яркой приметой и стихов и прозы Клычкова» – писал в своей статье В. Морозов.
«Ощущение своей неразрывности с природной средой навсегда стало определяющим в творчестве поэта. Природа понималась Клычковым как совершенный храм мироздания, а человек и его жизнь – как частица гармоничного мироустройства. Поэтому крестьянский быт воспринимался им как одушевленная природа».
В десятилетнем возрасте отец перевез мальчика в Москву — он поступил в училище И.И. Фидлера, затем продолжил обучение на историко-филологическом факультете Московского университета, но был исключен за вольнодумство.
В начале творческого пути судьба свела Клычкова с Сергеем Есениным, поэтов связала искренняя и многолетняя дружба. Сергеи «два друга, метель да вьюга» были неразлучны.
С. Клычков практически сразу вливается в литературную жизнь Москвы. В 1922-23 гг. столичные и периферийные журналы России, а также газеты и журналы берлинской эмиграции («Голос России», «Сполохи», «Эпопея») публикуют его новые стихи, вошедшие затем в книгу «Домашние песни» (1923). В этих стихотворениях, пронизанных характерной для С. Клычкова печалью, проявляются и новые оттенки: поэт угадывает за реальной картиной разрушения привычного уклада русской жизни трагическую судьбу страны:
Здесь сквозь туман синеют села,
Пылает призрачная Русь…
Во вт. пол. 1920-х – пер. пол. 1930-х гг. «новокрестьянские поэты» и в их числе Сергей Клычков подвергаются общественной травле. Результатом этих гонений стал негласный запрет на печатание стихов и прозы, последние его публикации датированы 1930 годом. К Клычкову «приклеивается» ярлык «барда кулацкой деревни», «мужиковствующего поэта», «рупора кулацкой идеологии», хотя в его произведениях нет ничего антисоветского. Разбору творчества поэта посвящаются целые книги, как например «Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика» О.М. Бескина.
По всему было видно, что маховик карающей машины уже не остановить… В 1937 г. поэт был арестован по сфабрикованному обвинению как член контро-революционной организации «Трудовая крестьянская партия», и через 2 месяца расстрелян, а еще через два года архив писателя изъят и уничтожен…
Сергей Антонович Клычков реабилитирован в 1956 г. «за отсутствием состава преступления»…
Сергей Клычков всегда помнил свою малую родину, деревню Дубровки, где он родился и вырос, где он сделал свои первые литературные шаги, вдохновляясь бабушкиными сказками и лиричными русскими пейзажами…
Звезда, горящая, как свечка,
Пред светлым призраком зари!
Прощай, родимое крылечко,
И ты, колечко на двери! –
И брови, дрогнувшие мукой,
И очи, скрывшие печаль, —
Растай, душа, перед разлукой
В родную ширь, в родную даль!…
Источники:
В тексте использованы фрагменты статьи В. Морозова Сергей Клочков. Последний Лель //На русских просторах: историко-литературный журнал, Санкт-Петербург : СПб ООК «Аврора», 2020, вып. 1 (40), С. 188 — 195. Электронная версия: https://журнальныймир.рф/content/sergey-klychkov-posledniy-lel
О.М. Бескин Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, Ленинград, 1931