Памятники Архитектуры Подмосковья

Васильевское. Храмовый комплекс

Храмовый комплекс в Васильевском
Храмовый комплекс в Васильевском (Россия, Ивановская область, Шуйский район, Васильевское)

Храмовый комплекс: церкви Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской Богоматери, 2-я пол. 18 — 19 в. 
Лично меня храмовый комплекс в Васильевском весьма впечатлил, до сих пор жалею о том, что не повезло с погодой … хотелось неба с пышными (в идеале с предгрозовыми) облаками, но не сложилось… 
Ансамбль поражает не только компоновкой масс, расположением (пусть на равнине, но рядом с искусственным водоемом, дающим живописные виды), но и экстерьером, являющимся следствием местного, особо рьяного вандализма. Крыши угловых башен и некоторых храмов, обнажившие металлические каркасы и совершенно лишенные листового покрытия – невозможно забыть, такого я ещё нигде не встречала! Да и сами постройки, и окружающая их стена говорят о крайнем упадке. 
Мы двигались к Васильевскому от Родников. Ориентиром села служит заброшенная Успенская церковь (ул. Советская), от неё до ансамбля несколько минут езды. 





Сам комплекс «царит» в центре села, вокруг него разворачивается и кипит вся жизнь Васильевского. Здесь же некое подобие рынка, палатка с совершенно инородными газировками, автобусная остановка и сельхозпредприятие…
В сам комплекс попасть не удалось, вообще показалось, что он тщательно оберегается от посторонних – кто бы туда не входил, тут же калитка запиралась на засов. С большим удовольствием я обошла ансамбль кругом, полюбовалась различными ракурсами и пофотографировала с разных точек. 

Т.к. нет более никаких интересных данных плавно перехожу к научному описанию из Свода по Ивановской области:
«Занимает трапециевидный, приближающийся к квадратному в плане участок в центральной части села. Комплекс, сформировавшийся во 2-й пол. 18 в., был завершен к 1803 г. Первой в центре села в 1758 г. была поставлена теплая церковь Николая с приделом Михаила Архангела в честь более ранней деревянной церкви. Затем к юго- востоку от нее (уступом, что характерно для большинства церковных комплексов этого региона) выстроили летнюю одноглавую церковь Грузинской Богоматери. В 1768 г. к югу от этих храмов была поставлена соборного типа пятиглавая летняя церковь Троицы, придавшая сооружениям новый, более крупный масштаб. В 1802 г. соорудили внушительную ограду, на углах которой были устроены необычные башни-часовни наподобие приземистых цилиндрических башен. 

В том же году градостроительную роль комплекса еще более усилила высокая пятиярусная колокольня (четыре основных яруса с полуярусом) с парадными проездными воротами посредине западной границы участка. Автором ее проекта выступил П.Е. Корсаков, крепостной архитектор князя Трубецкого из дер. Порхачево. По сторонам колокольни, замыкающей перспективу дороги на Шую, были устроены дополнительные ворота с фигурными фронтонами. Такие же ворота, поставленные на южной границе комплекса, обращены в сторону Заречья, а на восточной выводили к бывшей Аракчеевской бульварной дороге. К этому времени церковь Троицы покрыли железом, тогда как на остальных храмах еще были тесовые кровли. Тесовые кровли имели и пристроенные в сер. 19 в. к угловым часовням и включенные в линию ограды здания богадельни и архива с кладовыми (на флангах западной стороны). 

Церковь Николая в 1-й пол. 19 в. была значительно перестроена и расширена, получив облик сооружения зрелого классицизма. Один из наиболее крупных храмовых комплексов области, определяющий облик большого торгово-промышленного села и включающий монументальные здания 2-й пол. 18 — 19 вв., различные по стилю и функциональному назначению.
Церковь Троицы представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм с трехчастной апсидой, низкой трапезной и сильно вынесенным крытым крыльцом на западном фасаде. Луковичное завершение крупных световых глав (кроме центральной) утрачено. Церковь выдержана в стилистике соборных храмов 17 в., хотя штукатурные классицистические детали, появившиеся в кон. 18 в., после пожара (тянутые карнизы, треугольные сандрики и капители), прикрывающие первоначальное убранство, придают ей облик более позднего сооружения. Фасады двусветного четверика расчленены лопатками на три прясла с ложными дугами закомар в аттиковом ярусе, отделенном карнизом. Между ярусами окон также проходит пояс с пилой и рядом сухариков. Крупные проемы, обычные для 17 в., первоначально имели килевидные очелья. Одно из таких очелий, срубленное под поздний декор, явственно проступает из-под обвалившейся штукатурки над восьмигранным окном (средняя ось верхнего света на западном фасаде), а килевидные порталы боковых входов в верхней части закрыты примыканием поздних крылец.

В то же время крупные, прорезанные арками барабаны глав декорированы классицистическими пилястрами. Главный западный вход выделен крытым крыльцом со сложной фигурной кровлей. Его фасады украшены пилястровыми портиками с треугольными фронтонами.
Интерьер четверика перекрыт коробовыми сводами, ориентированными по сторонам света, с подпружными арками, опирающимися на крещатые столбы со срезанными внутренними углами; центральная и угловые ячейки — со световыми барабанами на парусах. Трапезная раскрыта в храм тремя проемами; ее высокий коробовый свод разделен двумя продольными подпружными арками и имеет глубокие распалубки. В алтарной части — цилиндрические своды с конхами; крыльцо перекрыто коробовым сводом.

Клеевая роспись исполнена иконописцем из с. Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 г., о чем свидетельствует храмозданная запись на восточной грани северо-западного столба. В кон. 19 — нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись — выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления.
Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена «Новозаветная Троица», в парусах — евангелисты, на нижней стороне подпружных арок — пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены «Страстей» (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены «Преображение» и «Моление о чаше», а на южной – «Тайная вечеря» (восточная сторона).

На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проемы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гри зайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проемы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трех стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты.
На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря – «Ветхозаветная Троица», на стенах — апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции «Страшный суд».

Церковь Николая Чудотворца, служившая зимним храмом, перестроена в 1-й пол. 19 в. (по-видимому, в 1830-е гг.) в формах позднего классицизма со значительным расширением объемов. Окна второго света перетесаны из круглых в полукруглые. Относительно невысокий, но крупный по размерам храм с характерной для провинциальной архитектуры упрощенной профилировкой деталей.
Основу композиции составляет квадратный в плане двусветный четверик с пологим куполом на низком глухом ротондальном барабане. К четверику примыкают апсида и широкая трапезная с притвором. Боковые фасады основного объема и западный фасад притвора отмечены большими тосканскими портиками с фронтонами. В лаконичном убранстве, помимо тянутых профилей, поясков и карнизов, обращают на себя внимание несколько архаичные огибающие лопатки на углах четверика и крупный дощатый руст до уровня двух третей высоты трапезной, создающий эффектный фон для трехчастной композиции окон на ее боковых фасадах: среднюю ось здесь фиксирует итальянское окно в пилястровом портике; боковые окна, как и на апсиде, завершены гребешками клинчатых перемычек. Особую масштабность храму придают расположенные по сторонам света на ротонде крупные полукружия ложных окон.

Интерьер основного объема перекрыт глухим уплощенным куполом на парусах и открывается широким проемом в трапезную и тремя арочными — в апсиду, перекрытую конхой. Средняя часть трапезной, равная по ширине четверику, перекрыта коробовым сводом, а боковые, где помещались приделы, отделенные каждый двумя столбами с переброшенными между ними арками, имеют монастырские своды с распалубками над проемами.
В окнах трапезной сохранились решетки крещатого рисунка и столярка с килевидной расстекловкой.
Церковь Грузинской Богоматери. Относительно небольшая, но стройная и высокая церковь, формы которой характерны для местной традиции сер. 18 в., играет заметную роль в панораме комплекса. В трехчастной композиции вытянутых по продольной оси объемов доминирует одноглавый двусветный четверик. К нему примыкают пониженные до уровня первого света и равные ему по ширине трапезная и полукруглая апсида. Близость их размеров и гуськовый профиль граненой купольной кровли четверика, несущей узкий восьмигранный световой барабан луковичной главы, говорят о барочном влиянии. Это впечатление в значительной степени усилила граненая (четверик со срезанными углами) пристройка притвора 19 в. у западного фасада.

Углы объемов отмечены широкими лопатками, а ярусное членение стен фиксируют пояски с двухрядной пилой Над верхним из них — в завершении фасадов — размещены декоративные кокошники (по три с каждой стороны) с уступчатыми дугами архивольтов. Проемы расположены по двум осям, боковой вход имеется только на северном фасаде, на средней оси. Крупные окна с лучковым верхом помещены в рамочные наличники со щипцовыми фронтонами и колонками (во втором ярусе). Основные грани притвора оформлены колонными портиками, обрамляющими арочные вход и ниши. В узких гранях аналогичные ниши и проемы дополнены барочными филенками вверху. Притвор был завершен крупным сплюснутым фигурным куполом с главой.
Интерьер четверика перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом со световым кольцом, трапезная — однолотковым, а поздний притвор — восьмилотковым. В апсиде, связанной с храмом тремя арками, — конха. На своде основного объема сохранились остатки живописи маслом 19 в.

Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса — одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл. Первоначально ее оштукатуренные стены красились в темно-красный цвет, на фоне которого выделялись побеленные детали. В стройной композиции (четыре яруса с полуярусом) привычная схема постановки восьмериков на четвериковом основании несколько наивно сочетается с формами зрелого классицизма. Наряду с небольшой главкой на граненом барабане, венчающей купол с люкарнами, это делает колокольню не только памятником своего времени, но и сугубо традиционным местным сооружением.
В соответствии с этой традицией массивный нижний четверик с полуярусом ворот.
Благодаря рустовке стен и обрамлению высокой арки парными дорическими колоннами с раскрепованным над ними антаблементом этот ярус приобретает вид своеобразной триумфальной арки. Три верхних восьмериковых яруса прорезаны арками звона. Эти ярусы последовательно уменьшаются в плане, а их диагональные грани выделены раскреповками и украшены филенками или колонными портиками (в верхнем ярусе, на гранях которого чередуются сквозные и ложные арки, колонны поставлены по углам). Проемы слегка заглублены в ниши, их обрамляют архивольты с замковыми камнями и пилоны с профилированными импостами. В убранстве ярусов, разделенных развитыми профилированными карнизами с сухариками и кронштейнами, широко использованы разнообразные по форме филенки.

В устоях нижнего яруса по сторонам проезда размещены подсобное помещение И внутристенная лестница.
Богадельня. Расположена в северной части ограды; примыкает к угловой башне, служившей первоначально свечной лавкой. Прямоугольное кирпичное здание, невысокое и скромное по архитектуре, несколько раз меняло свою функцию: сначала оно служило богадельней, потом его приспособили под церковноприходскую школу, а еще позже здесь разместили кузницу. Верхняя часть стен и двускатная кровля с небольшим залобком на южном фасаде поздние. Стены вверху и внизу пробиты вентиляционными отверстиями и побелены. Убранство составляют лопатки, отмечающие углы и центральную часть фасада, над ними раскрепован карниз в несколько полочек. К первоначальным элементам относятся также подоконные полки и сохранившийся железный ставень крайнего левого окна. Интерьер разделен поперечной стеной на два помещения, связанных между собой и имеющих отдельные выходы на территорию комплекса.

Архив и кладовые расположены в юго-западном углу ограды, на перепаде рельефа. В кон. 19 в. здание, в котором располагался вотчинный архив, а под ним — кладовые, было частично переделано в связи с размещением в нем богадельни. Скромное сооружение в формах раннего классицизма обладает типичной для сельских построек огрубленностью и, одновременно, декоративной насыщенностью фасадов.
Небольшой прямоугольный объем, смыкающийся с полукруглой башней ограды, поставлен на высокий подклет, фасады побелены по кирпичной кладке.
Двускатная железная кровля переходит в конусовидное покрытие на северном торце. Широкие простенки основного этажа, отделенного от подклета профилированным карнизом, декорированы короткими парными пилястрами. Суженные прямые сандрики и накладные доски под проемами ограничивают окна сверху и снизу. Стены завершает многополочный карниз с сухариками.

Интерьер подклета, разделенный на два помещения, перекрыт сводами, планировка основного этажа — коридорная, с помещениями в сторону улицы.
Ограда состоит из довольно высокого кирпичного цоколя, квадратных столбов и звеньев железной решетки. В нее включены также пять ворот и три угловых башни-часовни, кирпичных и побеленных. Северный участок ограды разрушен, сильно повреждены ворота перед южным фасадом церкви Троицы и северо-западная башня, где находилась свечная лавка. Сохранившиеся детали убранства в виде профилированных филенок на пряслах цоколя и столбах, завершения последних железными вазонами (большинство утр.), а также рисунок кованой решетки с сердцевидным мотивом завитков свидетельствуют о сохраняющемся влиянии барокко.
Ворота представляют собой яркий пример переработки мотивов барокко и классицизма на основе народных традиций. Их композиция нарядна: центральный арочный проезд, выделенный колонным портиком, и фланкирующие прямоугольные калитки с изогнутыми фронтонами над ними завершены трехглавием. 

Особую роль в облике ограды играют угловые башни-часовни, выполненные в формах раннего классицизма. Круглые в плане, с легкими ризалитами по сторонам света, они завершены высокими и сложными по очертанию купольными гранеными кровлями, увенчанными главой с крестом. Грани ризалитов фланкированы филенками с ромбовидными нишами, а скругления фасадов между ними украшены ложными арочными окнами с замковыми камнями. Стены завершает профилированный антаблемент. В отличие от северо-западной башни с выходом на площадь, две остальные обращены входом на территорию комплекса.»

Наталья Бондарева

Литература:
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России (Ивановская область)
Т. 3 М.: Наука, 2000 с. 547-555.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Васильевское. Храмовый комплекс

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Васильевское. Храмовый комплекс 56.932892, 41.663540 Васильевское. Храмовый комплекс

 

Рубрика: Ивановская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: