Храмовый комплекс в Васильевском (Россия, Ивановская область, Шуйский район, Васильевское)
Храмовый комплекс: церкви Троицы, Николая Чудотворца и Грузинской Богоматери, 2-я пол. XVIII — XIX вв. Действующий, открыт для посещения в часы служб.
Лично меня храмовый комплекс в Васильевском весьма впечатлил, до сих пор жалею о том, что не повезло с погодой … хотелось неба с пышными (в идеале с предгрозовыми) облаками, но не сложилось…
Ансамбль поражает не только компоновкой масс, расположением (пусть на равнине, но рядом с искусственным водоемом, дающим живописные виды), но и экстерьером, являющимся следствием местного, особо рьяного вандализма. Крыши угловых башен и некоторых храмов, обнажившие металлические каркасы и совершенно лишенные листового покрытия – невозможно забыть, такого я ещё нигде не встречала! Да и сами постройки, и окружающая их стена говорят о крайнем упадке.
Храмовый комплекс в Васильевском Ивановской области
Мы двигались к Васильевскому от Родников. Ориентиром села служит заброшенная Успенская церковь (ул. Советская), от неё до ансамбля несколько минут езды. Сам комплекс «царит» в центре села, вокруг него разворачивается и кипит вся жизнь Васильевского. Здесь же некое подобие рынка, палатка с совершенно инородными газировками, автобусная остановка и сельхозпредприятие…
В сам комплекс попасть не удалось, вообще показалось, что он тщательно оберегается от посторонних – кто бы туда не входил, тут же калитка запиралась на засов. С большим удовольствием я обошла ансамбль кругом, полюбовалась различными ракурсами и пофотографировала с разных точек.
Т.к. нет более никаких интересных данных плавно перехожу к научному описанию из Свода по Ивановской области:
«Занимает трапециевидный, приближающийся к квадратному в плане участок в центральной части села. Комплекс, сформировавшийся во 2-й пол. 18 в., был завершен к 1803 г. Первой в центре села в 1758 г. была поставлена теплая церковь Николая с приделом Михаила Архангела в честь более ранней деревянной церкви. Затем к юго- востоку от нее (уступом, что характерно для большинства церковных комплексов этого региона) выстроили летнюю одноглавую церковь Грузинской Богоматери. В 1768 г. к югу от этих храмов была поставлена соборного типа пятиглавая летняя церковь Троицы, придавшая сооружениям новый, более крупный масштаб. В 1802 г. соорудили внушительную ограду, на углах которой были устроены необычные башни-часовни наподобие приземистых цилиндрических башен.
Церковь Николая
Церковь Николая в 1-й пол. 19 в. была значительно перестроена и расширена, получив облик сооружения зрелого классицизма. Один из наиболее крупных храмовых комплексов области, определяющий облик большого торгово-промышленного села и включающий монументальные здания 2-й пол. 18 — 19 вв., различные по стилю и функциональному назначению.
Церковь Троицы представляет собой пятиглавый четырехстолпный храм с трехчастной апсидой, низкой трапезной и сильно вынесенным крытым крыльцом на западном фасаде. Луковичное завершение крупных световых глав (кроме центральной) утрачено. Церковь выдержана в стилистике соборных храмов 17 в., хотя штукатурные классицистические детали, появившиеся в кон. 18 в., после пожара (тянутые карнизы, треугольные сандрики и капители), прикрывающие первоначальное убранство, придают ей облик более позднего сооружения. Фасады двусветного четверика расчленены лопатками на три прясла с ложными дугами закомар в аттиковом ярусе, отделенном карнизом. Между ярусами окон также проходит пояс с пилой и рядом сухариков. Крупные проемы, обычные для 17 в., первоначально имели килевидные очелья. Одно из таких очелий, срубленное под поздний декор, явственно проступает из-под обвалившейся штукатурки над восьмигранным окном (средняя ось верхнего света на западном фасаде), а килевидные порталы боковых входов в верхней части закрыты примыканием поздних крылец.
В то же время крупные, прорезанные арками барабаны глав декорированы классицистическими пилястрами. Главный западный вход выделен крытым крыльцом со сложной фигурной кровлей. Его фасады украшены пилястровыми портиками с треугольными фронтонами.
Интерьер четверика перекрыт коробовыми сводами, ориентированными по сторонам света, с подпружными арками, опирающимися на крещатые столбы со срезанными внутренними углами; центральная и угловые ячейки — со световыми барабанами на парусах. Трапезная раскрыта в храм тремя проемами; ее высокий коробовый свод разделен двумя продольными подпружными арками и имеет глубокие распалубки. В алтарной части — цилиндрические своды с конхами; крыльцо перекрыто коробовым сводом.
Архивные фотографии
Архивные фотографии храмового комплекса в с. Васильевском Ивановской области с сайта Госкаталог.рф 1917 г. — 1975 г. (интерьеры)
Клеевая роспись исполнена иконописцем из с. Тейково Тимофеем Медведевым в 1828 г., о чем свидетельствует храмозданная запись на восточной грани северо-западного столба. В кон. 19 — нач. 20 в. живопись поновлялась маслом в нижнем ярусе стен, столбов и в алтаре. Утрачена в боковых главах, частично на сводах и стенах четверика, в алтаре, в первом ярусе колокольни. Роспись — выдающийся памятник палехско-шуйского круга, в котором сочетаются различные стилистические направления: в гризайльном декоре прослеживаются признаки классицизма, в композиционном построении сцен и трактовке фигур видно влияние барокко. Яркие, сочные, чистые цвета, контрастно подчеркивающие друг друга, усиливают декоративность общего впечатления.
Система росписи хорошо соответствует сложным архитектурным членениям интерьера. В главном куполе традиционно помещена «Новозаветная Троица», в парусах — евангелисты, на нижней стороне подпружных арок — пророки в медальонах. В шелыгах арок написаны ветхозаветные сцены. На сводах пространственного креста представлены сцены «Страстей» (восточный свод) и Ветхого Завета (остальные). В люнетах преимущественно расположены ветхозаветные сцены, лишь на восточной стене изображены «Преображение» и «Моление о чаше», а на южной – «Тайная вечеря» (восточная сторона).
На стенах композиции размещены в четыре яруса. В верхнем ветхозаветные сюжеты вписаны в прямоугольные рамы с широкими живописными тягами. Два средних яруса (на уровне окон верхнего света) заполнены евангельскими сценами; проемы окон фланкированы рисованными узкими ионическими пилястрами. В нижнем ярусе гри зайльные полуколонны с композитными капителями фланкируют проемы окон и порталы, создавая ритмическое членение всех трех стен; в промежутках между колоннами написаны евангельские сюжеты.
На столбах в четыре яруса помещены святые воины, мученики, преподобные. В конхе алтаря – «Ветхозаветная Троица», на стенах — апостолы, московские митрополиты и сцены из Ветхого и Нового заветов. В своде первого яруса колокольни сохранились небольшие фрагменты композиции «Страшный суд».
Никольская церковь
Церковь Николая Чудотворца, служившая зимним храмом, перестроена в 1-й пол. 19 в. (по-видимому, в 1830-е гг.) в формах позднего классицизма со значительным расширением объемов. Окна второго света перетесаны из круглых в полукруглые. Относительно невысокий, но крупный по размерам храм с характерной для провинциальной архитектуры упрощенной профилировкой деталей. Основу композиции составляет квадратный в плане двусветный четверик с пологим куполом на низком глухом ротондальном барабане. К четверику примыкают апсида и широкая трапезная с притвором. Боковые фасады основного объема и западный фасад притвора отмечены большими тосканскими портиками с фронтонами. В лаконичном убранстве, помимо тянутых профилей, поясков и карнизов, обращают на себя внимание несколько архаичные огибающие лопатки на углах четверика и крупный дощатый руст до уровня двух третей высоты трапезной, создающий эффектный фон для трехчастной композиции окон на ее боковых фасадах: среднюю ось здесь фиксирует итальянское окно в пилястровом портике; боковые окна, как и на апсиде, завершены гребешками клинчатых перемычек. Особую масштабность храму придают расположенные по сторонам света на ротонде крупные полукружия ложных окон.
Интерьер основного объема перекрыт глухим уплощенным куполом на парусах и открывается широким проемом в трапезную и тремя арочными — в апсиду, перекрытую конхой. Средняя часть трапезной, равная по ширине четверику, перекрыта коробовым сводом, а боковые, где помещались приделы, отделенные каждый двумя столбами с переброшенными между ними арками, имеют монастырские своды с распалубками над проемами. В окнах трапезной сохранились решетки крещатого рисунка и столярка с килевидной расстекловкой.
Церковь иконы Грузинской Божией Матери
Церковь Грузинской Богоматери. Относительно небольшая, но стройная и высокая церковь, формы которой характерны для местной традиции сер. 18 в., играет заметную роль в панораме комплекса. В трехчастной композиции вытянутых по продольной оси объемов доминирует одноглавый двусветный четверик. К нему примыкают пониженные до уровня первого света и равные ему по ширине трапезная и полукруглая апсида. Близость их размеров и гуськовый профиль граненой купольной кровли четверика, несущей узкий восьмигранный световой барабан луковичной главы, говорят о барочном влиянии. Это впечатление в значительной степени усилила граненая (четверик со срезанными углами) пристройка притвора 19 в. у западного фасада.
Углы объемов отмечены широкими лопатками, а ярусное членение стен фиксируют пояски с двухрядной пилой Над верхним из них — в завершении фасадов — размещены декоративные кокошники (по три с каждой стороны) с уступчатыми дугами архивольтов. Проемы расположены по двум осям, боковой вход имеется только на северном фасаде, на средней оси. Крупные окна с лучковым верхом помещены в рамочные наличники со щипцовыми фронтонами и колонками (во втором ярусе). Основные грани притвора оформлены колонными портиками, обрамляющими арочные вход и ниши. В узких гранях аналогичные ниши и проемы дополнены барочными филенками вверху. Притвор был завершен крупным сплюснутым фигурным куполом с главой. Интерьер четверика перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом со световым кольцом, трапезная — однолотковым, а поздний притвор — восьмилотковым. В апсиде, связанной с храмом тремя арками, — конха. На своде основного объема сохранились остатки живописи маслом 19 в.
Звонница
Колокольня над главным западным въездом на территорию комплекса — одно из наиболее примечательных сооружений подобного рода в Ивановской обл. Первоначально ее оштукатуренные стены красились в темно-красный цвет, на фоне которого выделялись побеленные детали. В стройной композиции (четыре яруса с полуярусом) привычная схема постановки восьмериков на четвериковом основании несколько наивно сочетается с формами зрелого классицизма. Наряду с небольшой главкой на граненом барабане, венчающей купол с люкарнами, это делает колокольню не только памятником своего времени, но и сугубо традиционным местным сооружением. В соответствии с этой традицией массивный нижний четверик с полуярусом ворот. Благодаря рустовке стен и обрамлению высокой арки парными дорическими колоннами с раскрепованным над ними антаблементом этот ярус приобретает вид своеобразной триумфальной арки. Три верхних восьмериковых яруса прорезаны арками звона. Эти ярусы последовательно уменьшаются в плане, а их диагональные грани выделены раскреповками и украшены филенками или колонными портиками (в верхнем ярусе, на гранях которого чередуются сквозные и ложные арки, колонны поставлены по углам). Проемы слегка заглублены в ниши, их обрамляют архивольты с замковыми камнями и пилоны с профилированными импостами. В убранстве ярусов, разделенных развитыми профилированными карнизами с сухариками и кронштейнами, широко использованы разнообразные по форме филенки. В устоях нижнего яруса по сторонам проезда размещены подсобное помещение И внутристенная лестница.
Литература:
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России (Ивановская область) Т. 3 М.: Наука, 2000 с. 547-555