Памятники Архитектуры Подмосковья

Усадьба Липгарта (Щурово)

Усадьба Липгарта (Щурово)
Усадьба Липгарта (Россия, Московская область, Коломенский район, Щурово) 

Проезд на автомобиле: из Коломны в сторону Рязани пересечь мост через Оку. Слева будет видна краснокирпичная византийского стиля Троицкая церковь, поставленная на средства местного цементного короля Липгарта в 80-90-х гг. XIX в. по проекту архитектора М.К. Геппенера. Зданию присущи мощная пластика фасадов и монументальность архитектурных форм.
Правый поворот на пр. Бирюкова и затем на ул. Молодёжную, в своём начале идущую через лесопарковый массив приводят к дому под символическим номером 1. Впрочем, других построек по соседству нет, место тихое и уединённое, только изредка откуда-то со стороны доносится лязг железнодорожных вагонов, цементная фирма, основанная Липгартом до сих пор функционирует. Разрушенный особняк слева от дороги в зарослях одичавшего парка и есть загородная вилла, возведённая в 1900-х гг. для промышленника. «Загородный дом стиля модерн поставлен среди зелени, перед открытым партером. Двухэтажный с пониженной хозяйственной частью, он сложен из кирпича, отделан штукатуркой и деревом. 



style="display:block; text-align:center;"
data-ad-layout="in-article"
data-ad-format="fluid"
data-ad-client="ca-pub-7395482930842155"
data-ad-slot="3324302692">






  • Усадебный дом
  • Заглохший парк
  • Остатки аллей

Асимметрии и сложной конфигурации плана соответствует живописная, основанная на контрастах объемно-пространственная композиция. Все фасады индивидуальны. Гладким плоскостям одних противопоставлена расчлененность противоположных, в том числе обращенной в сад каменной, в прошлом частично остекленной террасой. Этот более интимный фасад отделяет от главного угловая граненая башня с шатром, имеющая в общей структуре значение высотной доминанты. Крайне сдержанная наружная декорация дома сводится к имитации штукатуркой кирпичной кладки, на фоне которой отчетливо выделяются ленты фризов и строгие очертания гладких оконных обрамлений. Стены здания завершает деревянный карниз большого выноса на фигурных кронштейнах, его объем — сложного очертания кровля.


Коридорная планировка жилья обеспечивает изолированность комнат, часть которых, благодаря абрису плана, имеет усложненную форму. В отделке интерьеров стилистика модерна отсутствует, за исключением ограждения бетонной лестницы с несложным узором. Сохранились двупольные остекленные двери с резьбой, изящные тянутые карнизы» — Е.Н. Подъяпольская.
К сожалению, уже давно нет ни кровли, ни деревянные карнизов, ни элементов отделки интерьеров. Всё разграблено и изуродовано, к тому же здание сильно пострадало от поджога.
Прилегающий парк больше похож на стихийные заросли с узкими частично асфальтированными дорожками...

Наталья Бондарева 


Из материалов проекта: Монументальный характер интерьера храма, колоссальные столпы, несущие большой 10-метровый купольный свод, крестообразно расходящиеся конхи того же размера, общее пирамидальное решение объема высотой более 24 м — все это требует подчеркивания и выявления этих замечательных характеристик интерьера храма св. Троицы, в котором действительно гармонично сочетаются красота и легкость с мощью, силой и грандиозностью замысла архитектора Геппенера. Следует отметить также обращающую на себя внимание изысканность освещения, в распределении которого, очевидно, нашли отражение идеи адорации света, соотнесения идеи солнечного света с символикой Божественного сияния, что в конструктивном плане можно произвести как от храма св. Софии в Константинополе, так и от устройства освещения в поздневизантийских храмах (Кахрие Джами, ц. Марии Паммакаристы, XIII-XIV вв.) Свет в Щуровском храме идет только из купольных цепочек окон (купол-образ неба, круглящийся свод — небесный балдахин, сакрализует, осеняет помещение) и из окон алтарей. Так же, как и в храмах Юстиниана, оконное освещение Троицкого храма организует вертикальную ось центричного храма, создает праздничный, торжественный образ. Таким образом, задача состоит в том, чтобы в оформлении интерьера акцентировать указанные качества объема храма, соблюсти высокий слог и стиль архитектуры, попытаться угадать изначальный замысел автора. Фотографий интерьера или эскизов Геппенера не найдено. Данный эскиз является пробой такого осмысления объема храма. Выбрана стилистика классицизирующего византийского стиля. Варианты византийских региональных стилизаций конца XIX в., использовавших византийские орнаменты для механического создания эклектичного образа, на мой взгляд, имеют мало отношения к Византии и не соответствуют поставленной задаче. В качестве примера — илл. с иконостасом в Риге. Поэтому в разработке эскиза в качестве ориентира брались примеры, более высокие по уровню архитектуры (приложены). Оформление несущих столпов расписными соломоническими колоннами показало бы колоссальный масштаб центрального подкупольного пространства, и вместе с тем дополнило бы идеи интерьера образами иерусалимских реликвий храма Соломона.

Троицкая церковь в Щурове Троицкая церковь в Щурове Троицкая церковь в Щурове Троицкая церковь в Щурове
Троицкая церковь в Щурове Усадьба Липгарта (Щурово), план главного дома Усадьба Липгарта (Щурово) 1


icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Липгарта (Щурово)

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Липгарта (Щурово) 55.058954, 38.842099 Усадьба Липгарта

 

Рубрика: Коломенский район

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: