Памятники Архитектуры Подмосковья

Порздни. Храмовый комплекс

Порздни Ивановская областьПорздни. Храмовый комплекс церкви Успения и Преображения (Россия, Ивановская область, Лухский район, с. Порздни). Ансамбль сер. XVIII — сер. XIX в.; рубеж XIX — XX вв.

Наметили маршрут: Шуя – Палех – Лух — Порздни. С погодой не повезло с самого начала, моросило. Чем дальше продвигались на восток, тем интенсивнее шел дождь. Какое то время ехали по трассе на Нижний Новгород, машин было немного, изредка попадались груженые фуры, и именно они создавали дискомфорт на узком и скользком шоссе. Их приходилось обгонять на скорости, «окунаясь» в грязевую взвесь, летящую из под колес грузовиков. После поворота на «Порздни» всё как будто обезлюдило. Дороги здесь не самые плохие, но попадаются участки буквально размолоченные за десятилетия нещадной эксплуатации. 
Не обращая внимания на «уханье» по ямкам и барабанную дробь дождя, я непрерывно наблюдала за окрестностями. Изредка попадались деревни, унылые и серые, без единого огонька в ещё целых домах. За окном мелькали давно не крашенные и покосившиеся заборы, загустевшие палисады, покореженные остовы автобусных остановок и поля, поля, поля… 





А дождь всё шел, и казалось жизнь здесь если и не остановилась, то замедлилась точно… и чувство тоски приятно отозвалось во мне, я вдруг стала сопереживать всему увиденному, живущим здесь людям, и вообще России в целом, такой прекрасной и печальной одновременно…
Ну вот на горизонте нарисовался силуэт храмового ансамбля. У меня была идея проникнуть в заброшенный Преображенский храм (церковь Успения является действующей), что бы поснимать внутри остатки росписей, но это оказалось невыполнимой задачей. Некоторые из дверей прочно заколочены, на большей части окон решетки, а единственный пролом в стене расположен довольно высоко от земли и весь в кустарниковой поросли… предположу, что и внутри всё стихийно зарастает. Я не стала крушить своё оборудование, карабкаясь по мокрым кирпичам под проливным дождем, а ограничилась фото из окна автомобиля.
Несомненно сюда нужно приезжать в хорошую погоду, тогда будет совсем иное настроение и другие пейзажи… думаю, что вернусь сюда через какое то время. 

Наталья Бондарева 

Храмовый комплекс: церкви Успения и Преображения

Расположен на возвышенности в центре села, виден издалека с оживленной в прошлом торговой дороги Лух-Пучеж, проходящей вдоль южной стороны комплекса. На вытянутом в направлении восток-запад участке неправильной трапециевидной формы, в западной его половине, расположена теплая церковь Успения 1751 г. К юго-востоку от нее поставлена холодная церковь Преображения с колокольней, возведенная по заказу князя П.Г. Вяземского в 1768 г. В 1801 г. к западу от Успенского храма возведена отдельно стоящая колокольня. В 1805 г. к холодной церкви пристроены боковые приделы, а в 1820 г. расширена трапезная. Территорию комплекса окружает ограда 1849 г., состоящая из столбов, соединявшихся решеткой (утрачена), с четырьмя часовнями на углах. Почти в центре протяженных сторон ограды находятся южные ворота 1849 г. и северные ворота кон. 19 — нач. 20 в. Вне ограды, к юго-востоку от комплекса расположена часовня рубежа 19-20 вв., завершающая перспективу главной торговой улицы села. Все сооружения кирпичные, побеленные.
Необычно высокая пятиярусная колокольня церкви Успения, выдвинутая на западную границу участка, отмечает «парадный фасад» комплекса при подъезде со стороны Луха. Ее главенствующую роль подчеркивают фланкирующие ворота и часовни на углах западного короткого отрезка ограды. При подходе с противоположной юго-восточной стороны — от торгового центра села — впереди вырастают объемы мощного восьмерика церкви Преображения и вертикаль ее стройной колокольни. Часовни и ворота на переднем плане, а также поздние приделы церкви — все завершенные куполками с главками — подчеркивают ритмическое нарастание объемов. Незаурядный храмовый комплекс, складывавшийся на протяжении столетия (с отдельными небольшими постройками рубежа 19-20 вв.) и отразивший разные стилистические влияния, обладает цельностью и выразительностью композиции, отличается динамизмом пространственного построения, богатством живописных силуэтных панорам, открывающихся с разных точек обзора.
Церковь Успения — характерный для востока Ивановской области пример культового здания сер. 18 в., возведенного в традициях костромской архитектуры 2-й пол. 17 в. (ближайшие прототипы — двустолпные храмы Воздвижения Тихонова Луховского монастыря и Воскресения в Лухе; оба — 2-й пол. 17 в.). К настоящему времени утрачены три угловых барабана с главами и первоначальное покрытие алтарной части; от центральной главы уцелел лишь каркас.
Двусветный четверик под четырехскатной кровлей увенчан пятью луковичными главами на граненых барабанах (центральный — световой). К нему примыкают трехчастная апсида и вытянутая по продольной оси трапезная (обе в половину высоты четверика и равной ему ширины). На фасадах декоративные пластические элементы контрастируют с гладкой поверхностью стен. Четверик завершен карнизом из ступенчатых консолек, на который опирается аттиковый пояс с ложными закомарами; углы отмечены огибающими лопатками. Апсида и трапезная опоясаны карнизом из нескольких рядов пилы. Прямоугольные проемы украшены сандриками: прямыми на стенах основного объема и дополнительными треугольными фронтончиками в трапезной и апсиде. Входные проемы на боковых фасадах четверика сохранили металлические решетки сер. 19 в.
Арками, перекинутыми от двух крещатых столбов к стенам, внутреннее пространство храма разделено на ячейки. Центральная из них имеет сомкнутый свод со световым кольцом, остальные — цилиндрические. Трапезная перекрыта полулотковым сводом с распалубками над окнами; западный притвор и трехчастная апсида — коробовыми сводами (последняя — с восточными лотками над окнами).
Клеевая роспись церкви — интересный памятник 1-й трети 19 в., для которого характерны композиции в духе барокко и классицистический гризайльный декор. В кон. 19 в. росписи частично поновлялись маслом; сохранились фрагментарно. Влияние барокко проявляется в асимметричном построении композиции, в архитектурных и пейзажных фонах, в резкой жестикуляции и ракурсах фигур. Одежды тонко выписаны, тщательно передана фактура шелка, парчи, что характерно для мастеров палехского круга. Колорит отличается гармонией и благородством цветовых сочетаний: вишнево-красных и темно-синих, мягкого охристого и ярко-голубого. Гризайльный декор выполнен в бело-серебристых тонах на золотисто-желтом и ярко-синем фоне стен и сводов. Широкий гризайльный антаблемент проходит под верхними окнами, такие же тяги создают сложную систему обрамлений оконных и дверных проемов, арок сводов, композиций на стенах и в простенках. Картуши, вазоны, гирлянды, а также имитация мраморной облицовки и рустовки дополняют декор. На стенах сюжетные композиции расположены в четыре яруса: в верхнем в люнетах изображены Богородичные иконы, в двух следующих — евангельские сцены и в нижнем — гризайльные драпировки. Выделяется центральная композиция «Успение» на западной стене. Ее окаймляют темно-вишневые драпировки; в насыщенном мягком колорите сочетаются оливковые, ярко-красные и голубые тона. В трапезной сохранились незначительные остатки масляной живописи 2-й пол. 19 в.
Колокольня церкви Успения — выдающееся по высоте сооружение, которое отличается хорошими пропорциями и тонкой проработкой деталей. Интересно сочетание трех нижних ярусов, выдержанных в стиле классицизма, с двумя верхними, трактованными в духе псевдоготики.
Первые три яруса, квадратные в плане, имеют проемы с полуциркульными завершениями (в первом и третьем — арки, а в среднем пониженном полуярусе — полукруглые проемы). Два верхних яруса в плане представляют собой восьмигранники, причем их основные грани прорезаны вытянутыми стрельчатыми проемами, а чуть более узкие диагональные — такой же формы нишами. Элементы тосканского ордера композиционно объединяют стилистически разнородные ярусы: нижний и третий украшены портиками с трехчетвертными колоннами и треугольными фронтонами; в четвертом на ниши диагональных граней наложены аналогичные сдвоенные колонки с общим фронтончиком; в верхнем ярусе подобной колонкой отмечен каждый угол. Венчающая часть колокольни состоит из барочного вытянутого восьмигранного купола с люкарнами по сторонам света, на котором установлен стройный световой барабанчик, несущий вазу с крестом над ней. Нижний ярус над проходом перекрыт восьмилотковым сомкнутым светом. К боковым сторонам этого яруса примыкают проезды ворот с калитками.
Церковь Преображения — крупный сельский храм, в облике которого черты, свойственные переходу от стиля барокко к классицизму, соседствуют с элементами позднего классицизма. В результате длительного формирования на протяжении 50 лет памятник приобрел сложную объемную композицию. Первоначальный основной объем типа восьмерик на четверике — с крупным барочным куполом, несущим световой барабан и неожиданно крупную луковичную главу (утрачена), и сегодня доминирует над позднейшими пристройкам. С севера, юга и востока к четверику примыкают равные ему по ширине и чуть пониженные объемы двух боковых приделов и главного алтаря, образующие в плане подобие трех рукавов креста. Каждый из них подчеркнут массивным четырехколонным тосканским портиком, завершенным треугольным фронтоном. С запада к основному объему примыкает низкий корпус обширной трапезной с двумя приделами, а с юго- востока и северо-востока — алтари боковых приделов холодной церкви той же высоты. Над всеми четырьмя угловыми алтарями поднимаются невысокие восьмигранные барабаны, несущие купола и вазы, композиционно перекликающиеся с большим куполом храма. Стройная четырехъярусная колокольня, соединенная с трапезной, стоит на продольной оси симметрии здания.
Наиболее старые части сооружения декорированы в стиле раннего классицизма: углы четверика и нижнего яруса колокольни обработаны огибающими рустованными пилястрами; грани восьмерика и двух средних ярусов колокольни фланкируются тосканскими пилястрами (на колокольне — парными), а верхнего яруса — трехчетвертными колоннами; арочные окна восьмерика и проемы звона обрамлены маленькими пилястрами и архивольтами.
Фасады, алтарь и боковые приделы четверика выполнены в позднеклассицистических формах. Колоннам портиков соответствуют пилястры на стенах.
В простенках расположены прямоугольные проемы, над которыми близко, через небольшую перемычку, прорезаны полуциркульные окна. Стены трапезной и боковых алтарей прорезаны прямоугольными окнами в профилированных наличниках, заключенными в ниши; в простенках между ними поставлены пилястры; скругленные углы трапезной рустованы. На северном и южном фасадах сохранились металлические решетки дверей сер. 19 в.
В храме переход от четверика к восьмерику осуществлен через двухступенчатые тромпы. Восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, боковые приделы — крестовыми, холодные алтари — коробовыми, шесть компартиментов двустолпной трапезной — сомкнутыми.
Клеевая роспись выполнена в 1-й трети 19 в. В кон. 19 в. частично прописана маслом. Утрачена на своде, на стенах сохранилась фрагментарно. Выразительное произведение монументальной живописи в стиле классицизма с барочными реминисценциями; отличается крупномасштабностью гризайльного декора и незначительным количеством больших сюжетных композиций. В теплом колорите преобладают фиолетово-коричневые, красные, ярко-желтые тона, контрастирующие с голубыми и бирюзовыми. Такие сочетания придают звучность и утонченность цветовой гамме.
В интерьере собственно храма расположены крупные композиции, на узких поверхностях и сводах приделов — гризайльный орнамент, включающий вазоны, канделябры, розетты, букеты в плетеных корзинах. Окна восьмерика фланкируются гризайльными пилястрами, написанными на блекло-охристом фоне. На трех стенах четверика помещены евангельские сцены: «Поклонение пастухов» (южная), «Отрок Христос проповедует во храме» (северная), «Преображение» (западная). На стенах боковых приделов, в верхнем ярусе написаны «Воскрешение Лазаря» (южный придел), и довольно редкий сюжет «Христос с матерью сыновей Зеведеевых» (северный), в нижнем ярусе — изображения святых. Сюжетные росписи следуют западно-европейским образцам. В композициях прослеживается влияние барокко: сцены динамичны, многофигурны, в них акцентированы сложные ракурсы фигур и жестикуляция.
Четырехъярусный иконостас выполнен во 2-й пол. 19 в. Его формы и декор стилизованы в духе барокко. Резьба витых колонн, украшенных листвой, и фризов слабо проработана и несколько тяжеловесна. По главной оси иконостас венчают две пары витых колонок, фланкирующих сцену «Распятия», написанную маслом на глухой восточной грани восьмерика.
Четыре одинаковые угловые часовни ограды выполнены в классицистических традициях с куполом барочного силуэта. Интересный пример архитектуры малых форм.
Небольшой квадратный объем покрыт четырехскатной кровлей, в которую врезан низкий круглый барабан, служащий основанием для оригинального купола гуськового профиля, увенчанного шпилем (на двух восточных часовнях в кон. 19 в. шпиль заменен на граненую вазу с главкой). Фасады подчеркнуто лаконичны. Стены обходят крупные карниз и фриз, углы обработаны огибающими лопатками. Центр каждой стороны выделен небольшим ризалитом и треугольным фронтоном. На главном фасаде каждой часовни по оси ризалита расположен вход, в боковых частях — окна (все проемы арочные); на остальных фасадах соответственно расположены окна и ложные окна — ниши. У юго-восточной часовни сохранилась дверная металлическая решетка тонкого рисунка (сер. 19 в.).
Главные южные ворота — интересный пример провинциальной архитектуры малых форм сер. 19 в., выдержанный в классицистических традициях. Отличается выразительностью несколько наивно трактованных форм.
Центральная мощная прямоугольная стена, включающая крупный арочный въезд, увенчана фронтоном, двумя ступенями аттика за ним и поздней металлической главкой на пирамидальном основании. По сторонам к ней примыкают пониженные и более узкие стенки, прорезанные также арочными проходами калиток. Устои украшены трехчетвертными укороченными тосканскими колоннами на постаментах, крайние из них заканчиваются вогнутой кровлей и вазой. Средний проезд подчеркнут архивольтом с замковым камнем.
Северные ворота — оригинальный пример архитектуры малых форм в духе эклектики. Четыре массивных квадратных пилона ограничивают центральный широкий проезд и два боковых прохода с калитками (сохранилась решетка восточной). Между более высокими средними пилонами перекинута широкая лучковая перемычка, на которую водружен тяжелый постамент, несущий невысокую тумбу, равную в сечении пилонам. Тумба, как и устои ворот, заканчивается крупным трехступенчатым карнизом и вместе со всеми пилонами формирует общий пирамидальный силуэт ворот. Крайние опоры завершены шпилями на четырехскатных кровлях, средние и тумба — высокими восьмигранными пирамидками с главками (сохранились фрагментарно). Со стороны улицы устои украшены выложенными в кирпиче рустом, нишками, крестами и киотами.
Часовня вне границ церковного участка поставлена к юго-востоку от него, на одной (красной) линии с южной стороной ограды. Является важным элементом панорамы храмового комплекса. Характерный для рубежа 19-20 вв. пример архитектуры малых форм, выдержанный в духе эклектики.
Компактное квадратное сооружение под четырехскатной кровлей увенчано железным восьмигранным барабаном, скругляющимся в верхней части, с граненой вазой и миниатюрной главкой. Стены покрыты выложенным в кирпиче рельефным декором. Главный фасад обращен к торговой улице села. Прорезанный в нем дверной проем имеет профилированное обрамление с арочным верхом. Этот фасад акцентирован также центральным треугольным щипцом, на котором возведен кирпичный крест. На флангах фасадов поставлены мощные широкие лопатки с имитацией руста; на главном они завершены арочными подвышениями-киотами. В центре боковых фасадов арочные окна фланкируются тонкими колонками с дыньками и муфтами.
Внутреннее пространство перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2, М., Наука, 2000, с. 649-657.


icon-car.pngFullscreen-Logo
Порздни. Храмовый комплекс

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Порздни. Храмовый комплекс 57.004745, 42.548997 Порздни. Храмовый комплекс церкви Успения и Преображения

Рубрика: Ивановская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: