Памятники Архитектуры Подмосковья

Великий Новгород. Софийский собор. Детинец

Новгород Великий. Софийский СоборВеликий Новгород. Софийский собор и детинец (Россия, Великий Новгород, Кремль, 11)
Новгородский Кремль (Детинец) открыт для посещения с 6.00 до 24.00

Софийский собор в Великом Новгороде — древнейшее монументальное сооружение города. Построен в 1045 — 1050 гг. (освящен в 1052 г.) князем Владимиром Ярославичем в детинце (так издревле называется центральная укрепленная часть Новгорода на более высоком, левом берегу Волхова, именуемая также кремлем). От Софийского собора все левобережье Новгорода получило название Софийской стороны. 
Софийский собор — пятинефный, с круговыми папертями и с лестничной башней в южной части западной паперти, что делает собор семинефным. Первоначально галереи-паперти были задуманы одноярусными, но в ходе строительства выполнены двухъярусными, причем южная паперть была открытой. Мощное пятиглавие собора дополняется громадной главой лестничной башни, что создает шестиглавие собора. Основной престол — Софии Премудрости (отмечался в день Воздвижения креста и Обновления храма) вместе с приделами (Рождества Богородицы, Иоанна Богослова, Иоанна Предтечи, Иоакима и Анны) образовал семиапсидность (!) храма. 





Ширина собора составляет 100 греческих футов, что равно длине Софии Киевской. Высота примерно такая же. В древности оштукатуренными были только нижние части стен. Верхние представляли «гигантскую мозаику» (Г. М. Штендер) из плитняковых глыб и «прослоек» кирпичных плинф, уложенных в виде разного рода геометрического рисунка. В западный портал собора вставлены так называемые Сигтунские (точнее — Магдебургские) бронзовые двери, созданные в XII в. мастерами Риквином и Вайсмутом, привезенные, вероятно, в том же веке в Новгород и здесь позднее (в XIV в.?) перемонтированные. Наряду с фигурами магдебургских мастеров содержат фигурное изображение мастера Аврама, которому и приписывается перемонтировка дверей. Громадный интерьер собора поражает своим размахом. От первоначальной росписи (середина XI в.) сохранились фигуры пророков в барабане центральной главы, а также изображение Константина и Елены (у южного входа). Немного росписей сохранилось от XII в., в том числе очень выразительный деисус внизу южной стены (в Мартириевской паперти), в котором привлекает своей жизненностью полуфигура апостола Петра. Софийский собор издревле стал средоточием выдающихся произведений изобразительного искусства. В 1336 г. для одного из порталов собора по заказу архиепископа Василия Калики были изготовлены медные двери, расписанные техникой золотой наводки. Двери получили название «Васильевских». Конструкция дверей состоит из двух полотен, расчлененных орнаментированными валиками на несколько ячеек (клейм). Основная тема росписи содержит христологический цикл. Она включает в себя несколько сюжетов апокрифического характера, взятых из сказания о Соломоне и Китоврасе, очень популярного в средневековом мире. Крылатый Китоврас (античный кентавр) в короне держит в руке маленькую фигурку Соломона, которую мечет «в обетованную землю». В стиле росписи дверей отмечаются черты живописности, характерные для искусства XIV в. В XVI в. двери увезены (повелением Ивана Грозного) в Александрову слободу под Москвой (ныне Александров). Находятся в Троицком соборе. На западном фасаде Софийского собора (у южного угла) устроена ниша. Здесь помещался большой каменный крест с рельефной резьбой. Крест выполнен между 1359 и 1388 гг. по заказу архиепископа Алексея и получил название «Алексеевского». Центральная композиция — «Распятое» — отличается экспрессивной напряженностью фигуры Христа. Фигуры других композиций («Благовещение», «Рождество Христово», «Воскресение Христово») тоже очень пластичны и динамичны. Нижняя часть креста утеряна (композиция «Вознесение Христа» представляет реконструкцию). Алексеевский крест находится в музейной экспозиции в Софийском соборе. Из древлехранилища Софийского собора происходит большая деревянная статуя Параскевы Пятницы. По легенде, статуя была принесена в Новгород в 1534 г. вместе со статуей Николы Можайского (в настоящее время находится в Новгородском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике). Ее можно рассматривать как пример статуарных тенденций в русской скульптуре XV—XVI вв., которую неверно считают барельефной. Статуи Параскевы Пятницы и Николы Можайского получили широкое распространение по всей Руси. 
Соборная звонница. Сооружена в XVI в., вобрав в себя части звонницы XV в. Из трехпролетной превратилась в пятипролетную. Первоначальное пятишатровое завершение (XVI в.) заменено в XVIII— XIX вв. одной главой. Основание пятипролетной стенки несет декор XVII в. В том же XVII в. появились богато декорированное крыльцо, а также нарядный двухэтажный домик, пристроенный к южному торцу. В результате в архитектурном образе соборной звонницы черты новгородско-псковской эстетики перемешались с московскими, что не лишает ее выразительности. 
Детинец. Центром ансамбля является Софийский собор. Вокруг него в разное время возникли остальные постройки. Стены детища неоднократно перестраивались. В современном своем виде представляют произведение русского военно-инженерного зодчества конца XV в. (1484—1490). Общая длина стен 1385 м, то есть намного меньше Нижегородского кремля. Подобно последнему, Новгородский детинец имел 13 башен. Сохранилось 9, из них 6 — воротные, некоторые с надвратными храмами (Покровская, Спасская, Владимирская, Федоровская, Пречистенская, Воскресенская; последние две разобраны в XIX в.). Наиболее оригинальна башня Кукуй. Это самая высокая (34 м) башня Новгородского детинца. Построена на основании более старой низкой башни в 1690-х гг. и своей ярусной композицией («восьмерики на четверике») отражает московские архитектурные вкусы конца XVII в. («нарышкинский стиль»). По своему положению в детинце может быть сравнена с башней Часозвоней Нижегородского кремля. Митрополичья и Федоровская башни — круглые в плане. К XV в. относится так называемая Грановитая палата, а также «Евфимиевская часозвоня». Первоначально построенная архиепископом Евфимием в 1443 г. в качестве дозорной башни, часозвоня в 1671 г. обрушилась и сооружена вновь в 1673 г. с сохранением названия «Евфимиевской». Несет черты архитектуры XVII в. С востока к часозвоне примыкает церковь Сергия Радонежского, возведенная в XV в., но позднее тоже несколько видоизмененная. 
В южной части детинца находится церковь Андрея Стратилата. Построена на месте древней церкви Бориса и Глеба. Представляет некоторый отход от обычного новгородского уличанского храма. Вместо стройной пирамидальной композиции наблюдается влечение к горизонтали. Вместо нарядного кирпичного декора в народном духе видим чистые гладкие стены и сочно профилированные карнизы. Миниатюрная главка и однопролетная стенка звонницы над западным входом сообщают постройке несколько гражданский вид. Во всем чувствуется налет «классицизирующего» вкуса в условиях конца XVII в., когда, видимо, сооружен храм. Один из поздних памятников детинца церковь Входа в Иерусалим. Построенная в 1759 г., она представляет довольно редкий для Новгорода образец архитектуры европейского барокко. Некоторыми исследователями приписывается Б. Растрелли. Переделана при приспособлении церкви к гражданским нуждам (лекторий) — Г.К. Вагнер.

Литература:
Г.К. Вагнер Памятники искусства Советского Союза. Старые русские города. М., 1980, стр. 371-373

Схема Кремля Великого Новгорода  и  Ярославова Дворища
КРЕМЛЬ (1-22)
1. Дворцовая башня. XV в.
2. Спасская бдшня. XV в.
3. Княжая башня. XV в.
4. Башня Кокуй. XVII в.
5. Покровская башня, XVI В.
6. Златоустовская башня. XV XVII вв.
7. Митрополичья башня. XV в.
8. Федоровская башня. XVв.
9. Владимирская башня. XV в.
10. Часозвоня. XVII B.
11. Церковь Андрея Стратилата. XVII B.
12. Никитский корпус. XI—XVIII ВВ
13. Звонница Софийского собора. XV-XVIII BB.
14. Софийский собор. 1045—1050 гг.
15. Памятник „Тысячелетие России". 1862 г.
16. Бывшее здание Присутственных мест. XVIII B.
17. Мемориальный комплекс «Вечный огонь славы»
18. Областной театр драмы. Областная филармония.
19. Лихудов корпус. XVII B.
20. Могила поэта Г. Р. Державина.
21. Грановитая палата. 1433 г.
22. Церковь Покрова. XVII B.

ЯРОСЛАВОВО ДВОРИЩЕ И ТОРГ (23-34)
23. Обелиск Героям Советского Союза И. С. Герасименко, А. С. Красшгаву, Л. А. Черемнову, погибшим в 1942 г.
24. Аркада Гостиного двора (остатки). XVII-XVIIIB В.
25. Церковь Жен-мироносиц. 1510 г.
26. Воротная башня Гостиного двора. XVII B.
27. Церковь Прокопия. 1529 г.
28. Николо-Дворищенский собop. 1113 -1136 гг.
29. Церковь Параскевы Пятницы. 1207 г.
30. Церковь Успения на Торгу. 1135 г.
31. Церковь Георгия на Торгу. XVII – XVIII BB.
32. Церковь Иоанна на Опоках. 1127—1130 гг.
33. Путевой дворец. XVIII—XIX вв. (Дом культуры).
34. Выставочные залы музея.

И.Э. Грабарь
История русского искусства

СОФИЯ НОВГОРОДСКАЯ И НАЧАЛО САМОБЫТНОСТИ

 
Искусство Новгорода и Пскова, некогда великое и сильное, сложившееся под византийскими влияниями, не тронутое татарами, но стертое Москвой, заключает в себе уже все основы русского самобытного понимания красоты. Городские стены, башни, храмы и несколько частных домов — вот все, что оставили нам два великих вечевых города. Древнейший памятник Новгорода — Св. София, центр религиозной жизни нашего севера, была построена сыном Ярослава Мудрого, вел. князем Владимиром Ярославовичем в 1045—1052 годах на месте дубового рубленого храма “о тринадцати верхах”, поставленного первым новгородским епископом Иоакимом в 989 г. и сгоревшего в 1045 г. Посланный князем Владимиром крестить новгородцев, он построил в первый же год кроме этой деревянной церкви еще каменную во имя Иоакима и Анны [Новгор. III лет. под 6497 годом.]. Для построения новой Софии были вызваны византийские зодчие, которые в течение семи лет эту церковь “устрояша вельми прекрасну и превелику”. Образцом им служила отчасти София цареградская, но главным образом вдохновленная ею София киевская, незадолго перед тем, в 1037 году, отстроенная Ярославом [Архимандрит Макарий. “Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях”. Москва, 1860. Часть I, стр 41. В дальнейшем все ссылки сделаны исключительно на I часть этого труда, содержащую описание собственно церквей, тогда как часть II заключает описание древних предметов, находящихся в этих церквах.]. Кладка стен по византийскому принципу строительства произведена из местного камня с прокладкой рядов тонкого кирпича. После реставрации 1893 года определилось ясно, что стены древнего собора обннмали собою среднюю часть современной постройки, о боковых же частях ее, стоящих на древних фундаментах, летописцы, не упускающие обыкновенно даже самых незначительных подробностей в жизни новгородской святыни, не говорят ни слова [Наиболее вдумчивый исследователь новгородских древностей, архимандрит Макарий, в своем обширном труде приходит к выводу, что не все приделы Св. Софии построены одновременно с главным храмом и самый ранний из них, придел Рождества Богородицы с южной стороны, появился только между 1178 и 1180 годом. (“Археолог. описание древностей в Новгороде”, ч. I, стр. 59).]. Ширина древней средней части собора с тремя алтарными полукружиями, или апсидами, — 8 сажен, длина же от конца апсиды до начала стены около 13 ½ саж., не считая башни с лестницей на хоры. Ширина среднего пролета, a равно и внутренний диаметр собора — 3 сажени, как и в Софии киевской; высота от пола до верха купола — 18 саж. В настоящее время собор оштукатурен и не имеет свинцовых покрытий по сводам и главам, о которых упоминает летопись. Все пристройки с четырьмя приделами и древней башней включены в одно общее здание, перекрытое плоскими крышами, реставрированными в 1893 г., купола же и башня остались с позднейшими луковичными покрытиями. Внутренний вид древней части представляет собою типичную византийскую церковь с куполом, возведенным на четырех квадратных столбах. 
Хоры, или, как их называли в старину, “полати”, расположены с трех сторон — северной, западной и южной, и устроены на сводах. Средняя апсида — красивой удлиненной формы; ее стены на высоту человеческого роста богато облицованы мозаикой геометрического рисунка. В древности все стены собора были сплошь расписаны фресками, и всем памятна красивая легенда о сжимавшейся и разжимавшейся грозной деснице Вседержителя. Фреска эта, написанная в куполе, хорошо сохранилась до наших дней, так же как и открытая недавно роспись барабана. Алтарь отделялся от храма преградой, ныне не существующей, как и все раннее убранство собора, немало терпевшего от грабежей, которыми сопровождались частые войны. София при взгляде на нее с Волховского моста представляется таким же великим палладиумом, каким она и была для Новгорода за свое почти тысячелетнее существование. Гениально задуманная общая идея масс собора завершается пятиглавием, поразительным по своей художественной концепции; особенно прекрасен силуэт средней главы, прямо бесподобный по тонкой прорисовке своих линий. Пристройки и переделки последующих времен придали особую жизненность и живописность этому памятнику; утратив благодаря наслоению времен свой первоначальный византийский облик, святыня приобрела чисто русский колорит, особенно в деталях белых оштукатуренных стен с цветным пятном живописи над входом, золотом и серебром своих куполов. Поразительно чутье этих древних зодчих, которые с таким пониманием архитектурных пропорций и типичности перестраивали и расширяли собор, не нарушая своими наслоениями общей идеи величия Св. Софии. Главный, западный вход с знаменитыми Корсунскими вратами [Подробности о них см.], несмотря на свое более позднее происхождение, очень красит величественную гладь стены, рисуясь на ней густым ковровым пятном. 
Красивы и интересны по деталям наличники окна и портала. С южной стороны под новейшим дубовым тамбуром сохранилось богато обработанное окно. Входя через тамбур, попадаешь на линию поперечной оси храма. Направо, в Рождественском приделе, великолепный басменный иконостас с прекрасными иконами, не испорченный ни временем, ни поновлениями, если не считать неудачно возобновленных тябл. Этот иконостас является образцом лучших традиций декоративного искусства древних мастеров. Внутренность храма слабо освещена и носит характер сурового величия, неприятно нарушаемого яркими новыми ризами иконостаса и пестрой реставрацией царских мест. Большинство икон великолепны, начиная с древнейших корсунских в прекрасных басменных окладах еще чисто византийского рисунка и кончая отдельно стоящими иконами новгородского письма 14-го и 15-го века. Причудливые, датированные 15-м веком паникадила интересными силуэтами рисуются на фоне стен, покрытых ныне живописью и орнаментами, далекими от вдохновения красивым прошлым. Ризница собора, несмотря на многократные расхищения, полна ярких и живых образцов прикладного искусства. Нельзя не упомянуть о знаменитом амвоне, “Пещи огненной”, ныне взятом в Музей императора Александра III в Петербурге.


Федеральное государственное
бюджетное учреждение культуры

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЪЕДИНЁННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК»

173007, Великий Новгород, Кремль, 11
(8162) 77-36-08 ‒ приёмная
(8162) 77-37-38 ‒ информационная служба музея
(8162) 77-37-70 ‒ 
8-921-207-37-70 ‒ заказ экскурсий
(8162) 76-63-30 ‒ юридический отдел

Ансамбль Новгородского Кремля является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
В настоящее время в зданиях на территории Кремля размещаются: Новгородский музей-заповедник (основан в 1865 году), областная научная библиотека, областная филармония, музыкальное училище. Кремль открыт для посещения с 6:00 до 24:00.

Софийский собор 9:00 – 20:00
В 1991 г. Софийский собор возвращен Русской Православной Церкви.
В настоящее время – это Кафедральный храм Новгородской митрополии. Учитывая ценность и значение памятника, Новгородский музей-заповедник организует в соборе экскурсии.

Башня Кокуй 12:00 — 20:00 (перерыв 14:30 — 15:30)
Выходной – понедельник, четверг. Санитарный день – последняя среда месяца
Здесь можно посетить выставку «Башни и стены Кремля». В башне открыта смотровая площадка, оборудованная телескопами с 60-кратным увеличением, откуда можно осмотреть город и его окрестности.

Звонница Софийского собора Понедельник – четверг: 10:00 — 18:00 (перерыв 14:00 — 15:00) Пятница, суббота, воскресенье: 10:00 — 20:00 (перерыв 14:00 — 15:00)
Выходной — среда

Памятник архитектуры и кампанологии XV – XVIII вв. Расположена в северо-восточной части Кремля. Первые сведения в летописях относятся к 1437 г. Является одним из ранних подколоколенных сооружений типа грядой (звонница-стена), оказала большое влияние на развитие этого типа зданий (звонницы Юрьева, Успенского, Тихвинского, Соловецкого и др. монастырей). С начала 1990-х гг. памятник используется по первоначальному назначению.
 
В помещении второго этажа работает выставка «Древние колокола Великого Новгорода», на которой представлены колокола XVI – XVII вв. Самый маленький весит около 24 кг, а самый большой около 320 кг. В настоящее время нигде, кроме Новгорода, не сохранилось полноценного подбора колоколов, начиная со времени их массового производства (XVI в.).
С верхней смотровой площадки можно полюбоваться прекрасным видом города.

Главное здание музея (Здание Присутственных мест) 10:00 – 18:00, 10:00 – 19:00 по пятницам, субботам и воскресеньям. Выходной день – вторник. Санитарный день – последний четверг месяца.
Главное административное учреждение Новгородской губернии XVIII – XIX вв. Проект здания Присутственных мест разработал губернский архитектор В.С. Поливанов. В Присутственных местах размещались уездное казначейство, уголовный и гражданские суды, казенная палата, Приказ Общественного призрения, губернская чертежная и другие организации. Подвалы были заняты винными «магазинами» – складами.
Памятник в современном виде – типичная постройка эпохи классицизма. В настоящее время в здании расположены основные экспозиции музея.

Церковь Андрея Стратилата 10:00 – 18:00
Выходные – вторник, среда.
Расположена в южной части Кремля. Первоначально являлась южным приделом церкви Бориса и Глеба, построенной в 1167 – 1173 гг. по заказу Сотко Сытиныча, которого часто отождествляют с былинным героем – «торговым гостем» купцом Садко. В 1441 г. собор был перестроен по велению архиепископа Евфимия, при этом на мощное основание лестничной башни XII в. был поставлен небольшой придел в честь святого воина-мученика Андрея Стратилата.

Владычная (Грановитая) палата  10:00-18:00
Выходной — понедельник, санитарный день — первая среда месяца
Владычная (Грановитая) палата – единственная сохранившаяся до наших дней постройка архитектурного комплекса Владычного двора, сооруженного, согласно летописи, по инициативе новгородского архиепископа Евфимия II в 1430–1440-е гг. Палата – уникальный в истории древнерусской архитектуры памятник, выполненный в стиле западноевропейской готики. Это трехэтажное кирпичное здание, сооруженное при участии немецких мастеров. Парадные помещения палаты перекрыты нервюрными сводами с выступающими ребрами – гранями, чем и объясняется ее второе название – Грановитая. Стены Владычной палаты были расписаны фресками, фрагменты которых, датируемые XV – XIX веками, и сейчас можно увидеть в ее интерьере. В 1436 году на фасаде палаты появилась большая по тем временам редкость – «часы звонящие». Верхний зал палаты был задействован в торжественных церемониях архиерейского дома. В наземном этаже, где находился «Питейный погреб», иногда совершались праздничные трапезы. Подвальный этаж предназначался для хранения съестных припасов и кухонной утвари, некоторые его помещения иногда использовались в качестве темницы. Во Владычной палате проходили все важнейшие события — прием послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

В настоящее время в Грановитой палате работают две выставки.

Дворцовая башня Новгородского Кремля Верхний ярус (через Боевой ход)
10:00 — 18:00 (перерыв 14:00 — 15:00)
Пятница, суббота, воскресенье 10:00 — 20:00 (перерыв 14:00 — 15:00)
Выходной — среда
Нижний ярус (вход в южной части кремля)
10:00 — 18:00 (перерыв 14:30 — 15:30)
Выходной — вторник, среда
Дворцовая башня была выстроена в 1484—1499 годах на фундаменте начала XV века и была предназначена для военных целей. На протяжении веков она подвергалась перестройкам и значительным ремонтам. В XIX веке в башне размещались архивы Судебной палаты и казначейства. В 1903 году по инициативе отдела императорского общества судоходства решался вопрос о приспособлении башни под шкиперскую школу и музей судоходства с библиотекой и залом заседаний при них, а также предполагалось использовать ее как маяк для ильменских судов. Но археологам того времени перестройку башни под эти нужды удалось предотвратить. А в 1966—1967 годах по проекту А.В. Воробьёва башня была восстановлена в формах XV века после того, как она сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Из башни открывается вид на широкие просторы Волхова, на Нередицу, Рюриково городище, Юрьев монастырь, на зеленые заливные луга.

Боевой ход Кремля Понедельник — четверг: 10:00 — 18:00, перерыв 14:00 — 15:00
Пятница, суббота, воскресенье: 10:00 — 20:00, перерыв 14:00 — 15:00
Выходной — среда.
На участке, по которому в настоящее время пролегает маршрут «боевого хода», находилось шесть башен: Пречистенская, Борисоглебская, Дворцовая, Княжая, Спасская, башня Кокуй.

На месте Пречистенской арки стояла одноимённая башня с воротами, ведущими к Великому мосту.

Своё название башня получила от надвратной каменной церкви Положения ризы и пояса Пречистой Богородицы. Каменная Пречистенская башня была построена в XIV веке, а в конце XV столетия выстроена заново.

icon-car.pngFullscreen-Logo
Великий Новгород. Софийский собор. Детинец.

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Великий Новгород. Софийский собор. Детинец. 58.522075, 31.276724 Великий Новгород. Софийский собор и детинец

Рубрика: Новгородская область

Ваш вклад в развитие проекта:

Другие усадьбы в данном районе: