Усадьба Студеные ключи

Усадьба Студеные ключи Н.П. Рузского (Россия, Ивановская область, Заволжский район, Студеные ключи)

Частная собственность, доступ на территорию закрыт

В Ивановской области дворянские усадьбы — раритеты, архитектурный баланс в регионе восполняется за счет церковного зодчества, пережившего здесь бурный расцвет. Небывалое распространение получили храмовые ансамбли, села как будто щеголяли друг перед другом обилием церквей, соперничая в роскоши экстерьера и внутреннего убранства. Это был своего рода индикатор состоятельности местного купечества. 
На фоне многочисленных культовых построек, описанных в Своде памятников архитектуры и монументального искусства России (Ивановская область) мое внимание привлекла усадьба с поэтическим названием «Студеные ключи». При планировании поездки по Ивановской «губернии» я имела твердое намерение там побывать.

Описание усадьбы Студеные ключи

Усадьба Студеные ключиСразу скажу, что схема, опубликованная в Своде, откровенно дезинформировала – «Ключи» находятся по другую сторону моста через Волгу. Это затруднило поиски, тем более, что мы столкнулись с совершенным незнанием топографии коренным населением. На вопрос: «Где находится старинный дом или усадьба такая то?» — в ответ нам только пожимали плечами. В итоге, поколесив совсем рядом по проселкам с убийственной колейностью, мы выбрались на исходную позицию – шоссе, тогда то и обратили внимание на неприметную дорогу, ныряющую за АЗС. Она привела нас к дощатому забору, за которым я разглядела заветный особняк с колоннами. Как комплекс использовался в советское время не берусь утверждать. Возможно функционировал как пионерский лагерь или дом отдыха… вот только нет поблизости жилых корпусов, а дом маловат для подобных учреждений…
Усадьба Н.П. Рузского (нач. XX в.) расположена в живописном парке, на участке, вытянутом вдоль высокого левого берега Волги (на юге) и ограниченном с востока глубоким оврагом. На северо-западе парк граничит с лесным массивом. Начало формирования комплекса относится к сер. 19 в., когда был построен каменный жилой дом (не сохр.). В 1912 г. усадьбу в урочище «Гребень» приобрел генерал от инфантерии Николай Павлович Рузский (1862—1927), участник русско-японской и первой мировой войн. Рядом со старым домом, вдоль главной аллеи, проходящей параллельно берегу Волги, были сооружены деревянные флигель и конюшня. Позднее к западу от них, на пересечении двух аллей (главной и перпендикулярной ей), составляющих основу планировки парка, построен главный дом — яркое сооружение в формах неоклассицизма. Северным фасадом он обращен на полукруглый парадный двор, к которому ведет перпендикулярная аллея — подъездная дорога, обсаженная березами и елями; южный фасад выходит в пейзажный парк, спускающийся к Волге. Участок перед спуском ограничивает еще одна липовая аллея, параллельная главной. Интересный и редкий для области усадебный комплекс в стиле неоклассицизма.

Архивные материалы усадьбы Студеные ключи:

1. Главный дом, парковый фасад
2. Главный дом, парадный фасад
3. Фрагмент парадной лестницы барского дома
4. Усадьба Студеные ключи, конюшня
5. Флигель
6. План усадьбы Студеные ключи
7. План 1-го этажа главного дома
Изображения 1-7 — Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Отв. ред. Е. Г. Щёболева. Ч. 2. М., 2000


Экспликация к плану:

  1. Главный дом
  2. Конюшня
  3. Флигель
  4. Липовая аллея
  5. Аллея берез и елей

Главный дом — крупное одноэтажное с полуподвалом здание, вытянутое вдоль берега и симметричное относительно поперечной оси. Оно имеет трехчастную композицию: центр повышен над боковыми крыльями мезонином, над последним, в свою очередь, поднимается невысокий квадратный в плане объем, завершенный уплощенным куполом. Средняя часть здания выдвинута к северу, образуя на северном фасаде ризалит, а на южном, парковом, — лоджию. Перед лоджией устроена широкая терраса, выделенная П-образным в плане портиком тосканского ордера. Терраса связана с парком открытыми лестницами с ограждениями в виде крупных волют. На кровле портика устроен балкон мезонина. Вторая полукруглая терраса с шестью тосканскими колоннами и лестничными спусками по сторонам расположена в центре западного торцового фасада. С востока ей вторит полукруглый эркер, также с лестницами, ведущими к боковому входу.
формы классицизма: портики южного и западного фасадов, полуциркульные окна во фронтонах мезонина, гладкие пилястры, украшающие ризалит главного фасада и эркер, полуциркульные ниши в профилированных обрамлениях над окнами, неполный антаблемент с широкой выносной плитой карниза.
Внутренняя планировка в основном сохранилась. Вестибюль решен в двух уровнях. Верхняя его часть по сторонам лестницы фланкирована двумя парами приземистых колонн. Следующее за ним небольшое трехчастное сводчатое помещение связывает все комнаты дома. Расположенный далее центральный зал с выходом на южную террасу освещен крупными арочными окнами. В нем сохранились карнизы с модульонами и розетками, камин. По сторонам зала размещены Г-образные в плане гостиные, расчлененные парами колонн. Среди более мелких комнат выделяется восточная гостиная с эркером. Часть мебели из обстановки дома экспонируется в Кинешемском краеведческом музее.»
Что касаемо других построек имения (жилого флигеля и конюшни), то я не могу подтвердить их наличие, т.к. не обследовала прилегающую к дому территорию.

Литература:
Свод памятников архитектуры и монументального искусства России (Ивановская область) Т. 2 М.: Наука, 2000 с. 247-249

Схема проезда

icon-car.pngFullscreen-Logo
Усадьба Студеные ключи

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Усадьба Студеные ключи57.500054, 42.081499Усадьба Студеные ключи
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: